Управляемость автомобиля
Управляемость автомобиля определяется степенью соответствия траектории его движения положению управляемых колёс. Если управляемые колёса повёрнуты на угол θ (средний угол поворота обоих управляемых колёс), то точка, лежащая на середине оси неуправляемых колёс, должна двигаться по дуге радиуса R (при отсутствии увода колес): , (43) где L – база автомобиля, м. При нейтральном положении управляемых колёс θ = 0, а R = ∞, т.е. траектория движения прямая линия. Однако это требование управляемости автомобиля может быть нарушено из-за бокового увода или бокового скольжения управляемых колёс. Зависимость критической скорости по управляемости V упр от угла поворота управляемых колёс выражается уравнением:
, (44)
где φ y – коэффициент сцепления шин с дорогой в поперечном направлении (φ y = 0,6); f – коэффициент сопротивления качению (f = 0,02); L – база автомобиля, м; Ө – средний угол поворота управляемых колёс автомобиля, принимаемый в пределах от 0 до 0,7 рад. Пользуясь уравнением (44) проводится расчет критической скорости при различных углах поворота управляемых колес для заданных φ y и f . Результаты расчета сводятся в табл. 2.6 и по этим результатам строится график зависимости V упр от Ө (рис.2.4). Таблица 14 Результаты расчёта
Одним из показателей управляемости является характеристика статической траекторной управляемости, представляющая собой зависимость радиуса поворота от скорости движения автомобиля с учетом эластичности шин. Радиус поворота автомобиля при наличии увода определяют по выражению: , (45)
где δ1 ,δ2 – углы увода колёс соответственно передней и задней осей, рад.
; , (46)
где Py 1 и Py 2 – боковые силы, действующие на колёса соответственно передней и задней осей; Kδ 1 и Kδ 2 – коэффициенты сопротивления уводу одного колеса соответственно передней и задней осей, кН/рад.
Рис. 11. График зависимости критической скорости по управляемости от угла поворота управляемых колес
Средние значения для одного колеса легковых автомобилей составляют от 30 до 60 кН/рад, грузовых – 50–200 кН/рад (для ряда отечественных автомобилей ориентировочные значения приведены в приложении 1). Принимая значения для одного колеса передней и задней осей, следует учитывать давление воздуха в шинах. Если давление воздуха одинаково для колес передней и задней оси, то можно принимать значения Kδ 1 и Kδ 2 одинаковыми, если давление воздуха разное, то следует принимать большие значения Kδ для шин имеющих большее давление, соответственно меньшие (на 2–4 кН/рад) – для шин с меньшим давлением. Значения боковых сил зависят от скорости автомобиля, радиуса поворота, массы и расположения центра тяжести. При расчетах удобно пользоваться постоянным радиусом поворота равным 50 метров. Изменяя скорость движения в диапазоне от 0 до 15 м/с определяются действующие боковые силы , а затем величина бокового увода передней и задней осей . По формуле 45 определяются значения эквивалентного радиуса и строится график зависимости от скорости движения автомобиля. По результатам расчетов проводят сопоставление радиусов R и R , с целью выявления типа поворачиваемости автомобиля. При R = R автомобиль обладает нейтральной поворачиваемостью, при R R - недостаточной, при R R - избыточной. Для автомобиля с избыточной поворачиваемостью существует понятие критической скорости по условию увода колес осей, которая определяется по формуле:
, (47)
где – масса приходящаяся соответственно на переднюю и заднюю оси.
Рис.12. График зависимости от скорости движения автомобиля для различных типов поворачиваемости автомобиля
У автомобилей с нейтральной и недостаточной поворачиваемостью понятие критической скорости отсутствует.
Маневренность Одним из основных показателей маневренности является габаритная полоса движения – полоса, занимаемая автомобилем при движении. Наибольшую полосу будет занимать автомобиль при выполнении поворота с минимально возможным радиусом R , измеряемым по следу внешнего управляемого колеса (исходные данные), рис. 2.6. На криволинейных участках дорог:
ГПД = Rн – Rвн, (48) где Rн – наружный, габаритный радиус, либо принимается по исходным данным, либо рассчитывается по формуле (49):
, м (49)
где L – база автомобиля, м (из исходных данных); L1 – передний свес, м (из исходных данных); п – максимальный угол поворота внешнего управляемого колеса, град. п определяется из формулы (6.3) для минимально возможного радиуса поворота R :
, м (50)
Рис. 13. Показатели маневренности автопоездов при круговом движении
Rвн – внутренний, габаритный радиус, определяется по формуле (51), м:
, м. (51)
Задаваясь значениями угла поворота внешнего управляемого колеса от 0,1 до п провести расчет ГПД и результаты занести в таблицу 15.
Таблица 15 Показатели расчета
Проходимость. В данном разделе, пользуясь известными геометрическими характеристиками автомобиля (из исходных данных) необходимо рассчитать продольный R и поперечный R радиусы проходимости (см. рис. 14), а также определить передний и задний углы свеса , передний L и задний L свесы.
Рис. 14. Схема, иллюстрирующая понятие радиусов проходимости и способ их определения Расчет R проводится исходя из подобия треугольников ОАС и АВС . При этом следует учитывать, что АС L /2, АВ Н (дорожный просвет), а R = ОС. Расчет R проводится исходя из подобия треугольников О А С и А В С . При этом следует учитывать, что А С В /2, А В Н (дорожный просвет), а R =О С . Плавность хода
Основной оценочный показатель плавности хода – частота свободных колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс, а также вынужденных колебаний. Частоты свободных колебаний, Гц подрессоренных масс определяют по зависимости: , (52)
где ω z – частота свободных колебаний, Гц; f ст – статический прогиб подвески, м.
f ст = G / C, (53)
где G – статическая весовая нагрузка на подвеску данной оси, Н; C – суммарная жёсткость подвески данной оси, Н/м (для ряда отечественных автомобилей ориентировочные значения приведены в приложении 1). Плавность хода легковых автомобилей считается удовлетворительной при ωz = 0,8-1,2 Гц, грузовых при ωz = 1,2-1,5 Гц. Частота свободных колебаний неподрессоренных масс (мостов автомобиля), совершающих высокочастотные колебания, обусловлена жёсткостью шин, Гц. , (54)
где – суммарная жёсткость шин данной оси, Н/м (для ряда отечественных автомобилей ориентировочные значения приведены в приложении 1); - суммарная жесткость упругих элементов подвески оси; m м – масса моста, кг. Принимают: m м1 = 0,1* ma ; m м 2 = 0,15* ma ,
где m м1 и m м2 – масса соответственно переднего и заднего мостов; ma – собственная масса автомобиля. Помимо свободных, автомобиль совершает и вынужденные колебания, вызываемые неровностями дороги. Частота этих колебаний, Гц, определяется из выражения: ωвын = Va / S , (55)
где Va – скорость автомобиля, м/с; S – длина волн неровностей, м. На дорогах с твёрдым покрытием S = 0,5÷5 м.
Рис.15. Зависимость резонансных скоростей от длины неровностей
Используя зависимость Va = ω * S, строится зависимость резонансных скоростей автомобиля от длины неровностей V = f ( S ) для частот собственных колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс (рис. 15).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Автомобили. Конструкция и рабочие процессы: учебник для студентов высш. проф. образования [А.М.Иванов, С.Н.Иванов, Н.П.Красновская и др.] под ред. В.И.Осипова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с. 2. Автомобили: Теория эксплуатационных свойств: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [А.М.Иванов, А.Н.Нарбут, А.С.Паршин и др.] под ред. А.М.Иванова – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с. 3. Нарбут А.Н. Автомобили: Рабочие процессы и расчет механизмов и систем: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с. 4. Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с. 5. Вахламов В.К. Автомобили: Конструкция и элементы расчета: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с. 6. Автомобильный справочник: Пер с англ.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ЗАО «КЖИ» За рулем», 2004.-992 с. 7. Краткий автомобильный справочник .Том 2. Грузовые автомобили. Часть 1, 2./Кисуленко Б.В. и др. – М.: Компания «Автополлис - плюс», ИПЦ «Финпол», 2006. – 672 с. 8. Краткий автомобильный справочник .Том 3. Легковые автомобили. Часть 1./Кисуленко Б.В. и др. – М.: Компания «Автополлис - плюс», ИПЦ «Финпол», 2005. – 488 с. 9. Краткий автомобильный справочник .Том 3. Легковые автомобили. Часть 2./Кисуленко Б.В. и др. – М.: Компания «Автополлис - плюс», ИПЦ «Финпол», 2005. – 560 с. 10. Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 706. 11. Технический регламент таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |