Понятие ассортимента и ассортиментной политики в организации
В современных условиях, задачей организации является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента добиться указанной задачи становится сложнее, как следствие происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, наблюдается снижение экономической устойчивости организации. В связи с этим, управление ассортиментом справедливо рассматривается в качестве стратегического и системообразующего процесса, занимающего важное место в системе стратегического планирования деятельности организации. Проведем исследование сущности понятий «ассортимент» и «ассортиментная политика». По мнению Е.В. Одинцовой, ассортимент товаров - это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности [22, с.1]. Ассортиментная политика организации - система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции организации на рынке и получение необходимой прибыли [15, с.57]. Эта политика является центральным элементом коммерческой стратегии организации на рынке. Главной ее целью в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка [14,с.68]. До сих пор в литературе строго не определен объект и предмет ассортиментной политики. На основе изучения существующих предложений можно выделить объект ассортиментной политики, как товарная единица, товарные линии, товарный портфель, марочный портфель и субъект, как маркетинговый и производственный отдел организации. Конечная продукция, ее потребительские качества представляют собой сердцевину маркетинговой деятельности организации. Весомым элементом в системе маркетинга является управление ассортиментом продукции, определение видов, типов пользующихся в данный момент спросом на рынке, прогнозирование временных интервалов смены отдельных видов изделий или их модернизации с учетом изменяющихся потребностей потребителей. Товарный ассортимент - это группа товаров, выполняющих схожие функции, предназначенные одним и тем же потребителям в определенном ценовом диапазоне через однотипные торговые заведения. Общая система товаров состоит из множества подсистем в соответствии с фазами общественного воспроизводства и их структурными образованиями. Из наиболее универсальных параметров, характеризующих ассортимент, используются такие как: широта, глубина (длина), насыщенность, обновляемость, устойчивость, полнота (табл.1.1) [15, с.34]. Таблица 1.1 Ключевые параметры, характеризующие ассортимент
Определение и использование в процессе анализа товарного ассортимента показателей, характеризующих его полноту и устойчивость, позволяют не только оценить, но и сопоставить ассортимент одного магазина с другим, обслуживающим один и тот же целевой рынок. Числовое значение коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При этом, чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, он лучше формируется. Таким образом, разработка каждой организацией ассортиментного перечня товаров и осуществление контроля за соблюдением его оптимальности способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента. Анализ литературы показал, что в настоящее время не уделяется достаточное внимание определению и характеристике факторов, которые прямым и косвенным образом воздействуют на ассортиментную политику организации. Это связано с тем, что отсутствует единый подход к их определению. При управлении ассортиментом необходимо учитывать не только факторы маркетинговой среды, но также факторы, определяющие ассортимент продукции [11, с.23]: · НИОКР в рассматриваемой отрасли; · изменения, происходящие в товарном ассортименте организаций-конкурентов; · изменения спроса на производимую продукцию на рынке, что требует разработки товарной политики, которая позволяла бы ему противостоять сужению рынка и умело пользоваться расширением рыночных возможностей; · желание и предпочтение покупателей приобретать большое число наименований продукции данной организации; · оптимальность продаж сбытовой сети нескольких видов продукции одновременно; · развитие торговли по специальным заказам отдельных потребителей, предусматривающим индивидуальное изготовление продукции заданных свойств и характеристик; · стремление избежать наличия неиспользованных или незагруженных мощностей за счет производства других, дополнительных видов продукции; · желание использовать побочные продукты для производства новых видов продукции и повысить общую эффективность деятельности организации. Анализ ассортиментной политики и результаты исследования внешней среды позволяют сформировать основные направления развития ассортиментной политики - сбалансировать товары и товарные линии в товарном портфеле. Это приоритетная цель анализа ассортиментной политики. Основное требование, предъявляемое к методам оценки - это возможность выявления непродуктивных товаров и товаров, показатели которых соответствуют прогнозным значениям.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |