Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управляемость автомобиля



2020-03-19 251 Обсуждений (0)
Управляемость автомобиля 0.00 из 5.00 0 оценок




Управляемость автомобиля определяется степенью соответствия траектории его движения положению управляемых колёс.

Если управляемые колёса повёрнуты на угол θ (средний угол поворота обоих управляемых колёс), то точка, лежащая на середине оси неуправляемых колёс, должна двигаться по дуге радиуса R (при отсутствии увода колес):

                                             ,                                              (43)

где L – база автомобиля, м.

При нейтральном положении управляемых колёс θ = 0, а R = ∞, т.е. траектория движения прямая линия. Однако это требование управляемости автомобиля может быть нарушено из-за бокового увода или бокового скольжения управляемых колёс.

Зависимость критической скорости по управляемости V упр от угла поворота управляемых колёс выражается уравнением:

 

                             ,                   (44)

 

где φ y – коэффициент сцепления шин с дорогой в поперечном направлении (φ y = 0,6);

f – коэффициент сопротивления качению (f = 0,02);

L – база автомобиля, м;

Ө – средний угол поворота управляемых колёс автомобиля, принимаемый в пределах от 0 до 0,7 рад.

Пользуясь уравнением (44) проводится расчет критической скорости при различных углах поворота управляемых колес для заданных φ y и f . Результаты расчета сводятся в табл. 2.6 и по этим результатам строится график зависимости V упр от Ө (рис.2.4). 

Таблица 14

Результаты расчёта

 

Пара-метры Размер-ность

Значения параметров

Ө рад 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7
V упр м/с              
R м              

 

Одним из показателей управляемости является характеристика статической траекторной управляемости, представляющая собой зависимость радиуса поворота от скорости движения автомобиля с учетом эластичности шин.

Радиус поворота автомобиля при наличии увода определяют по выражению:

                                       ,                            (45)

 

где δ1 2 – углы увода колёс соответственно передней и задней осей, рад.

 

                               ;    ,                     (46)

 

где Py 1 и Py 2 – боковые силы, действующие на колёса соответственно передней и задней осей;

Kδ 1 и Kδ 2 – коэффициенты сопротивления уводу одного колеса соответственно передней и задней осей, кН/рад.

 

Рис. 11. График зависимости критической скорости по управляемости от угла поворота управляемых колес

 

Средние значения для одного колеса легковых автомобилей составляют от 30 до 60 кН/рад, грузовых – 50–200 кН/рад (для ряда отечественных автомобилей ориентировочные значения приведены в приложении 1). Принимая значения для одного колеса передней и задней осей, следует учитывать давление воздуха в шинах. Если давление воздуха одинаково для колес передней и задней оси, то можно принимать значения Kδ 1 и Kδ 2   одинаковыми, если давление воздуха разное, то следует принимать большие значения Kδ     для шин имеющих большее давление, соответственно меньшие (на 2–4 кН/рад) – для шин с меньшим давлением. 

Значения боковых сил зависят от скорости автомобиля, радиуса поворота, массы и расположения центра тяжести. При расчетах удобно пользоваться постоянным радиусом поворота равным 50 метров. Изменяя скорость движения в диапазоне от 0 до 15 м/с определяются действующие боковые силы , а затем величина бокового увода передней и задней осей .

По формуле 45 определяются значения эквивалентного радиуса  и строится график зависимости  от скорости движения автомобиля.     

По результатам расчетов проводят сопоставление радиусов R и R , с целью выявления типа поворачиваемости автомобиля. При R = R  автомобиль обладает нейтральной поворачиваемостью, при R  R  - недостаточной, при R  R  - избыточной.

Для автомобиля с избыточной поворачиваемостью существует понятие критической скорости по условию увода колес осей, которая определяется по формуле:

 

                                ,                         (47)  

                                     

где  – масса приходящаяся соответственно на переднюю и заднюю оси.

 

 

Рис.12. График зависимости  от скорости движения автомобиля для различных типов поворачиваемости автомобиля                                                                       

                                                                

У автомобилей с нейтральной и недостаточной поворачиваемостью понятие критической скорости отсутствует.

 

Маневренность

       Одним из основных показателей маневренности является габаритная полоса движения – полоса, занимаемая автомобилем при движении. Наибольшую полосу будет занимать автомобиль при выполнении поворота с минимально возможным радиусом R , измеряемым по следу внешнего управляемого колеса (исходные данные), рис. 2.6.

На криволинейных участках дорог:

 

                                              ГПД = Rн – Rвн,                                  (48)

где Rн – наружный, габаритный радиус, либо принимается по исходным данным, либо рассчитывается по формуле (49):

 

                                                   , м                               (49)

 

где L – база автомобиля, м (из исходных данных); L1 – передний свес, м (из исходных данных); п – максимальный угол поворота внешнего управляемого колеса, град. п определяется из формулы (6.3) для минимально возможного радиуса поворота R :

 

                                           , м                                    (50)

 

 

 

Рис. 13. Показатели маневренности автопоездов при круговом

движении

 

          Rвн – внутренний, габаритный радиус, определяется по формуле (51), м:

 

, м.                          (51)

 

        Задаваясь значениями угла поворота внешнего управляемого колеса от 0,1 до п провести расчет ГПД и результаты занести в таблицу 15.

