График силового баланса
Построение графика силового баланса начинается с определения всех сил, действующих на автомобиль, записанных в виде уравнения тягового баланса , (9)
где – сила тяги или окружная сила на ведущих колесах, Н; – сила сопротивления качению, Н; – сила сопротивления подъему, Н; – сила сопротивления воздуха, Н; – сила сопротивления разгону, Н; Полная окружная сила Pk на ведущих колёсах определяется по формуле: , (10)
где: Ме’ – текущее значение крутящего момента двигателя, соответствующее угловой скорости ωе и рассматриваемой скорости движения автомобиля, умноженное на коэффициент коррекции К , учитывающий реальные условия эксплуатации (для легковых автомобилей принимают 0,9; для грузовых двухосных – 0,88; для многоосных – 0,85; для автобусов – 0,83), Нм ; Текущее значение крутящего момента двигателя Ме’ определяется по формуле: Ме’ = Ме ·Кр , (11)
итр – передаточное отношение трансмиссии. Определяется по формуле:
итр = икп ·игп .идп, (12)
где икп – передаточное отношение КПП (для каждой передачи, из исходных данных); игп – передаточное отношение главной передачи (из исходных данных). ηтр – КПД трансмиссии. Определяется по формуле:
h тр = 0,98 k ×0,97 l ×0,99 m , (13)
где k* – число пар цилиндрических шестерён, передающих энергию на данной передаче; l *– число пар конических и гипоидных шестерён; m* – число карданных шарниров. rk – радиус качения колеса, м. Определяется по формуле:
r = 0,5 d + В , (14)
где d ** – диаметр обода, м; В** – номинальная ширина профиля, м; ** – Н/В – коэффициент тангенциальной жесткости шин, показывающий отношениевысоты профиля шины Н к ширине В; – коэффициент вертикальной деформации шины, принимается 0,95-0,97. Для отечественных шин r можно определить по таблицам на стр.644-659 . Скорость движения автомобиля при частоте вращения коленчатого вала w e и соответствующей передаче определяется по формуле:
Va = ωe · rk /итр , (15)
где Va – скорость автомобиля, м/с. * – значения k , l , m определяются студентом, самостоятельно, исходя из конструкции трансмиссии, заданного автомобиля и согласовываются с преподавателем; ** – значения d , В, определяются, из маркировки шин (исходные данные), в соответствии с указаниями стр. 636-643 . Сила сопротивления дороги равна, Н:
Рψ = Р f + Pi ; (16)
Р f = f · Ga · cos , (17)
где f – коэффициент сопротивления качения; Gа – вес автомобиля, Н; – угол уклона дороги, град. Р i = Ga · sin ; (18)
С учетом того, что · sin tq = i – характеристика подъема: Р ψ = Ga ·( f + i ) ≈ Ga · ψ. (19)
где ψ – коэффициент суммарного дорожного сопротивления; Значения Рψ рассчитываются для горизонтального дороги с асфальтобетонным покрытием, следовательно ψ = f. Величина коэффициента сопротивления качения для малой скорости, до 50 км/ч, принимается равной fo = 0,015. Для скоростей движения, больших 50 км/ч, коэффициент сопротивления качения определяется по формуле:
f = fo ·[1+(0,020· Va) 2 ], (20)
где Va – скорость автомобиля, м/с. Сила сопротивления воздуха РВ определяется по формуле:
РВ = k В · F · Va 2, (21)
где k В – коэффициент сопротивления воздуха, Н·с2 ·м -4; F – площадь лобового сопротивления, м 2; Va – скорость автомобиля, м/с. Коэффициент сопротивления воздуха принимается равным: – для легковых автомобилей k В = 0,17- 0,3 Н·с2 ·м -4 – для автобусов k В = 0,25- 0,4 Н·с2 ·м -4 – для грузовых автомобилей k В = 0,5- 0,7 Н·с2 ·м -4 – для автопоездов k В = 0,55- 0,9 Н·с2 ·м -4 Площадь лобового сопротивления приближенно может быть определена по выражению: F = ·Вг ·Нг , (22)
где – коэффициент заполнения площади (для легковых автомобилей = 0,78-0,8; для грузовых = 0,75-0,9); Вг и Нг – габаритная ширина и высота автомобиля соответственно, м. Сила сопротивления разгону автомобиля Р – это сила его инерции:
Р = m dv / dt, (23) где – коэффициент учета вращающихся масс. Приближенно определяется по эмпирической формуле:
= + u кп + 1 (24)
где u кп – передаточное число коробки перемены передач на каждой передаче (из исходных данных); Для одиночных автомобилей принимают: = 0,03 - 0,05; = 0,04 - 0,06. m – масса автомобиля, кг; dv / dt – ускорение автомобиля, м/с . Сила сопротивления разгону рассчитывается из уравнения силового баланса или определяется графически из тяговой характеристики. Результаты расчёта параметров для построения графиков тяговой характеристики приведены в таблице 4. Таблица 4 Результаты расчета*
На рис.2 приведен пример тяговой характеристики автомобиля.
Рис. 2. Тяговая характеристика автомобиля
________________________________________________________________ * Если Ваш автомобиль имеет пять и более передач, то и для них проводятся аналогичные расчеты. Для автомобилей имеющих демультипликатор (автомобили повышенной проходимости) дополнительно необходимо посчитать показатели тягово-скоростных свойств на первой пониженной и первой повышенной передачах. 3.3. Мощностной баланс автомобиля Для получения графического изображения мощностного баланса автомобиля, воспользуемся следующим уравнением:
(25)
где Nk – мощность, подводимая к ведущим колёсам, кВт; Nf – мощность, затрачиваемая на сопротивление качению, кВт; Ni – мощность, сопротивлению подъёму, кВт; NB – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт; N и – мощность, затрачиваемая на разгон автомобиля, кВт.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 5.
Таблица 5 Результаты расчета
На основании данных таблицы 5 стоим график мощностного баланса автомобиля. На графике (рис. 3) изображена зависимость мощности, подводимой к ведущим колёсам, а также суммарной мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления дороги и воздуха, от скорости движения на различных передачах. Разность этих двух мощностей даёт мощность, которую можно реализовать для разгона автомобиля.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |