Состояние системы высшего образования России
Социально-экономические и государственно-политические преобразования 1990-х годов ХХ века существенно повлияли на систему образования России и позволили ей осуществить академическую автономию учебных заведений, реализовать вариативность образовательных программ, многообразие учебных заведений. Развить негосударственный сектор образования. Данные процессы получили свое законодательное закрепление в Законе РФ и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Последние десятилетия характеризуются ростом количества вузов в стране и ростом численности студентов в вузах. Но, несмотря на внешние положительные перемены, общесистемный социально-экономический кризис 90-х годов ХХ века сильно повлиял на систему высшего образования в России. Начиная с 1991 года наше государство лишилось значительной части своего потенциала в сфере высшего образования. вузы покинуло около 300 тыс. самых квалифицированных преподавателей и ученых, часть из них вообще уехала из страны, почти в 20 раз уменьшились объемы научно-исследовательских работ, которые выполнялись в вузах, так же сузилась область их внедрения, а количество авторских свидетельств и патентов, регистрируемых в России уменьшилось в 100 раз. [15] Сильно сократилось бюджетное финансирование вузов, почти прекратилось поступление нового учебно-лабораторного оборудования. Структура высшего образования более не соответствовала нуждам народного хозяйства, а отражала, главным образом, конъюнктурные интересы поступающих и их родителей, которые стремились к получению престижной профессии. Итогом стало снижение качества обучения и профессиональной подготовки кадров. При анализе системы высшего образования выявились его основные проблемы: [15] демографический спад, который при отсутствии необходимых мер упреждения, может повлечь безвозвратную потерю потенциала высшей школы; неравноправный доступ для выпускников школ из регионов, сельской местности, семей с низким уровнем дохода к поступлению в вузы страны; разрыв между требованиями при вступительных испытаниях в вузах и уровнем знаний выпускников, большое распространение репетиторов и разных платных курсов при подготовке в вуз; пришедшая в упадок научная и учебно-методическая работа в вузах и система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; ограниченная мобильность населения, приводящая к появлению выраженной тенденции регионализации образования; сокращение источников финансирования и устаревшие лабораторно-технические базы вузов; отсутствие системы адаптации молодых специалистов в области общественного производства, которая является необходимой из-за несоответствия профессионального профиля выпускников вузов нуждам трансформирующихся рынков труда регионов; начавшийся процесс старения научных кадров высшей школы; невозможность системы высшего образования оперативно и адекватно ответить на изменения потребностей общества. Для того чтобы решить данные проблемы была разработана «Концепция модернизации российского образования» и поставлены следующие задачи: обеспечить государственные гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достичь нового современного качества профессионального образования; сформировать в системе образования нормативно-правовые и организационно-экономические механизмы привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повысить социальный статус и профессионализм работников образования, усилить их государственную и общественную поддержки; развить образование как открытую государственно-общественную систему, которая основывалась бы на распределении ответственности между субъектами образовательной политики и повышала роль всех участников образовательного процесса, в число которого входят обучающееся, педагоги, родители, образовательное учреждение. Но модернизация системы образования реализуется при достаточно противоречивых условиях. Наметилась тенденция переноса финансовой ответственности за профессиональное образование на региональные и муниципальные бюджеты. Данный подход при сильных отличиях финансовых возможностей регионов страны может повлечь за собой подрыв принципов федерализма, разрушение единого образовательного пространства России, дальнейшее снижение мобильности и доступа к образованию. Передача функций из федерального ведения в региональные является перекладыванием стратегических функций и проблем государства на учебные заведения. Таким образом, проводимая модернизация системы учреждений высшего профессионального образования, целью которой является обеспечение их соответствия (по номенклатуре специальностей и объемам подготовки специалистов) потребителям региона ведет к образованию региональных замкнутых рынков труда и образовательных услуг, усиливает разрыв между вузами столицы и региональными вузами.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |