Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рыночная трансформация системы высшего образования России



2020-03-19 204 Обсуждений (0)
Рыночная трансформация системы высшего образования России 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие рыночных отношений в России сильно повлияло на экономические условия функционирования государственных вузов страны. Появилась повышенная нестабильность и нарастающая неопределенность внешней среды, сократилось бюджетное финансирование высшей школы. Перед вузами остро встала проблема обеспечения жизнедеятельности, поддержки на достаточном уровне финансового состояния и поиска источников устойчивого развития. Очевидным направлением для решения данных проблем стала внебюджетная деятельность. Она, с одной стороны, помогла расширить источники содержания и развития вузов, а с другой стороны способствовала адаптации вузов к рыночной экономике.

На сегодняшний день в России сформирован рынок образовательных услуг, которому можно дать определение как системе экономических отношений между субъектами в сфере купли-продажи образовательных услуг, которые в силу данного условия стали товарами.

К основной функции данного рынка относится выполнение роли связующего звена между производителем и потребителем образовательных услуг. [10]

По вопросу понятия услуг вообще и образовательных услуг, в частности, в экономической теории всегда происходили дискуссии. Так, Х. Ворачск считает, что ни одна попытка дать определение услуге не увенчалась успехом. [4]

В экономической литературе представлено множество определений услуге. Самым распространенным является определение услуги как полезного действия, дела, поступка или же действия вообще. Конечно, данное определение имеет общий характер. [12]

Например, Р. Матери дает такое определение: «Услуги являются нематериальными активами, производимыми для целей сбыта».[12] Нематериальные активы - это ценности, которые не являются физическими. Вещественными объектами, но имеют стоимостную, денежную оценку. Услуга - это процесс, определенный ряд действий. Данные действия могут являться инструментом производства ценностей, они могут создавать ценность, но сами самостоятельной ценностью быть не могут.

По определению К. Гренрооса, услуга является процессом, включающим серию неосязаемых действий, осуществляемые по необходимости в процессе взаимодействия покупателей и обслуживающего персонала, физическими ресурсами, системами предприятия - поставщиками услуг. Данный процесс, традиционно, имеет направление на решение проблем покупателя услуги.

М.А. Лукашенко считает, что «Образовательная услуга является совокупностью целесообразной деятельности, которая имеет своей целью удовлетворять потребность субъекта в образовании, и в промежуточных образовательных продуктах, в форме вещи, которые сопровождают эту деятельность».[10]

Образовательная услуга является доминирующим продуктом деятельности вуза и имеет определенные свойства и особенности. Услуги в области нематериального производства имеют пять основных характеристик: [14]

неосязаемость и нематериальный характер. Основной сложностью, как производителя, так и потребителя образовательной услуги является высокая степень неопределенности - качество услуги трудно оценить до ее получения, а в некоторых сферах и после получения. Поэтому потребитель стоит перед весьма сложным выбором устраивающего его производителя услуг. У производителя, в свою очередь, возникают проблемы с демонстрацией качества и эффективности своих услуг, а так же отличия их от услуг конкурентов. Неосязаемость услуги часто влечет за собой то, что ведущим фактором при выборе производителя становиться цена предложения, его эффективность, действующие стереотипы.

неразрывность производства и потребления. Услуги в отличие от товара не производятся заранее, то есть при отсутствии клиента и заказа. С точки зрения этой позиции производство и потребление имеют тесную взаимосвязь, которая, в свою очередь, создает потребителю сложности, так как он не может сравнительно проанализировать конкурирующие предложения.

неотделимость от источника. Услугу невозможно отделить от своего производителя, тогда как товар в материальном виде может существовать отдельно от источника. Это условие количественно ограничивает потребителей услуги.

непостоянство качества. Качество услуги может колебаться в широких пределах. На него оказывают влияние производитель, время, место оказания услуги и иные факторы. Изменчивость услуги объясняется многими факторами, к которым относятся: квалификация исполнителя и степень его мотивации, уровень материального и информационного обеспечения, интенсивность конкурентного соперничества, высокая степень индивидуализации отдельных видов услуг и т.п.

невозможность хранения услуги. Эта особенность чрезвычайно важна в условиях непостоянного спроса на услуги. Поэтому для производителя становиться актуальным вопрос согласования спроса и предложения.

Образовательная услуга характеризуется как общими свойствами услуг нематериальной сферы, так и специфическими свойствами, которые присущи только ей. К таким частным, специфическим свойствам относятся следующие характеристики:

образовательные услуги нематериальны. Работа преподавателей, читающих лекции, проводящих семинарские, лабораторные или практические занятия, не воплощается в материальном продукте. Из-за этого потребителю трудно заранее оценить качество услуги. Для того чтобы облегчить процедуру оценки производитель образовательной услуги для анализа предлагает потенциальному потребителю различные разъясняющие и сопроводительные материалы, к которым обычно относиться информация о методах и формах обучения, программы, учебные планы и др.

