Общеучебные умения - основа непрерывного развития личности студента
Современный подход к определению целей образования состоит не только в изучении перспективных потребностей общества, но и, в первую очередь, в удовлетворении потребностей формирующейся личности, возникающих на каждом из этапов возрастного развития. Отказ от традиционной «знаниевой» парадигмы образования предполагает, прежде всего, принципиальное изменение педагогических и методических подходов к процессу обучения: знание может быть полноценным только при включении механизмов развития личности. Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звена и создание условий для их всестороннего развития в процессе обучения. При этом необходимо не только подготовить студента к работе на современных промышленных предприятиях, но и, учитывая факторы, связанные с последствиями безработицы, к продолжению непрерывного образования. Одним из главных противоречий профессиональных учебных заведений технического профиля сегодня является то, что студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее недостаточно активен в учебном процессе и не всегда способен самостоятельно организовать собственную учебную деятельность. Между тем хорошо известна истина, что человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельно добывать знания. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, ибо такое развитие не одномоментно, а протекает на протяжении всей жизни. Российский психолог С. Рубинштейн в свое время установил, что становление личности человека возможно в ходе глубоко содержательной, обоснованной, объективно и субъективно значимой деятельности. Деятельность является ядром личности, поэтому включение учащихся в деятельность - важнейшее условие развития личности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности студента является организация его собственной учебно-познавательной деятельности. Деятельность при этом определяется как целенаправленная активность, дающая личностью значимый результат. К.Д. Ушинский определил данное понятие наиболее ярко: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Для того чтобы функционально осмыслить категорию учебной деятельности, представим себе компонентную структуру, которая включает в себя шесть компонентов: Цель - Мотив-Действие-Средство-Результат-Оценка. Если отсутствует хотя бы один из компонентов, это явление нельзя назвать деятельностью. Однако следует еще добавить рефлексию, которая должна стать спутником обучающегося на каждом этапе организации деятельности и применяться в случае возникновения затруднений, ибо без самостоятельного выявления ошибок и их причин не может быть обеспечен требуемый уровень достижения целей. Учебная деятельность отличается от любой практической деятельности тем, что она направлена на преобразование не внешнего предмета, а самого субъекта деятельности - студента. В своем исследовании автор придерживается точки зрения доктора педагогических наук В.Ф. Башарина, который доказал, что в профессиональной школе самым эффективным обучающим методом является обучение на основе педагогической теории деятельности. В основе деятельностного способа обучения - личностное включение студента в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При этом учебный процесс должен происходить в условиях мотивированного включения личности в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Студент сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, при этом идет процесс развития интеллекта, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации. Этот подход является альтернативой традиционно применяемым способам обучения, в основе которых - репродуктивные действия. Внедрение технологии обучения на основе педагогической теории учебно-познавательной деятельности требует необходимой психологической подготовки не только преподавателей, но и студентов. Для адаптации студентов I курса к новому способу обучения нами разработан специальный факультативный курс «Технология учебной деятельности», основная цель которого - научить студентов рационально строить собственную учебно-познавательную деятельность. При этом значительная часть учебного времени отводится на формирование у студентов общеучебных умений, образующих фундамент для специальных умений и навыков. В результате изучения этого курса студенты должны овладеть следующими общеучебными умениями. 1. Учебно-коммуникативные: 1 умение слушать и задавать вопросы; 2 умение выступать перед аудиторией; 3 умение вести диалог, спор; 4 умение выходить из конфликтной ситуации. 2. Учебно-рефлексивные: 5 умение анализировать самостоятельную учебную деятельность; 6 умение проводить самоконтроль и взаимоконтроль учебных действий; 7 умение объективно оценивать результаты своей деятельности; - умение производить личностную самооценку. . Учебно-организационные: 1 умение определять цели и задачи учебной деятельности; 2 умение планировать ход выполнения учебной деятельности; 3 умение контролировать по времени свою учебную деятельность; 4 умение работать в группе. 4. Учебно-интеллектуальные: 5 умение выделять главное и запоминать; 6 умение обобщать и систематизировать; 7 умение наблюдать и анализировать; 8 умение составлять алгоритм решения задачи. 5. Учебно-информационные: умение работать с текстами на бумажном носителе; 1 умение усваивать информацию со слов преподавателя; 2 умение находить необходимую информацию; 3 умение получать и представлять информацию с помощью технических средств. Предлагаемый курс является адаптационно-развивающим и направлен не только на формирование общеучебных умений, но и на развитие профессиональной рефлексии. Формирование у студентов рационального подхода к организации учебной деятельности обеспечивает развитие и совершенствование индивидуального стиля деятельности, способствует возникновению новых познавательных мотивов, новой системы ценностей, нового отношения к себе и своей деятельности, т.е. обеспечивает переход личности на новые уровни развития.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |