Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация и методы исследования зрительной памяти



2020-03-19 168 Обсуждений (0)
Организация и методы исследования зрительной памяти 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На основании анализа теоретической литературы был разработан эксперимент по выявлению особенностей и развитию зрительной памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.

На первом этапе была проведена констатация уровня развития зрительной памяти.

На базе ГДОУ комбинированного вида №120 Выборгского района города Санкт-Петербурга было проведено исследование, в котором принимало участие 20 детей семилетнего возраста из них десять из специальной коррекционной группы и 10 из обычной группы. Исследование проводилось с ноября 2011 по февраль 2012 г. г. Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Из числа обследуемых были сформированы две экспериментальные группы: ЭГ - I - дети с умственной отсталостью и ЭГ-II - дети с нормальным развитием.

В контрольную группу (КГ) вошли дети с интеллектуальной нормой развития, в ГДОУ комбинированного вида №120 Выборгского района в подготовительной группе, в количестве 25 человек, из всей группы участвовало 10 человек.

В экспериментальную группу (ЭГ) - вошли дети с интеллектуальной недостаточностью, в количестве 10 человек. 6 детей посещают коррекционную группу 2 года, 4 ребёнка - 1 год. Из них 7 мальчиков, 3 девочки.

Все дети экспериментальной группы были зачислены в коррекционную группу по заключению ПМПК, после комплексного изучения специалистами, с диагнозом лёгкая степень умственной отсталости.

Выполнение заданий четко фиксировались в протоколах обследования, которые в дальнейшем подвергались количественному и качественному анализу.

При подготовке к экспериментальному исследованию была изучена медико-педагогическая документация детей ЭГ. На основании изученной документации, наблюдений, беседы с воспитателями и родителями были составлены характеристики детей экспериментальной группы.

.   Анфиса А.

Посещает специальную коррекционную группу первый год.

Девочка контактная, доброжелательная, неконфликтная, легко подчиняется взрослым и детям, немного медлительная, бывает обидчивой.

К занятиям проявляет интерес, заинтересована в конечном результате. Успешному продвижению мешают: отвлекаемость, утомляемость. Объем памяти и внимания снижен, внимание неустойчивое, рассеянное. На ситуации реагирует не всегда адекватно.

Инструкции понимает не всегда, нужно повторять. При выполнении задания нуждается в организующей помощи взрослого.

Движения неточные, координация нарушена, мелкая моторика развита недостаточно.

В картине речевого развития отмечено: словарь бедный, в речи присутствуют грубые аграмматизмы.

.   Денис С.

Посещает специальную коррекционную группу первый год. Контактен, иногда навязчив. Очень активен, подвижен, эмоциональный, не может контролировать свое поведение.

К занятиям не проявляет интереса. Во время занятий выражены проявления утомляемости, истощаемости, двигательного излишества. Требуется организационная помощь взрослого.

Игровая деятельность на уровне манипуляций с предметами

В картине речевого развития отмечено: активный и пассивный словарь значительно ниже возрастной нормы, нарушено произношение, стойкие аграмматизмы, фраза состоит в основном из существительных и глаголов, не употребляет предлоги.

Объем памяти и внимания ниже возрастной нормы, внимание неустойчивое, повышенная отвлекаемость.

На ситуации реагирует не всегда адекватно.

.   Илларион Г.

Посещает специальную коррекционную группу второй год.

Со сверстниками часто конфликтует, бывает невыдержанным, нетерпеливым. На замечания в свой адрес реагирует неадекватно - плачет, дерется, обижается. Со взрослыми контактирует избирательно.

Мелкая моторика развита.

К занятиям относится положительно, но часто бывает не заинтересован в конечном результате. Инструкции понимает, нуждается в организующей помощи взрослого. Часто не доводит до конца начатое дело.

В картине речевого развития отмечено: активный и пассивный словарь снижен, встречаются аграмматизмы, звукопроизношение нарушено.

На ситуации реагирует адекватно.

Объем памяти и внимания снижен, внимание неустойчивое.

.   Тимо М.

Посещает специальную коррекционную группу первый год.

Мальчик доброжелательный, уравновешенный, немного замкнутый. Со сверстниками и взрослыми контактирует легко.

К занятиям относится положительно, проявляет интерес, заинтересован в конечном результате.

Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги.

Мальчик подвижный, физически крепкий, движения точные, в полном объеме.

В картине речевого развития отмечается: активный и пассивный словарь снижен, произношение нарушено, в речи встречаются аграмматизмы.

Объем памяти и внимания ниже возрастной нормы, внимание неустойчивое, часто отвлекается.

.   Игорь Н.

Посещает специальную коррекционную группу первый год.

С детьми контактирует избирательно, чаще с мальчиками. Со взрослыми вступает в контакт только по необходимости. Мальчик медлительный, замкнутый.

Познавательная активность снижена, к занятиям равнодушен, не заинтересован в конечном результате. Инструкции понимает только после многократного повторения. При выполнении задания быстро утомляется, нуждается в организующей помощи взрослого.

Движения неточные, не в полном объеме, нескоординированы. Мелкая ручная моторика развита плохо.

В картине речевого развития отмечается: пассивный и активный словарь значительно ниже возрастной нормы, произношение нарушено, в речи наблюдаются грубые аграмматизмы.

Объем памяти и внимания значительно ниже возрастной нормы, крайне низкий уровень концентрации и распределения внимания. На ситуации реагирует неадекватно, не уверен в своих силах.

.   Катя Н.

Девочка посещает специальную коррекционную группу второй год.

Со взрослыми и детьми контактирует легко, иногда бывает навязчива. Подвижная, активная, не может контролировать свое поведение.

Познавательная активность снижена, к занятиям не равнодушна, проявляет интерес, заинтересована в конечном результате. На занятиях постоянно отвлекается, быстро утомляется, восприятие материала поверхностное. Объем памяти и внимания снижен, крайне низкий уровень концентрации и распределения внимания. На ситуации реагирует не всегда адекватно.

Инструкции понимает не всегда, из-за невнимательности, нужно повторять. При выполнении задания нуждается в организующей помощи взрослого.

Движения точные, координация не нарушена, мелкая моторика развита недостаточно.

В картине речевого развития отмечено: словарь бедный, в речи присутствуют аграмматизмы, произношение нарушено.

7. Ваня С.

Посещает специальную коррекционную группу второй год.

Мальчик доброжелательный, немного замкнутый. Со сверстниками контактирует легко, со взрослыми на контакт идёт очень настороженно, незнакомые люди приводят ребёнка в состояние лёгкой паники.

НА занятиях малоактивен, чаще пассивен. В конечном результате не заинтересован. Учебная деятельность мальчика не привлекает. Постоянно отвлекается, быстро утомляется, восприятие материала поверхностное. Объем памяти и внимания снижен, крайне низкий уровень концентрации и распределения внимания. На ситуации реагирует не всегда адекватно.

С заданиями справляется лишь при помощи взрослого.

.   Диана Т.

Девочка посещает специальную коррекционную группу второй год.

Хорошо контактирует, как со сверстниками, так и со взрослыми. Нов конфликтной ситуации всегда встаёт на сторону более сильного, даже, если он не прав. Легко подчиняется чужим правилам, ведома.

На занятиях активна, даже сверх нормы: отвечает невпопад, не задумываясь над правильностью ответов. В конечном результате заинтересована лишь тогда, когда выполняемая работа её привлекает и ей интересна.

Внимание рассеянное, неустойчивое. Легко переключается с одного вида деятельности на другую.

Мелкая моторика развита ниже возрастной нормы. Навыки самообслуживания примитивны, постоянно нуждается в помощи со стороны взрослого.

В картине речевого развития отмечено: активный и пассивный словарь снижен, встречаются аграмматизмы.

.   Тимур Б.

Посещает специальную коррекционную группу второй год.

Из-за того, что ребенок относится к группе часто болеющих детей, пропускает много учебного материала, который потом дорабатывает дома.

Мальчик очень конфликтен, замкнут. На контакт, как со сверстниками, так и со взрослыми вступает с большим трудом. Чаще играет один. В игровой и учебной деятельности пассивен.

На занятиях чаще просто отсиживается, не проявляет заинтересованности в предложенной взрослыми деятельности. Следовательно конечный результат не вызывает у него не малейшего интереса.

Инструкции понимает только после многократного повторения. При выполнении задания быстро утомляется, нуждается в организующей помощи взрослого.

Движения неточные, не в полном объеме, нескоординированы. Мелкая ручная моторика развита плохо.

В картине речевого развития отмечается: пассивный и активный словарь значительно ниже возрастной нормы, произношение нарушено, в речи наблюдаются грубые аграмматизмы.

.   Максим Г.

Посещает специальную коррекционную группу первый год. Контактен, иногда навязчив. Очень активен, подвижен, эмоциональный, не может контролировать свое поведение.