неразрывность процесса производства и процесса потребления для образовательной услуги является характерной. Данные процессы совмещены во времени, то есть образовательная услуга в качестве товара потребляется в тот же момент, что и производится

образовательные услуги неотделимы от источника - конкретных физических лиц, которые оказывают услуги. Замена преподавателя зачастую оказывает большое влияние, как на ход учебного процесса, так и на его результат.

образовательная услуга характеризуется непостоянством качества, во многом это объясняется предыдущей характеристикой - неотделимостью услуги от источника. Очевидно, что на качество учебного процесса оказывает влияние множество факторов.

образовательные услуги не сохраняемы. Для образовательной услуги это свойство трактуется двояко. С одной стороны, образовательную услугу невозможно заготовить и складировать как товар, хотя учебная информация может храниться на материальных носителях. С другой стороны, человек со временем забывает полученную в процессе бучения информацию, а знания имеют свойство стареть. Несохраняемость образовательной услуги объясняет необходимость непрерывного процесса образования, а также развитие систем информационной и интеллектуальной поддержки потребителя образовательной услуги в ходе его трудовой деятельности.

На образовательную услугу оказывает влияние предшествующий уровень образования субъекта, его интеллектуальные возможности, способности и желания участвовать в потреблении образовательной услуги. Как правило, одна и та же образовательная программа определенного производителя может по-разному реализовываться в различных аудиториях. Потребление образовательной услуги влечет за собой совершенствование качества рабочей силы. Поэтому, можно утверждать, что образовательная услуга, исчезая в ходе потребления, ведет к повышению качества другого товара - рабочей силы.

Образовательная услуга становиться элементом воспроизводства рабочей силы. Для образовательной услуги с точки зрения потребителя услуги характерна отдаленность материальной выгоды. Это объясняется особенностями самой системы образования, к которым относятся: непрерывность, многоуровневая структура, большая продолжительность отдельных ступеней образования.

Так же характерной чертой образовательной услуги является ее существенная цена. На данный факт влияет высокий уровень квалификации исполнителей, необходимость материально-технического и информационного обеспечения процесса обучения.

Образовательная услуга характеризуется двойственностью своей полезности. С одной стороны она полезна для отдельного субъекта потребителя услуги, с другой стороны - она полезна для общества. Полезность для отдельного субъекта тоже трактуется двояко: с одной стороны, она способствует интеллектуальному обогащению личности, повышает ее культурный и нравственный уровень. А с другой стороны - это эффективное средство для получения материальных выгод, увеличения доходов.

Помимо этого, дуализм образовательной услуги заключается еще и в том, что она, с одной стороны, имеет свойство общественного блага. Чистое общественное благо - это всеобщее достояние, производство и распределение которого относится к общественному сектору экономики и осуществляется за счет средств общества и в интересах всех его членов.

Но с другой стороны, полностью отнести к общественному благу образовательную услугу нельзя.

Это объясняется тем, что вуз, оказывая платные образовательные услуги, является носителем частных благ, которые имеют свойство исключительности и реализуются на индивидуальной основе. Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная услуга является смешанным благом. Двойственность природы образовательных услуг является прямым объяснением ограниченности возможностей коммерциализации и ограниченности использования рыночного механизма регулирования цен в области образовательных услуг.

На рынке образовательных услуг основными субъектами экономических отношений являются производители и потребители. Общество и государство в качестве потребителей ожидают развитие экономики страны, рост благосостояния граждан, повешение уровня культуры и образованности, социальной и политической грамотности посредствам обучения и воспитания активных, всесторонне развитых, зрелых членов общества. На рисунке № 1 представлена схема взаимодействия общества и образовательной системы. [9]

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятия и организации в качестве потребителей продукции вузов заинтересованы в получении специалистов, которые имеют необходимые профессиональные знания, положительное отношение к своей профессии и которые с минимальными для организации временными и материальными издержками включаются в производственный процесс.

При этом работодатели часто готовы сотрудничать с вузами, с одной стороны, возмещая затраты на подготовку квалифицированных специалистов, а с другой стороны, требуя расширения границ стандартных образовательных программ.

В свою очередь обучаемый в качестве потребителя услуг вуза стремиться к повышению уровня образованности, интеллектуального уровня, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, увеличивать свои доходы и повышать социальный статус.

 


 

Рис. № 1 Схема взаимодействия общества и образовательной системы

 



2020-03-19 204 Обсуждений (0)
Рыночная трансформация системы высшего образования России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рыночная трансформация системы высшего образования России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)