Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономика знаний - новое направление экономической науки



2020-03-19 207 Обсуждений (0)
Экономика знаний - новое направление экономической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время активно развивается новое направление экономической науки - экономика знаний. Экономика знаний или экономика, базирующаяся на знаниях, является новым типом экономики, в котором знания играют главную роль, а их производство является источником роста экономики.

Интеллектуальную составляющую в экономическом росте исследовало много авторов. Так Л. Туроу оценил состояние мировой экономики, благосостояние стран, компаний и даже отдельных граждан согласно достигнутого ими уровня развития экономики знаний.[17] Е. В. Сафонова сформулировала набор правил, действуя согласно которому, можно подняться на высокий уровень благосостояния в обществе, в котором знания играют определяющую роль. Но ни теоретической модели, ни результатов практического применения, подтверждающего справедливость и эффективность этих правил автор не приводит.[16] Л. Н. Макаров уточнил понимание предмета экономики знаний, проиллюстрировал теоретические положения при помощи примеров из экономки, которые были основаны на данных мировой экономической статистики.[11]

П. Ромер построил теоретическую модель экономического роста, в которой одним из определяющих факторов является определенная оценка уровня развития технологий. Данная модель является вариантом классической модели Кобба-Дугласа и модели Солоу. Заданными переменными на входе являются физический капитал, рабочая сила, человеческий капитал и уровень развития технологий. Для того чтобы описать взаимосвязь между выпуском продукции и переменными предложена система дифференцированных уравнений. Особенность данной модели состоит в том, что человеческий капитал предлагается разделить на две части: капитал, который используется в производстве и капитал, который используется в исследовательском секторе экономики.

Интерес к экономике знаний вызван тем, что обладание знаниями, новыми технологиями, способностью их внедрения в жизнь является определяющим фактором эффективного развития экономики.

Подход с точки зрения экономики знаний полезен также и для оценивания качества жизни населения. Вопрос оценки качества жизни населения и построения ее интегральных индикаторов в экономических исследованиях занимает много места. Данное направление исследований считается достаточно новым и перспективным, так как необходимо согласовывать различные синтетические категории качества жизни населения и ключевые факторы, их определяющие.

Качество жизни населения напрямую зависит от инвестиций государства в развитие прикладных и теоретических исследований в области образования. В связи с этим можно предположить, что если государство ставит перед собой цель повысить уровень развития экономики, а в частности уровень благосостояния населения, то оно должно осуществлять большие инвестиции в НИОКОР. Доказано, что для получения заметных результатов, инвестиции должны составлять 3 - 4% ВВП в год. Такое финансирование не должно носить единовременный характер, его необходимо осуществлять не менее 10 - 12 лет, ежегодно.

Еще одним важным направлением исследований экономики знаний является решение проблемы индивидуального выбора на рынке образовательных услуг. Актуален вопрос учета предпочтений индивида, которые могут сильно отличаться от предпочтений членов его семьи. В данном случае выбор образовательной услуги, образовательного учреждения, профиля образования является результатом коллективного решения, при котором предпочтения и интересы индивида могут учитываться не в полной мере.

В литературе представлены экономико-математические модели, которые имитируют реальные ситуации. Их целью является количественное выражение функции прогресса развития экономики. По мнению В.В. Чекмарева и Е. М. Скаржинской, субъективное восприятие и измерение времени как блага и как производственного фактора применительно к рынку образовательных услуг является последовательным развитием принципа методологического индивидуализма. [16, c. 136] Если предположить, что существует рациональный характер выбора образовательной услуги, то возникает противоречие убеждениям о неполной информированности потребителей об образовательных услугах и о наличии препятствий в процессе сравнения альтернатив. Влияние данных факторов на выбор образовательных услуг приобретает особое значение, так как человек вынужден пользоваться нечеткими оценками: «Образовательное учреждение А скорее всего лучше такого же учреждения В». При этом если происходит незначительное изменение какого-либо из факторов, это может радикально повлиять на выбор поведения и существенно уменьшить число альтернативных вариантов.

Другой подход к уточнению ожидаемого спроса на образовательные услуги представлен в работе Т.К. Екшикеева и А.В. Николаева. [7, c.347] К примеру, существует два образовательных центра. При этом в одном из них А представлен широкий спектр образовательных услуг по доступным ценам, но находится этот центр далеко. Другой образовательный центр представляет более узкий спектр образовательных услуг, цены выше, но находится он ближе. Для того чтобы определить выбор объекта по оказанию образовательной услуги используется гравитационная модель «притягательных центров тяготения» Рейли. Хотя в работе Т.К. Екшикеева и А.В. Николаева она представлена в упрощенном варианте, данная модель может являться хорошей основой для приблизительной оценки распределения спроса на образовательные услуги. (рис. № 2) [17]

Линии безразличия предпочтений в модели Рейли на рис. 4.1. представлены окружностью, на рис. 4.2 - гиперболой. Использование модели Рейли позволяет оценить графически влияние системы предпочтений на распределение спроса на образовательное учреждение в пространстве.

Гравитационная модель «притягательных центров тяготения» Рейли.

 


 

Таким образом, можно сделать вывод, что новое направление экономической науки - экономика знаний базируется на утверждении, что достигнуть высокого уровня благосостояния может то общество, в котором знания играют главную роль. Экономика знаний формирует гипотезу о том, что существует плотная зависимость между институциональными показателями развития страны и показателями развития экономики знаний. Данное экономическое направление основывается на экономических моделях, которые имитируют процесс развития экономики образования и выбора индивида.

 


 

Заключение

 

Взаимосвязь уровня образования и уровня доходов населения в национальной экономике очевидна. По оценкам специалистов увеличение продолжительности образования на один год увеличивает ВВП на 5 - 15%. Для развивающихся стран мира отдача от вложений в образование еще выше: в странах Центральной Африки инвестирование в начальное образование обеспечивает рост ВВП на 24%, а в странах с низким доходом в среднем на 23%. Анализируя факторы экономического роста в развитых странах мира, так же, можно сделать вывод, что уровень образования играет значительную роль в повышении доходов населения.

Согласно таблице Э. Денисона, образование определило 14% прироста реального национального дохода в США, то есть образование является одним из источников экономического роста в любом обществе.

Анализ мирового опыта развития системы образования позволяет сделать вывод, что для ее эффективного функционирования необходимы:

децентрализованное и демократичное управление,

многоканальная система финансирования образования,

действенные стимулы и механизмы для привлечения частных инвестиций,

существование системы гарантий доступности всех звеньев образования для населения, а для этого необходимо согласовать центральные и региональные цели и задачи в развитии образования,

развитие системы оценки качества образования,

участие государства в регулировании рынка образовательных услуг и рынка труда,

системная организация образования, взаимосвязанность всех звеньев системы образования в единую системы непрерывного образования.

Анализ состояния образовательных рынков России и его влияние на благосостояние населения показал, что современная российская система образования представлена двумя моделями региональных рынков - монопольной и олигополистической. При этом, доминирует олигополистическая модель. Для того чтобы эффективно функционировать в условиях олигополии региональному вузу необходимо иметь развитую идеологию предпринимательства.

Конкурентоспособность образовательных учреждений и конкурентоспособность услуг, которые они оказывают по подготовке специалистов, напрямую зависят друг от друга. Чем выше конкурентоспособность специалистов, подготовленных в определенном вузе, тем больше они востребованы на рынке труда, а значит и выше доходы таких специалистов, что в свою очередь повышает конкурентоспособность образовательного заведения.

 


 



2020-03-19 207 Обсуждений (0)
Экономика знаний - новое направление экономической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономика знаний - новое направление экономической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)