Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эксперимент и анализ результатов, полученных в ходе его проведения



2020-03-19 184 Обсуждений (0)
Эксперимент и анализ результатов, полученных в ходе его проведения 0.00 из 5.00 0 оценок




С использованием данной анкеты в 2001-2002 гг. был проведен опрос учащихся выпускных классов (девятого и одиннадцатого) школ, учащихся профтехучилищ, студентов колледжей и вузов (всего более 500 человек). [9]

В 2007-2008 гг. по этой же анкете был произведен опрос студентов колледжей и вузов (всего более 300 человек). Обработка материалов анкетирования, которая проводилась с использованием методов математического моделирования и таксонометрии, на основе новейших компьютерных технологий, позволила построить имитационные модели социального интеллекта для различных категорий молодежи с учетом возрастных и образовательных признаков. Полученные в результате исследования отдельные модели приведены в таблицах: таблицы 1-3 из исследований 2001/02 учебного года, таблицы 4-11 из исследований 2007/08 учебного года.

Анализ результатов исследования показал, что за шесть лет, прошедших между первым и вторым исследованием, показатель социального интеллекта у выпускников 9 классов, поступивших в авиационный колледж, снизился на 13 единиц, с «обвалом» такой его составляющей как «Вероятность» на 31 единицу, «интереса» и «мотивация» на 15 единиц, «субъектность» на 17 единиц, несмотря на увеличение такого показателя, как потребность на 16 единиц. (табл. 1 и табл. 5).

За этот же период у студентов авиационного колледжа в целом, данный показатель снизился всего на 4 единицы. Уменьшились такие смысловые пространства, как «интерес» (4 ед), «вероятность» (9 ед), «субъектность» (5 ед), но все же есть и рост: «потребность» (20 ед), «стимулы» (14 ед) (табл. 2 и табл. 7).

По данным последнего исследования показатель социального интеллекта у студентов авиационного колледжа выше обобщенного по колледжам города всего на 3 единицы, но при этом такие его структурные составляющие как «Интерес», «Мотивация», «субъектность» выше соответственно на 7,6,3 единиц (табл. 6 и табл. 7).

И это при том, что показатели социального интеллекта и его внутренняя структура у выпускников 9 классов, поступивших в авиационный колледж, и поступивших в другие колледжи города практически одинаковы (табл. 4 и табл. 5).

Весьма интересна при этом динамика изменения социального интеллекта у

студентов авиационного колледжа специальности «Производство летательных аппаратов»: за шесть лет он вырос на 3 единицы, и это при значительном повышении всех его структурных составляющих («потребность» - 7, «вероятность» - 6, «мотивация» - 13), за исключением «Интереса», который снизился на 9 единиц (табл. 3 и табл. 9).

И эту, в целом положительную динамику показателя социального интеллекта, мы имеем с учетом того, что у первокурсников данной специальности в 2007/08 уч.г. он был ниже на 7 единиц среднего показателя первокурсников колледжа, при «провале» таких составляющих как «Стимулы», «потребность», «интерес» на 25, 14 и 12 единиц (табл. 5 и табл. 8). Увеличилась «вероятность» на 19 единиц - это факт. Снижение таких составляющих социального интеллекта как «Интерес» и «Стимулы» у студентов этой специальности объясняется особенностями социально-экономического положения авиационных предприятий города - на протяжении последних трех лет у них хронические задолженности по выплате заработной платы.

Студенты специальности «Производство летательных аппаратов» занимают лидирующее положение в колледже по уровню социального интеллекта и его «разогретости» и иннициированности - на 4 единицы выше от среднего показателя по колледжу (табл. 7), на 7 единиц выше от среднего показателя студентов всех технических специальностей колледжа (табл. 10) и очень высоких значениях таких его составляющих как «Потребность», «Мотивация» и «Субъектность» (табл. 9). Это объясняется тем, что именно студентам этой специальности преподается больше всего курсов из «модуля дисциплин акмеологической подготовки»: четыре обязательных курса («Введение в специальность», «Основы исследовательской деятельности», «Социальная психология» и «Управление персоналом») и три курса по выбору из четырех предложенных («Креативная акмеология», «Развитие коммуникативной компетентности личности» и «История Донского края и Таганрога»).

Определенный интерес представляет также сравнение социального интеллекта у студентов специальностей «Производство летательных аппаратов» и «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта». У учащихся специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» социальный интеллект (табл. 12) на 17 единиц ниже, чем у студентов специальности «Производство летательных аппаратов» (табл. 9) и на 10 единиц меньше, чем студентов всех технических специальностей колледжа (табл. 10). И это при условии, что у поступивших на первый курс специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», социальный интеллект (табл. 11) был на 12 единиц выше, чем в среднем по колледжу (табл. 5) и на 19 единиц выше, чем у поступивших на специальность «Производство летательных аппаратов» (табл. 8).

Важно отметить также, что в структуре социального интеллекта, как первокурсников, так и студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» очень низкие показатели таких составляющих как «Вероятность» и «Субъектность», которые в процессе обучения не только не повышаются, а даже снижаются (табл. 11 и табл. 12). У студентов специальности «Производство летательных аппаратов» по этим же составляющим мы имеем обратную тенденцию (табл. 8 и табл. 9).

Объяснение данного соотношения кроется в том, что студентам специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» преподается меньше всего курсов из «модуля дисциплин акмеологической подготовки»: два обязательных курса («Введение в специальность» и «Социальная психология») и два курса по выбору из четырех предложенных («Основы управленческой деятельности» и «История Донского края и Таганрога»).

Все это подтверждает положение, вынесенное в название статьи, о том, что именно формирование акмеологической направленности будущих специалистов, которым в авиационном колледже занимаются уже более 10 лет, обеспечивает актуализацию и реализацию личностного потенциала студентов в виде высокого и активированного социального интеллекта.

При этом курсы психолого-акмеологической ориентации обеспечивают ориентацию и развитие личности в аспекте определения своего призвания, т.е. способствуют инициации интеллектуальных способностей. Курсы региональной направленности, в свою очередь, ускоряют процесс адаптации студентов к потребностям регионального рынка труда. В конечном итоге все это повышает у студентов субъектность и веру в вероятность положительных жизненных изменений. [12]

Анализ полученных результатов позволяет также сделать вывод о том, что социальный интеллект находится в «разогретом» и инициированном состоянии только у тех студентов, в работе с которыми большое внимание уделяется современным методам не только обучения, но и развития личности, инструментального вооружения обучаемых методами саморазвития и самообучения.

 


Заключение

 

Материалы исследования показали, что сложноорганизованный социальный феномен жизнедеятельности молодежи, как социальный интеллект, существует и в некой мере развивается, несмотря на периодичное «замораживание» этого показателя.

Данное исследование выполнило важное условие, выдвинутое в самом начале этой экспериментальной работы, а именно то, что Молодежь - будущее общества. Если смысл и значение этой широко известной фразы понимать буквально, то, на первый взгляд, все очень просто. Будущее существует сегодня, его не надо ждать, оно уже наступило. И исследовать его очень просто. Молодежь - большая социальная группа общества. Необходимо изучать как можно подробнее, все, что с ней происходит, и будущее становится предсказуемым, прогнозируемым. И конструировать такое сложное эволюционное целое (будущее), вести его «сборку» можно уже сегодня, - это одна из первых главных задач, которую необходимо осуществить и доказать как всему социуму, так и молодежи в отдельности; чем мы и занимались в ходе работы.

