Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности



2020-03-17 173 Обсуждений (0)
Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проведем анализ затрат на производство, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг, для чего составим таблицу 12.

Таблица 12

Анализ затрат на производство

 

Показатели

Период

2001

2002, тыс. руб.

2003

Тыс. руб. % Тыс. руб. %
Заработная плата 4269,7 32,0 5588,5 6129,9 42,7
Материальные затраты 4963,1 37,3 5236,4 5048,6 35,2
Отчисления на социальные нужды 1558,4 11,7 2039,8 2237,4 15,6
Амортизация основных средств 156,4 1,2 167,3 166,8 1,2
Прочие затраты 2372,4 17,8 1893,0 772,3 5,3
Итого 13320 100 14925 14355 100

 

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод, что в течение анализируемого периода достаточно сильно изменялись как удельный вес тех или иных составляющих себестоимости, так и их абсолютное значение. Наиболее сильно в течение периода изменились доли прочих затрат – в сторону уменьшения почти втрое и заработной платы – в строну увеличения. Впрочем, значительные колебания тех или иных составляющих себестоимости связаны не только с их действительным изменением, но также и с учетной политикой предприятия, в соответствии с которой учет тех или иных факторов производился в различных годах.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балан­совая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реа­лизации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо дохо­дов и расходов от внереализационных операций. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в ка­честве обязательных элементов исследование:

- изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный анализ” показателей финансовых результатов за отчётный период).

- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный анализ” показателей).

- исследование влияние факторов на прибыль (“факторный анализ”).

Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть “трендовый анализ” показателей). Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 13, используя данные отчётности предприятия из формы № 2.

Таблица 13

Анализ прибыли отчётного года, тыс. руб.

 

Показатели

Код стр.

Период

2001 2002 2003
1 2 3 4 5
1. Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В). 010 14715 18285 15420

Продолжение таблицы 13

 

1 2 3 4 5
2.Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (С). 020 13320 14925 14355
3. Коммерческие расходы (КР). 030 148 267 85
4. Управленческие расходы (УР). 040 84 126 46
5.Прибыль (убыток) от реализации (стр. 010-020-030-040) (Пр) 050 1163 2967 934
6. Проценты к получению. 060 - - -
7.Проценты к уплате. 070 - - -
8.Доходы от участия в других организациях (ДрД). 080 - - -
9.Прочие операционные доходы (ПрД). 090 43 345 -
10.Прочие операционные расходы (ПрР). 100 150 1931 112
11.Прочие внереализационные доходы . 120 20 18 -
12. Прочие внереализационные расходы 130 - 236 -
13.Прибыль (убыток) отчётного периода (стр. 110+120-130) (Пб). 140 1076 1163 822
14.Налог на прибыль (НП). 150 322,7 348,6 246,9
15.Нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода (стр. 140-150-160) (Пн). 160 753,3 814,4 575,1

 

Из данных в первую очередь обращает внимание тот факт, что финансовые результаты деятельности предприятия ухудшились в 2003 г. Так, выручка от реализации работ и услуг составила 84,3% по сравнению с 2002 г., а чистая прибыль в 2003 г. составила всего лишь 70,6% от 2002 г.

Также очевидным является тот факт, что одновременно со снижением выручки от реализации работ и услуг в течение периода наблюдается снижение прибыли.

Анализ приведенных данных позволяет определить, что причиной этого явилось, во-первых, увеличение доли себестоимости работ и услуг, во-вторых, появление процентов к уплате и превышение прочих операционных расходов над прочими операционных доходами.

Таким образом факторы, снижающие балансовую прибыль, по сумме перекрыли действие увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило снижение балансовой прибыли к концу отчетного периода по сравнению с его началом.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производст­ва. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками фи­нансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характери­зуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. В целом, результативность деятельности любого предприятия может оцениваться с помощью абсолютных или относительных показателей. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции. Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);

Рентабельность производственных фондов;

Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

1.Рентабельность продукции.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);

Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выруч­ке от реализации продукции (без НДС);

Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реа­лизации данного вида продукта к его продажной цене.

Расчёт данных показателей представлен в таблице 14.

Таблица 14

Показатели рентабельности продукции, тыс. руб.

Показатели

Код стр.

Период

2001 2002 2003
1 2 3 4 5
Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В). 010 14715 18285 15420
Прибыль (убыток) от реализации (Пр) 050 1163 2967 934
Балансовая прибыль (Пб). 140 1076 1163 822
Чистая прибыль (ЧП). 140-150 753,3 814,4 575,1

Продолжение таблицы 14

 

1 2 3 4 5
Расчетные показатели, %        
1. Рентабельность всей реализованной продукции. 050 010 0,079 0,162 0,061
2. Общая рентабельность. 140 010 0,073 0,064 0,053
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли. 140-150 010 0,051 0,045 0,037

 

На основе расчётов можно сделать следующие выводы.

Показатель рентабельности всей реализованной продукции, выросшие в 2002 г. по сравнению с 2001 г. с 0,079 в 2001 г. до 0,162 в 2002 г., вновь снизились в 2003 г. до 0,061. Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также увеличился с 0,073 в 2001 г. до 0,064 на 2002 г. и снизился до 0,053 в 2003 г. Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции в 2003 г. находятся на невысоком уровне.

В целом можно заключить, что к 2003 г показатели рентабельности ухудшились.

 

3.4. Обоснование предложений по улучшению финансового состояния
предприятия и управлению финансами

 

Одной из самых главных задач предприятия является оценка финансового положения предприятия, которая возможна при совокупности методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени.

В конечном результате после анализа руководство предприятия получает картину его действительного состояния, а лица, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии (например, кредиторам, которые должны быть уверены, что им заплатят; аудиторам, которым необходимо распознавать финансовые хитрости своих клиентов; вкладчикам и др.) - сведения, необходимые для беспристрастного суждения (например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п. ).

В ходе выполнения настоящей дипломной работы было рассмотрено современное состояние дел в ФГУП Ижевское протезно-ортопедическое предприятие. Основным источником информации для анализа явился баланс предприятия за 2001-2003 гг., а также отчет о прибылях и убытках за соответствующие периоды.

Подводя итог данной дипломной работе, можно сделать следующие выводы о финансово-экономической деятельности предприятия.

В целом по анализу финансового состояния имеется отрицательная тенденция изменения показателей за последний год. Так, показатели прибыльности, рентабельности, выручки от реализации снижаются в течение последнего года, предприятие имеет отрицательную финансовую устойчивость и платежеспособность, что может в недалеком будущем привести к резкому ухудшению финансового состояния предприятия и банкротству.

Таким образом, в условиях сохранения финансовых показателей, предприятию следует обратить особое внимание на повышение объемов работ, связанных с поиском новых заказчиков, расширением спектра предлагаемой продукции, а также повышению производительности труда.

В связи с постоянно меняющейся рыночной ситуацией предприятие должно проводить анализ своей хозяйственной деятельности на регулярной основе. Для этого всего эффективней применять компьютерные программы для оперативного анализа хозяйственной деятельности. Для программы оперативного анализа хозяйственной деятельности необходим, как правило баланс предприятия и форма бухгалтерской отчетности № 2. Действительно, зачем заниматься отвлеченными логическими построениями, когда практически каждое предприятие располагает бухгалтерскими данными о полных фактических затратах на приобретение любого актива?

Однако для улучшения финансового состояния предприятия путем снижения себестоимости продукции целесообразно воспользоваться концепцией альтернативных издержек. При этом необходимо спроектировать будущую финансовую операцию, по возможности максимально точно оценив все возможные выгоды и потери, сопряженные именно с данной операцией. При этом ни в коем случае не стоит отвергать уже имеющиеся “исторические” данные, напротив, анализ финансовой отчетности входит в число важнейших задач финансового менеджмента. Однако, для обоснования финансовых решений, нацеленных на получение будущих результатов, необходим соответствующий инструментарий, обладающий специфическими свойствами. Концепция альтернативных издержек формирует теоретическую базу такого инструментария, поэтому часто она не представлена в явной форме и многие практики, выполняя финансовые расчеты, используют эту концепцию, даже не подозревая о ее существовании.

Можно выделить следующие формы практического проявления данной концепции в Ижевском протезно-ортопедическом предприятии:

- при обосновании финансовых решений следует ориентироваться прежде всего на денежные потоки, порождаемые этими решениями. Как известно, затраты и доходы возникают только в те моменты, когда потоки денежной наличности пересекают границы предприятия. Не ставя под сомнение ценность и важность калькуляции полной себестоимости, финансовый менеджмент оперирует несколько иными понятиями, центральное среди которых – денежный поток;

- учитываться должны те и только те денежные потоки, которые имеют непосредственное отношение к данному решению. Поступления и расходования средств, независимо от времени их возникновения, не связанные с принимаемым решением, не должны браться в расчет. Иными словами, финансовый менеджмент работает с приростными денежными потоками, а учитываемые в нем альтернативные издержки являются предельными. Если в результате решения о выпуске новой продукции понадобится принять в штат предприятия дополнительных охранников, то предельные расходы на содержание новых работников охраны должны быть включены в состав издержек по осваиваемому изделию, затраты же на содержание охраны в прежних размерах не имеют отношения к данному решению и в состав альтернативных издержек включаться не должны;

- принимаемое решение не может оказать влияния на уже понесенные расходы или полученные ранее доходы. Поэтому, обосновывая это решение, необходимо принимать во внимание только будущие денежные потоки. Все прошлые выплаты и поступления, в том числе и затраты на приобретение оборудования, имеют исторический характер, их уже невозможно избежать или предотвратить. Поэтому в финансовых расчетах не участвует такой элемент затрат как амортизация основных фондов.

Таким образом, абстрактное понятие “альтернативные издержки” дает в руки мощный, достаточно простой, понятный и очень практичный инструмент контроля эффективности работы: реализуя решения и проекты, денежные притоки по которым превышают денежные оттоки, он способствует росту стоимости предприятия, то есть надлежащим образом выполняет свои функции. Эту аксиому можно сформулировать несколько иначе: предприятие должно вкладывать средства только в такие проекты, чистая приведенная стоимость (NPV) которых имеет положительную величину. Задача же состоит в том, чтобы обеспечить отбор именно таких проектов и решений.

Любому предприятию, в том числе и Ижевскому протезно-ортопедическому, не хватает оборотных средств для нормального функционирования. Однако оборотные активы предприятия очень быстро изменяют свою вещественную форму, превращаясь из запасов в дебиторскую задолженность, затем принимая денежную форму и т.д. В результате этих превращений возникает прибыль, которая увеличивает собственный капитал предприятия. Осуществляемые предприятием хозяйственные операции обусловливают непрерывное изменение заемного капитала – возникает и гасится кредиторская задолженность, привлекаются новые банковские ссуды, эмитируются долгосрочные обязательства. Внеоборотные активы не меняют своей вещественной формы, однако происходит постоянное снижение их стоимости, отраженной в балансе. Если рассматривать все эти изменения с точки зрения влияния, оказываемого ими на чистый денежный поток предприятия, то их можно охарактеризовать как движение финансовых ресурсов (фондов). Под приростом финансовых ресурсов при этом понимается возникновение любого потенциального источника увеличения чистого денежного потока. Сокращение такого источника называется вложением финансовых ресурсов. Например, продавая свои запасы, предприятие получает от покупателя деньги, увеличивая тем самым чистый денежный поток. Следовательно, уменьшение запасов означает прирост финансовых ресурсов. Но точно к такому же результату приводит возникновение или увеличение кредиторской задолженности перед поставщиком – предприятие получает возможность не расходовать свои деньги в течение определенного времени, то есть сокращает денежный отток, что равносильно увеличению притока. “Сэкономил – это все равно, что заработал”. Значит, увеличение кредиторской задолженности также равносильно приросту финансовых ресурсов. Когда придет время погашать задолженность, предприятию придется раскошелиться, следовательно снижение кредиторской задолженности уменьшает чистый денежный поток. Поэтому снижение кредиторской задолженности отражает вложение финансовых ресурсов. С дебиторской задолженностью обратная ситуация: ее увеличение равнозначно сокращению чистого денежного потока (вложению финансовых ресурсов), а снижение долга дебиторов означает дополнительный приток денег (прирост финансовых ресурсов).

Можно вывести общее правило: увеличение статей собственного капитала и пассива, а также уменьшение статей актива отражают прирост финансовых ресурсов. Увеличение активных статей и снижение статей из правой стороны баланса свидетельствует об использовании (вложении или инвестировании) финансовых ресурсов.

Одной из наиболее важных задач развития является обеспечение производства прежде всего за счет повышения его эффективности и более полного исполь­зования внутрихозяйственных резервов. Для этого не­обходимо рациональнее использовать основные фонды и производственные мощности посредством:

- приобретения «ноу-хау» для повышения конкурентоспособности продукции на рынке – выпуска новых моделей из числа протезно-ортопедических изделий, в том числе обратить особое внимание на пользующиеся устойчивым спросом на рынке изделиям. Планируется, что эту задачу будет выполнять лаборатория экспериментального протезирования, недавно появившаяся в штате предприятия;

- сокращения незавершенного производства путем продажи продукции в новых регионах. Действительно, на предприятии растут запасы готовой продукции по ряду наименований изделий, не находящих достаточного спроса в Удмуртской Республике – это замораживает оборотные активы предприятия и снижает тем самым возможности эффективного управления финансами. В то же время в некоторых соседних регионах деятельность подобных предприятий недостаточная для удовлетворения существующего спроса – предприятию необходимо искать в таких регионах новые рынки сбыта для излишних запасов своей продукции;

- снижения себестоимости продукции за счет снижения затрат на ее производство. Путей снижения себестоимости продукции существует множество, и экономическому отделу предприятия следует рассчитать потенциальную эффективность каждого из них, однако среди возможных путей особо следует отметить переход от импортных материалов, используемых при изготовлении многих протезно-ортопедических изделий, к их отечественным аналогам, выпуск которых в последнее время налажен рядом отечественных предприятий.

Увеличение объемов выпуска продукции достигается за счет:

а) ввода в действие новых производ­ственных мощностей;

б) улучшения использования действующих производственных мощностей.

Прирост производственных мощ­ностей до­стигается благодаря приобретению нового современного оборудования, а также реконструкции и расширению действующего оборудования. Улучшение использования действующих производственных мощностей, в том числе вновь введенных в эксплуата­цию, может быть достигнуто благодаря:

а) повышению интенсивности использования произ­водственных мощностей и основных фондов;

б) повышению экстенсивности их нагрузки. Более интенсивное использование производственных мощностей и основных фондов достигается прежде всего за счет технического совершенствования послед­них.

Интенсивность использования производственных мощ­ностей и основных фондов повышается также путем совершенствования технологических процессов; органи­зации непрерывно-поточного производства на базе опти­мальной концентрации производства однородной про­дукции; выбора сырья, его подготовки к производству в соответствии с требованиями заданной технологии и качества выпускаемой продукции; обеспечения равномерной, ритмичной ра­боты предприятия, цехов и производственных участков, проведения ряда других мероприятий, позволяющих повысить скорость обработки предметов труда и обес­печить увеличение производства продукции в единицу времени, на единицу оборудования или на 1 кв. м про­изводственной площади.

Интенсивный путь использования основных фондов действующих предприятий включает, следовательно, техническое их перевооружение, повышение темпов об­новления основных фондов. Опыт работы ряда отраслей промышленности показывает, что быстрое техническою переоснащение особенно важно для тех предприятий, где имеет место более зна­чительный износ основных фондов.

Улучшение экстенсивного использования основных фондов предполагает, с одной стороны, увеличение вре­мени работы действующего оборудования в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года) и с другой стороны, увеличение количества и удельного веса действующего оборудования в составе всего обору­дования, имеющегося на предприятии и в его производ­ственном звене.

Известно, что от совершенства системы морального и материального стимулирования в значительной степени зависит уровень использования производственных мощ­ностей и основных фондов.

Анализ технико-экономиче­ских показателей предприятий, работаю­щих в новых условиях планирования и экономического стимулирования, свидетельствует, что новый экономиче­ский механизм спо­собствует улучшению использования основных произ­водственных фондов.

Расходы и отчисления предприятия можно снизить за счет:

- рациональной ценовой политикой – необходимо дифференцировано подходить к формированию цен на различные виды протезно-ортопедических изделий в зависимости от категории их потребителей, спроса на различные виды изделий, сложившейся конъюнктуры рынка;

- оптимизации распределения прибыли на потребление и развитие производства – как правило, вложение средств в модернизацию и расширение производства при наличии устойчивого спроса на продукцию предприятия позволяет достаточно быстро окупить вложенные средства и получить дополнительную прибыль;

- оптимизации налоговых платежей беспроцентной задержкой выплат в пенсионный фонд; выполнением работ, необлагаемых косвенными налогами.

Необходимо также обратить внимание на взаимоотношения с бюджетом по следующим направлениям:

- оптимизация распределения прибыли, включающую уменьшение размера налоговых выплат из прибыли, подлежащей налогообложению за счет создания резервного фонда;

- оптимизация налоговых платежей: снижение налога на имущество за счет уменьшения имущества к концу года.

Совершенствование кредитных отношений также призвано улучшить финансовое состояние предприятия:

- оптимизация основных и оборотных средств: включение в цену продукции стоимости «ноу-хау», получение коммерческого краткосрочного кредита;

- оптимизация распределения прибыли: создание резервного фонда и страхование от риска несвоевременной оплаты продукции.

Предприятию необходимо уделять больше внимания долгосрочному планированию деятельности, целью которого является составление прог­ноза баланса и отчета о прибылях и убытках.

Процесс финансового планирования обычно начинается с прогнозирования будущих продаж.

Правильно определенный прогноз продаж служит основой для:

- организации производственного процесса;

- эффективного распределения средств;

- должного контроля над запасами.

Финансовая стабилизация в анализируемом предприятии, на мой взгляд, последовательно должна осуществляться по таким основным этапам:

- устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивалось состояние предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации является обеспечение восстановления способности платежей по своим текущим обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение кризисной ситуации.

- восстановление финансовой устойчивости. Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение относительно короткого периода времени, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу финансового кризиса на предприятии не только в коротком, но и в относительно продолжительном периоде.

- изменение финансовой стратегии с целью ускорения экономического роста. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечивает стабильное снижение стоимости используемого капитала и постоянный рост своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в финансовую стратегию предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы его производственного развития при одновременном увеличении финансовой устойчивости в предстоящем периоде.

Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо:

а) увеличение объема продаж за счет диверсификации производства, поиска новых заказчиков, налаживанию хозяйственных связей с поставщиками сырья и материалов. Как уже говорилось выше, это обеспечивается путем выпуска новых моделей из числа протезно-ортопедических изделий, в том числе пользующихся устойчивым спросом на рынке изделиям. Предприятию необходимо искать в соседних регионах новые рынки сбыта для излишних запасов своей продукции. Путем поиска новых поставщиков возможен переход от импортных материалов, используемых при изготовлении многих протезно-ортопедических изделий, к их отечественным аналогам.

б) привлечение инвестиционных вложений. Действительно, высокая социальная значимость предприятия, а также его правовой статус как федерального государственного предприятия, дает потенциальную возможность воспользоваться льготными условиями кредитования со стороны исполнительных органов власти и Министерство здравоохранения УР, что позволит увеличить оборотные средства и в то же время снизит расходы на выплату процентов по банковским кредитам;

г) уменьшение кредиторской задолженности перед поставщиками, по кредитным платежам, перед бюджетом, по социальному страхованию, внебюджетным фондам. Эта задача выполнила лишь при условии использования на предприятии всех инструментов финансового менеджмента, которые хорошо известны и перечислялись в первой части данной работ – необходим лишь специалист по финансовому менеджменту, который смог бы применить эти теоретические рекомендации на практике.

д) обеспечение безубыточности, ритмичности производства и реализации продукции без наращивания долгосрочных привлечённых средств. Для снижения потребности в привлеченных средствах предприятию можно воспользоваться одним из очевидных источников финансирования оборотных средств – денежными средствами населения, для которого и предназначена продукция предприятия, т.е. использовать частичную или полную предоплату за изготавливаемые протезно-ортопедические изделия.

Рассчитаем эффективность предлагаемых мероприятий. Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции. Прогноз объема выручки является результатом изучения таких факторов, как:

- прошлый объем продаж;

- рыночная конъюнктура и ее изменение;

- общая экономическая ситуация;

- доходность продукции;

- ценовая политика;

- имеющиеся производственные мощности;

- затраты.

Прежде всего, оценим эффективность мероприятий по изменению цены реализации на ряд продукции предприятия. Например, это может быть повышение стоимости изделий при сокращении срока ее изготовления – ждать изготовления некоторых изделий приходится достаточно долго из-за наличия очереди и значительного количества заказчиков, пользующихся правом внеочередного изготовления. В то же время существует спрос на подобную продукцию пусть по повышенной цене, но без очереди. Проведем анализ прибыли предприятия к 10%-ному изменению цены реализации.

