Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Необходимость проведения исследования социального интеллекта



2020-03-19 185 Обсуждений (0)
Необходимость проведения исследования социального интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Перед профессиональным образованием России сейчас, как никогда ранее, очень остро встала проблема массового формирования совершенно нового поколения специалистов: креативных, социально активных и ответственных профессионалов. В настоящее время только мобилизация интеллектуального и социального потенциала всей экономически активной части населения страны, и особенно ее молодого поколения, позволить нам выйти из столь сложного социально-экономического состояния, в котором оказалась Россия вместе со всей мировой экономической системой.

Современный специалист должен быть активной, творческой личностью, настроенной на достижение высших профессиональных и социальных вершин, т.е. имеющей сформированную акмеологическую направленность, и это, как никогда ранее, является актуальной проблемой. Социальная, психолого-физиологическая и педагогическая концепции личности исходят из того, что человек в своей жизнедеятельности оказывается включенным в процесс постоянного и неуклонного восхождения к все новым и новым высотам познания и преобразования мира. При этом главное состоит в том, что учение, познавательная деятельность, система отношений с другими людьми должны опираться на собственную активность личности в приобретении знаний, умений, навыков, творческих способностей, Вот почему для педагогики профессионального образования востребованной стала разработка новых образовательных технологий, реализующих акмеологическую направленность в подготовке специалиста, предусматривающую саморазвитие человека, самореализацию его в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям, самообразование и самоконтроль, а также самокоррекцию и самоорганизацию деятельности. [11]

Сегодня результатом профессионального образования должна стать не просто профессиональная компетентность, а компетентность, в основе которой лежит ориентация на высший ее уровень.

Следовательно, каждого вступающего в жизнь человека надо, прежде всего, научить учиться, привить интерес к познанию, к достижению наивысших результатов. Иначе говоря, современный специалист XXI века - это должен быть своего рода акмеологически ориентированный профессионал.

В настоящее время существует множество психодиагностических методик, позволяющих выявить устойчивые психологические особенности человека, в том числе общие интеллектуальные способности. Однако для успешности в некоторых видах жизнедеятельности необходимо умение понимать личность другого человека и разбираться в межличностных отношениях. По сути дела речь идет о социальном интеллекте, он (имеющий особую структурную базу когнитивного развития и эмоциональные основы нравственности) представляет собой относительно независимое образование-то, что нестрого можно определить как «практически-психологический ум» (Л.И. Уманский, 1986). Поэтому закономерно встает вопрос об использовании в психологической практике методов диагностики способности к пониманию поведения других людей: «способность понимать людей - мужчин и женщин, мальчиков и девочек - и управлять ими, поступая мудро в человеческих отношениях». Это определение уже десятки лет встречается в научной литературе, оставаясь простым и интуитивно понятным. Однако определение социального интеллекта оказалось гораздо проще, чем его измерить.

Рассматривая состояние энергии у студентов колледжа, необходимо отметить, что в студенческой сфере почти нет видов знаний, которые бы явно отвергались, как обессмысленные. В процессе обучения у студентов резко активируются все смысловые пространства, не только интерес (как принято считать), но и потребности, субъектность, оценка вероятности.

Однако, сугубо классический акмеологический подход к подготовке и оценке специалиста в настоящее время практически неприемлем по ряду объективных и субъективных причин, включая, прежде всего, отсутствие достаточного числа разработанных акмеограмм специалистов. Поэтому сейчас необходимо говорить не об акмеологическом формировании специалиста по конкретной специальности, а о формировании именно акмеологической направленности у специалиста в процессе его обучения. Придание процессу подготовки специалиста акмеологической направленности позволит сформировать у него акмеологические инварианты профессионализма, т.е. основные свойства, качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую эффективность и стабильность деятельности независимо от ее содержания и специфики.

Формирование акмеологических инвариант профессионализма позволит существенно ускорить процессы личностно-профессионального развития личности и повысить ее интеллектуальный потенциал. При этом, будет также обеспечено выполнение главного критерия качества профессионального учебного заведения - развитие творческой готовностиу всех или подавляющего большинства выпускников к предстоящей самостоятельной созидательной деятельности, к продуктивному решению основных классов профессиональных задач, обеспечивающих высокие результаты в создаваемом продукте, конкурентоспособном на внутреннем и внешнем рынках. [10]

Реализация акмеологической направленности в подготовке специалистов требует, чтобы в процессе обучения студент усваивал не только знания в области определенных дисциплин, но и чтобы у него формировались такие акмеологические инварианты профессионализма как умение предвидеть, высокий уровень саморегуляции, умение брать на себя ответственность и принимать верные решения.

В нашем колледже уже более 10 лет функционирует акмеологически-ориентированная, четырехуровневая система непрерывного профессионального образования, включающая постоянно действующие подготовительные курсы, подготовку техника базового и повышенного уровня, а также начальную подготовку инженера. При этом для формирования «акмеологического ядра» специалиста нами используется «модуль дисциплин акмеологической подготовки», включающий дисциплины, как вошедшие в стандарт, так и элективные курсы (как обязательные, так и по выбору), совместно обеспечивающие динамическое формирование «акмеологического ядра» специалиста. Полный перечень этого модуля, с учетом всех восьми специальностей, по которым ведется подготовка в колледже, включает в себя четырнадцать дисциплин: «Введение в специальность (история отрасли)», «Основы исследовательской деятельности (психология и методы инженерного творчества)», «Основы управленческой деятельности», «Управление персоналом», «Основы психологии», «Социальная психология», «Управленческая психология», «Основы делового общения», «Этика деловых отношений», «Основы социологии», «Основы культурологии», «Креативная акмеология», «Развитие коммуникативной компетентности личности» и «История Донского края и Таганрога».

В ходе исследования результативности созданной нами системы мы обнаружили, что в процессе формирования акмеологической направленности у будущих специалистов повышается социально-интеллектуальная активность не только отдельных индивидуумов, но студенческих групп в целом. Поэтому для интегральной оценки результативности созданной системы формирования нами была предпринята попытка разработки специального инструментария, основанного на идее «социознаниевого» подхода к данной проблеме. Исходной точкой к использованию такого подхода стало то, что, с одной стороны, в нашей образовательной системе в качестве одной из главных задач является вооружение воспитанников знаниями и развитие их интеллектуальных способностей (повышение знаниево-интеллектуального потенциала обучаемых), а с другой стороны, известная идея Ф. Бекона о том, что знание - сила. И если сила, это значит энергия, энергия разума, энергия знаний, социальная энергия, а от социальной энергии и энергии знаний стал очевиден переход к собственно социальному интеллекту.

В настоящее время существует множество подходов к самому понятию социального интеллекта. Так, В.Н. Куницына предлагает концепцию, согласно которой социальный интеллект - это глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. [7]

Основываясь приведенных ранее подходах к понятию социального интеллекта и с учетом специфики нашей задачи, мы рассматриваем социальный интеллект как многомерный и нелинейный общественный феномен, в котором имеются профили знаний, система отношений к ним и фазовые состояния.

Инструментарий, для интегральной оценки результативности формирования акмеологической направленности будущих специалистов, был разработан в ходе выполнения многоцелевого социологического исследования, проведенного при участии автора данной работы, одним из центральных объектов которого и был собственно социальный интеллект и его состояния. [9]



2020-03-19 185 Обсуждений (0)
Необходимость проведения исследования социального интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Необходимость проведения исследования социального интеллекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)