Далее, хотелось бы отметить, что почти все проведенные исследования и опросы, подтверждают тот факт, что для эффективного развития личности, как специалиста, так и индивида в целом, просто необходимо включать в «лестничную» систему образования акмеологические направления. Это самая существенная задача данной разрабтки, позволяющая наглядно увидеть и оценить показатели социального интеллекта

Формирование у студентов рационального подхода к организации учебной деятельности обеспечивает развитие и совершенствование индивидуального стиля деятельности, способствует возникновению новых познавательных мотивов, новой системы ценностей, нового отношения к себе и своей деятельности, т.е. обеспечивает переход личности на новые уровни развития.

А ведь, для студентов очень важным моментом, без которого не будет никакого роста (ни профессионального, ни личностного), являются - стимулы; с точки зрения студента, мне хотелось бы это мнение подчеркнуть и утвердить, так как, на самом деле без интриги и заинтересованности такая категория будет «малоподвижна», соответственно необходимо быстрыми темпами такое положение дел менять, для чего и существуют особый метод подготовки специалистов - акмеологический.

В подтверждение этому можно привести несколько примеров.

Исследования за 2008/2009 гг. обозначили увеличение показателя социального интеллекта студентов нашего колледжа в отличие от студентов других колледжей города.

Что касается внутриколледжной системы, то наглядным примером увеличения показателей социального интеллекта и почти всех его структурных элементов является специальность «производство летательных аппаратов» (почти во всех ее проявлениях она лидирует).

И все это, а также более конкретные примеры, приведенные в анализе экспериментальной части, подтверждают тот факт, что чем больше, студентам преподается дисциплин из «модуля акмеологической направленности», тем больше показатели социального интеллекта, что и требовалось доказать.

Весь объем полученной в исследовании информации говорит о том, что социальный интеллект молодежи г. Таганрога определяется не как катастрофический, кризисный и тем более несущий за собой какие-то социальные беды и несчастья, а как нормальный процесс саморазвития, саморегуляции своей жизнедеятельности.

 


Список используемой литературы

 

1. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. В сб.: «Проблемы оценивания в психологии». Саратов, издательство Саратовского университета, 1984.

. Бобнева М.И. и Шорохова Е.В., Социальная психология личности, «Наука», 1979.

. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. СПб., ГП «Иматон», 1996.

. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. Н. Новгород, издательство Н-городского университета, 1997.

. Чичилимов В.В. Жизнедеятельность молодежи среднего города России: молодежь Таганрога. Таганрог, 1997 г.

. Касьянова А.Н. Использование новых информационных технологий для описания феномена жизнедеятельности населения провинциального города России (на примере Таганрога) // Материалы Всероссийской НТК «Компьютерные технологии в инженерной и управленческой деятельности». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. - 0,1 п. л. (в соавт. с С.В. Коробок)

. В.Н. Куницына и др., Межличностное общение: Учебник / - СПб.: Питер, 2001.

. Касьянова А.Н. Построение адекватной модели управления: динамика базовых социальных установок населения города // Известия ТРТУ: Материалы научно-технической конференции. Таганрог, 2002. №1. - 0,33 п. л. (в соавт. с И.А. Янкиной).

. Чичилимов В.В. и др. Энергия социального интеллекта населения среднего города России: Социологический дигитальный инфомодельный атлас - Таганрог: ТРТУ, 2002

. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб.: Политехника, 2002.

11. Медведев В.П. Система непрерывного профессионального образования акмеологической направленности (из опыта Таганрогского авиационного колледжа им. В.М. Петлякова) - Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование» №5 (июль 2004 г.)

12. Медведев В.П. Состояние социального интеллекта как интегральный показатель качества акмеологически ориентированной системы подготовки специалистов - Журнал «Современные наукоемкие технологии», №8, 2006

13. Шешукова О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социального интеллекта - Журнал «Среднее профессиональное образование», №8, 2007.



2020-03-19 184 Обсуждений (0)
Эксперимент и анализ результатов, полученных в ходе его проведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эксперимент и анализ результатов, полученных в ходе его проведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)