Таблица 15

Изменение прибыли от повышения цены

 

Показатель

Фактические данные, 2003 г.

Плановые данные (увеличение цены на 10%

Тыс. руб. % Тыс. руб. %
Выручка от реализации 15420 100 16962 100
Переменные издержки 8055 52,2 8850 52,2
Валовая маржа 1065 6,9 1812 10,7
Постоянные издержки 6300 40,9 6300 37,1
Прибыль 575,1 2,1 978,5 2,5

 

Имеем, объем реализации в 2003 г. составил 15420 тыс. руб., выпуск продукции по основной номенклатуре составил 14370 тыс. руб.. Тогда новая цена

15420 + 15420 х 10% : 100% = 16962 тыс. руб.

Определим, при каком объеме реализации можно получить прежний результат 575,1 тыс. руб. прибыли. Формула для вычисления объема реализации Н0:

Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на

100% - (15420 х 100% : 16962) = 9,1%

или увеличивает прибыль на

(16962 – 15420 х 9,969) х ((100% – 90,9%) : 100%) = 403,4 тыс. руб.

Проанализируем влияние изменения переменных издержек на прибыль организации. Благодаря повышению производительности труда и более выгодным закупкам сырья и материалов у отечественных производителей вместо импортных можно снизить переменные издержки на 10% без потери прибыли.

Таблица 16

Изменение прибыли от изменения переменных издержек

 

Показатель

Фактические данные, 2003 г.

Планируемые данные, 2004 г.

Тыс. руб. % Тыс. руб. %
Выручка от реализации 15420 100 15420 100
Переменные издержки 8055 52,2 7249,5 47,0
Валовая маржа 1065 6,9 1870,5 12,2
Постоянные издержки 6300 40,9 6300 40,9
Прибыль 575,1 2,1 1009,8 6,5

 

Анализ показывает, что при снижении переменных издержек на 10% предприятие добивается увеличения объема реализации 4,3% или увеличивает прибыль на 434,7 тыс. руб., т.е. на 76%.

Таблица 17

Изменение прибыли при увеличении объема реализации продукции

 

Показатель

Фактические данные, 2003 г.

Планируемые данные, 2003 г.

Тыс. руб. % Тыс. руб. %
Выручка от реализации 15420 100 16962 100
Переменные издержки 8055 52,2 8865 52,3
Валовая маржа 1065 6,9 1797 10,6
Постоянные издержки 6300 40,9 6300 37,1
Прибыль 575,1 2,1 970,4 5,7

 

При увеличении объема реализации на 10% происходит рост прибыли на 68,7%.

Рассмотрим изменение постоянных издержек. Предположим, предприятию благодаря новой организации своей деятельности удалось снизить постоянные издержки на 10%, тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 66% или

954,7 – 575,1 = 379,6 тыс. руб.

На основе проведенного анализа можно распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль предприятия (изменения пропорциональные, на уровне 10%):

- повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 9,1%, а соответствующее снижение цены ухудшает результат и приводит к убыткам;

- изменение прибыли предприятия при изменении переменных издержек составляет 76%;

- увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к росту прибыли на 68,7%;

- из числа рассмотренных факторов наименьшее влияние на результат оказывает повышение цены.

Исходя из этого, предлагаю три альтернативных выхода из кризисной ситуации:

а). увеличение объема производства;

б). одновременное увеличение реализации и сокращение издержек;

в). изменение ориентации реализации (выбор более рентабельной продукции, более выгодных заказчиков, более прибыльных объемов заказа и путей реализации).

Для определения направления изменения ассортиментной политики необходимо провести сравнительный анализ рентабельности различных групп изделий (продукции), а также клиентов, районов сбыта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.

Устойчивое финансовое положение предприятия является не подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Практически применяемые сегодня в России методы анализа и прогнозирования финансового состояния предприятия отстают от развития рыночной экономики. Несмотря на то, что в бухгалтерскую и статистическую отчетность уже внесены и вносятся некоторые изменения, в целом она еще не соответствует потребностям управления предприятием в рыночных условиях, поскольку существующая отчетность предприятия не содержит какого-либо специального раздела или отдельной формы, посвященной оценке фина



2020-03-17 173 Обсуждений (0)
Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)