Занятия не вызывают у мальчика положительный эмоций. Во время занятий выражены проявления утомляемости, истощаемости, двигательного излишества. Требуется организационная помощь взрослого. Инструкции понимает не всегда, из-за невнимательности, нужно повторять.

Объем памяти и внимания снижен, крайне низкий уровень концентрации и распределения внимания. На ситуации реагирует не всегда адекватно.

В картине речевого развития отмечено: словарь бедный, в речи присутствуют грубые аграмматизмы.

 

Список детей экспериментальной группы.

№ п. /п. Имя ребенка Пол Дата рождения Диагноз
1. Анфиса А. жен. 06.04.2005 Легкая УО, обусловленная другими уточненными причинами (F 70.08). СНР легкой степени при УО.
2. Денис С. муж. 23.06.2005 Легкая УО, обусловленная неуточненными причинами (F 70.09). СНР легкой степени при УО.
3. Илларион Г. муж. 26.08.2005 Легкая (выраженная) умственная отсталость (УО), обусловленная другими уточненными причинами (F 70.08). Системное недоразвитие речи (СНР) легкой степени при УО.
4. Тимо М. муж. 8.07.2005 Легкая УО, обусловленная неуточненными причинами (F 70.09). СНР легкой степени при УО.
5. Игорь Н. муж. 04.03.2005 Легкая УО, обусловленная неуточненными причинами (F 70.09). СНР легкой степени при УО.
6. Катя Н. жен. 23.05.2005 Легкая УО, обусловленная перинатальным поражением ЦНС (F 70.02). СНР легкой степени при УО.
7. Ваня С. муж. 10.06.2005 Легкая УО, обусловленная неуточненными причинами (F 70.09). СНР легкой степени при УО.
8. Диана Т. жен. 06.01.2005 Легкая УО, обусловленная перинатальным поражением ЦНС (F 70.02). СНР легкой степени при УО.
9. Тимур Б. муж. 06.09.2005 Легкая УО, обусловленная неуточненными причинами (F 70.09). СНР легкой степени при УО.
10. Максим Г. муж. 21.08.2005 Легкая УО с нарушениями поведения, обусловленная неуточненными причинами (F 70.19). СНР легкой степени при УО

 

Цель исследования: определить уровень сформированности зрительной памяти у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

На данном этапе решалась следующая задача: выявить степень развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Для определения уровня сформированности зрительной памяти детей дошкольного возраста применялись следующие методики:

·   методика опосредствованного запоминания (А.Н. Леонтьев);

·   методика "Определение объема кратковременной зрительной памяти";

·   методика "Оценка оперативной зрительной памяти"; \

·   методика "Память на числа".

Задачи исследования:

подобрать необходимый диагностический инструментарий;

организовать и провести экспериментальное обследование зрительной памяти у детей;

математическая обработка данных;

анализ и интерпретация полученных результатов.

Обследование детей с интеллектуальной недостаточностью на предмет состояния зрительной памяти проводилось в течение нескольких дней. При организации и проведении эксперимента учитывались следующие требования:

процедура обследования строилась в соответствии с особенностями дошкольного возраста, на основе ведущей в данном возрастном периоде игровой деятельности;

характер объектов и материала в принципе знаком ребенку;

методики удобны для использования, дают возможность стандартизации и математической обработки данных, при этом способны выявить качественные особенности процесса выполнения заданий;

качественно-количественный анализ полученных результатов позволяет выявить своеобразие развития ребенка и его потенциальные возможности (количественные показатели используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение нормы и патологии, позволяет сравнивать результаты детей с разными нарушениями развития);

до проведения непосредственно эксперимента с каждым ребенком был установлен продуктивный контакт и взаимопонимание;

в процессе исследования порядок предъявления заданий устанавливался от простых к сложным;

методики определялись с учетом доступности для данного возраста; характер и виды помощи строго фиксировались для каждого задания.

В случаях, если ребенок был особенно гиперактивен, либо отказывался от обследования, не входил в контакт, эксперимент откладывался на некоторое время, в течение которого ребенку предоставлялось время для свободной игры, либо до следующего раза.

Контроль за состоянием ребенка, учет возможных колебаний его настроения и мотивации соблюдались на протяжении всей процедуры обследования.

Содержание констатирующего эксперимента: констатирующий эксперимент включал в себя экспериментальное изучение уровня развития и особенностей зрительной памяти у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью и детей с возрастной нормой.



2020-03-19 168 Обсуждений (0)
Организация и методы исследования зрительной памяти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация и методы исследования зрительной памяти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)