Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общеучебные умения - основа непрерывного развития личности студента



2020-03-19 187 Обсуждений (0)
Общеучебные умения - основа непрерывного развития личности студента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современный подход к определению целей образования состоит не только в изучении перспективных потребностей общества, но и, в первую очередь, в удовлетворении потребностей формирующейся личности, возникающих на каждом из этапов возрастного развития. Отказ от традиционной «знаниевой» парадигмы образования предполагает, прежде всего, принципиальное изменение педагогических и методических подходов к процессу обучения: знание может быть полноценным только при включении механизмов развития личности.

Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звена и создание условий для их всестороннего развития в процессе обучения. При этом необходимо не только подготовить студента к работе на современных промышленных предприятиях, но и, учитывая факторы, связанные с последствиями безработицы, к продолжению непрерывного образования. Одним из главных противоречий профессиональных учебных заведений технического профиля сегодня является то, что студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее недостаточно активен в учебном процессе и не всегда способен самостоятельно организовать собственную учебную деятельность.

Между тем хорошо известна истина, что человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельно добывать знания. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, ибо такое развитие не одномоментно, а протекает на протяжении всей жизни.

Российский психолог С. Рубинштейн в свое время установил, что становление личности человека возможно в ходе глубоко содержательной, обоснованной, объективно и субъективно значимой деятельности. Деятельность является ядром личности, поэтому включение учащихся в деятельность - важнейшее условие развития личности.

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности студента является организация его собственной учебно-познавательной деятельности. Деятельность при этом определяется как целенаправленная активность, дающая личностью значимый результат.

К.Д. Ушинский определил данное понятие наиболее ярко: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

Для того чтобы функционально осмыслить категорию учебной деятельности, представим себе компонентную структуру, которая включает в себя шесть компонентов: Цель - Мотив-Действие-Средство-Результат-Оценка.

Если отсутствует хотя бы один из компонентов, это явление нельзя назвать деятельностью. Однако следует еще добавить рефлексию, которая должна стать спутником обучающегося на каждом этапе организации деятельности и применяться в случае возникновения затруднений, ибо без самостоятельного выявления ошибок и их причин не может быть обеспечен требуемый уровень достижения целей.

Учебная деятельность отличается от любой практической деятельности тем, что она направлена на преобразование не внешнего предмета, а самого субъекта деятельности - студента.

В своем исследовании автор придерживается точки зрения доктора педагогических наук В.Ф. Башарина, который доказал, что в профессиональной школе самым эффективным обучающим методом является обучение на основе педагогической теории деятельности.

В основе деятельностного способа обучения - личностное включение студента в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При этом учебный процесс должен происходить в условиях мотивированного включения личности в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Студент сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, при этом идет процесс развития интеллекта, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Этот подход является альтернативой традиционно применяемым способам обучения, в основе которых - репродуктивные действия. Внедрение технологии обучения на основе педагогической теории учебно-познавательной деятельности требует необходимой психологической подготовки не только преподавателей, но и студентов.

Для адаптации студентов I курса к новому способу обучения нами разработан специальный факультативный курс «Технология учебной деятельности», основная цель которого - научить студентов рационально строить собственную учебно-познавательную деятельность. При этом значительная часть учебного времени отводится на формирование у студентов общеучебных умений, образующих фундамент для специальных умений и навыков. В результате изучения этого курса студенты должны овладеть следующими общеучебными умениями.

1. Учебно-коммуникативные:

1 умение слушать и задавать вопросы;

2 умение выступать перед аудиторией;

3 умение вести диалог, спор;

4 умение выходить из конфликтной ситуации.

2. Учебно-рефлексивные:

5 умение анализировать самостоятельную учебную деятельность;

6 умение проводить самоконтроль и взаимоконтроль учебных действий;

7 умение объективно оценивать результаты своей деятельности;

-   умение производить личностную самооценку.

.   Учебно-организационные:

1 умение определять цели и задачи учебной деятельности;

2 умение планировать ход выполнения учебной деятельности;

3 умение контролировать по времени свою учебную деятельность;

4 умение работать в группе.

4. Учебно-интеллектуальные:

5 умение выделять главное и запоминать;

6 умение обобщать и систематизировать;

7 умение наблюдать и анализировать;

8 умение составлять алгоритм решения задачи.

5. Учебно-информационные:

умение работать с текстами на бумажном носителе;

1 умение усваивать информацию со слов преподавателя;

2 умение находить необходимую информацию;

3 умение получать и представлять информацию с помощью технических средств.

Предлагаемый курс является адаптационно-развивающим и направлен не только на формирование общеучебных умений, но и на развитие профессиональной рефлексии. Формирование у студентов рационального подхода к организации учебной деятельности обеспечивает развитие и совершенствование индивидуального стиля деятельности, способствует возникновению новых познавательных мотивов, новой системы ценностей, нового отношения к себе и своей деятельности, т.е. обеспечивает переход личности на новые уровни развития.




2020-03-19 187 Обсуждений (0)
Общеучебные умения - основа непрерывного развития личности студента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общеучебные умения - основа непрерывного развития личности студента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)