 

        Таблица 15

Показатели расчета

 

Пара-метры Размер-ность

Значения параметров

Ө Рад 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7
ГПД М              

 

Проходимость.

      В данном разделе, пользуясь известными геометрическими характеристиками автомобиля (из исходных данных) необходимо рассчитать продольный R  и поперечный R радиусы проходимости (см. рис. 14), а также определить передний и задний углы свеса , передний L  и задний L  свесы.

 

 Рис. 14. Схема, иллюстрирующая понятие радиусов проходимости и

способ их определения

      Расчет R  проводится исходя из подобия треугольников ОАС и АВС . При этом следует учитывать, что АС  L /2, АВ  Н  (дорожный просвет), а R  = ОС.

      Расчет R  проводится исходя из подобия треугольников О А С  и А В С .

При этом следует учитывать, что А С  В /2,  А В  Н  (дорожный просвет), а

R  =О С .

Плавность хода

 

Основной оценочный показатель плавности хода – частота свободных колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс, а также вынужденных колебаний.

Частоты свободных колебаний, Гц подрессоренных масс определяют по зависимости:

                                   ,                         (52)

 

где ω z – частота свободных колебаний, Гц;

f ст – статический прогиб подвески, м.

 

                                              f ст = G / C,                                   (53)

 

где G – статическая весовая нагрузка на подвеску данной оси, Н;

C – суммарная жёсткость подвески данной оси, Н/м (для ряда отечественных автомобилей ориентировочные значения приведены в приложении 1).

Плавность хода легковых автомобилей считается удовлетворительной при  ωz = 0,8-1,2 Гц, грузовых при ωz = 1,2-1,5 Гц.

Частота свободных колебаний неподрессоренных масс (мостов автомобиля), совершающих высокочастотные колебания, обусловлена жёсткостью шин, Гц.

                                   ,                         (54)

 

где – суммарная жёсткость шин данной оси, Н/м (для ряда отечественных автомобилей ориентировочные значения приведены в приложении 1);

    - суммарная жесткость упругих элементов подвески оси;

m м – масса моста, кг.

Принимают: m м1 = 0,1* ma ;  m м 2 = 0,15* ma ,                                                              

 

где m м1 и m м2 – масса соответственно переднего и заднего мостов;

ma – собственная масса автомобиля.

Помимо свободных, автомобиль совершает и вынужденные колебания, вызываемые неровностями дороги. Частота этих колебаний, Гц, определяется из выражения:

                                            ωвын = Va / S ,                                 (55)

 

где Va – скорость автомобиля, м/с;

S – длина волн неровностей, м. На дорогах с твёрдым покрытием S = 0,5÷5 м.

 

 

Рис.15. Зависимость резонансных скоростей от длины неровностей

 

Используя зависимость Va = ω * S, строится зависимость резонансных скоростей автомобиля от длины неровностей V = f ( S ) для частот собственных колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс (рис. 15).

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Автомобили. Конструкция и рабочие процессы: учебник для студентов высш. проф. образования [А.М.Иванов, С.Н.Иванов, Н.П.Красновская и др.] под ред. В.И.Осипова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.

    2. Автомобили: Теория эксплуатационных свойств: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [А.М.Иванов, А.Н.Нарбут, А.С.Паршин и др.] под ред. А.М.Иванова – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.

    3. Нарбут А.Н. Автомобили: Рабочие процессы и расчет механизмов и систем: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.

    4. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.

    5. Вахламов В.К. Автомобили: Конструкция и элементы расчета: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.

     6. Автомобильный справочник: Пер с англ.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ЗАО «КЖИ» За рулем», 2004.-992 с.

    7. Краткий автомобильный справочник .Том 2. Грузовые автомобили. Часть 1, 2./Кисуленко Б.В. и др. – М.: Компания «Автополлис - плюс», ИПЦ «Финпол», 2006. – 672 с.

    8. Краткий автомобильный справочник .Том 3. Легковые автомобили. Часть 1./Кисуленко Б.В. и др. – М.: Компания «Автополлис - плюс», ИПЦ «Финпол», 2005. – 488 с.

    9. Краткий автомобильный справочник .Том 3. Легковые автомобили. Часть 2./Кисуленко Б.В. и др. – М.: Компания «Автополлис - плюс», ИПЦ «Финпол», 2005. – 560 с.

    10. Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 706.

    11. Технический регламент таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877.

            

 

 

 



2020-03-19 251 Обсуждений (0)
Управляемость автомобиля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управляемость автомобиля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)