Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подходы к интерпретации конкурентоспособности юридических лиц и разновидности этой экономической категории



2020-03-19 252 Обсуждений (0)
Подходы к интерпретации конкурентоспособности юридических лиц и разновидности этой экономической категории 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение                                                                                                 3

Глава 1. Теоретические аспекты организации обеспечения конкурентоспособности организаций и предприятий                                   5

1.1 Подходы к интерпретации конкурентоспособности юридических лиц и разновидности этой экономической категории                                   5

1.2 Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность юридических лиц                                                                                           12

1.3 Методы оценки и уровни обеспечения конкурентоспособности юридических лиц                                                                                           16

Глава 2. Исследование обеспечения конкурентоспособности публичного акционерного общества «СИБУР-Нефтехим»                                              27

2.1 Организационная и финансово-экономическая характеристика корпорации                                                                                                     27

2.2 Исследование уровня конкурентоспособности ПАО «СИБУР-Нефтехим»                                                                                                     51

Глава 3. Направления повышения конкурентоспособности ПАО «СИБУР Нефтехим»                                                                                                     56

Заключение                                                                                           63

Список литературы                                                                              65

Приложение                                                                                         68

 

Введение

В современном мире конкурентоспособность является важным элементом в обеспечении эффективной и успешной деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в рыночных условиях необходимо постоянно искать пути развития предприятия, анализировать деятельность своих конкурентов, а также прогнозировать любые изменения, которые могут возникнуть в будущем: инфляция, рост доход населения и другие факторы.

Конкурентоспособность предприятия в современном мире – залог его успеха, прибыльности и процветания. Конкурентоспособность является тем инструментом, который способствует повышению эффективности хозяйственного субъекта на рынке. Для достижения и постоянного поддержания конкурентоспособности предприятиям необходимо поддерживать завоеванные конкурентные преимущества и искать новые.

Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается готовностью потребителей повторно приобрести продукцию этой фирмы, престижностью работы на данном предприятии, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, партнёров, акционеров.

Цель данной работы – исследование обеспечения конкурентоспособности и выявление направлений улучшения её уровня на примере публичного акционерного общества «СИБУР-Нефтехим».

Для достижения этой цели были поставлены такие задачи, как:

- теоретически раскрыть сущность конкурентоспособности предприятий и организаций, факторы, воздействующие на неё, и методы её оценки;

- исследовать уровень конкурентоспособности «СИБУР Холдинг» с использованием метода оценки стоимости бизнеса и анализа финансово-экономического положения компании;

- определить факторы, влияющие на организацию обеспечения конкурентоспособности корпорации;

- выявить направления улучшения уровня конкурентоспособности.

Объект исследования – уровень конкурентоспособности публичного акционерного общества «СИБУР-Нефтехим».

Предмет исследования – организация обеспечения конкурентоспособности ПАО «СИБУР-Нефтехим».

 

Глава 1. Теоретические аспекты организации обеспечения конкурентоспособности организаций и предприятий

Подходы к интерпретации конкурентоспособности юридических лиц и разновидности этой экономической категории

Все многообразие трактовок термина «конкурентоспособность предприятия (организации)» можно свести к пяти основным походам.

Конкурентоспособность предприятия (организации) в определениях зарубежных и отечественных исследователей находит выражение в способности: вести экономически результативную деятельность; производить конкурентоспособную продукцию; конкурировать (создавать и удерживать конкурентные преимущества); реализовать эффективную бизнес-модель; сохранять или улучшать положение на рынке.

Сторонники первого подхода (Д. Воронов, П. Забелин, П. Завьялов, М. Костин, В. Криворотов, М. Манвелян, М. Мескон, И. Спиридонов) интерпретируют конкурентоспособность юридического лица как результативность применения хозяйствующим субъектом ограниченных экономических ресурсов, достигаемую за счет применения современных производственных, маркетинговых, организационно-управленческих инструментов, а также как способность приносить собственникам компании прибыль не ниже определенного уровня. При этом наиболее ёмкими представляются определения, в которых подчеркивается необходимость сопоставления показателей эффективности функционирования исследуемого предприятия с аналогичными показателями результативности конкурентов. Недостаток: сосредоточение внимания авторов на внутренних источниках конкурентоспособности предприятия и исключение многими исследователями из рассмотрения внешних факторов, характеризующих ситуацию на рынке или в отрасли, в которой функционирует компания.

Авторы второго подхода (Т. Адаева, Ф. Блунк, М. Портер, Ю. Рубин, И. Сергеев, Х. Фасхиев, В. Швец, В. Шоколенко) отождествляют конкурентоспособность юридического лица с возможностью выпускать и реализовывать конкурентоспособную продукцию (товары, работы, услуги). При этом разные эксперты усматривают конкурентоспособность продукции в различных проявлениях. Одни связывают конкурентоспособность продукции с наличием устойчивого спроса на нее со стороны потребителей, другие — с ее качеством, третьи — с наличием уникальных, привлекательных для покупателей характеристик, четвертые — с эффективным использованием внутреннего потенциала предприятия, обеспечивающим наименьший уровень затрат на ее производство. Но подавляющее большинство экономистов справедливо сходятся во мнении о недопустимости приравнивать конкурентоспособность хозяйствующего субъекта к имеющей более низкую иерархическую природу категории конкурентоспособности продукции.

Во-первых, конкурентная сила предприятия зависит не только от степени совершенства производимой им продукции. Большое значение имеют качество и эффективность маркетинговой и сбытовой деятельности, менеджмента компании. В отдельных случаях даже выпуск конкурентоспособной продукции может не приносить предприятию желаемого дохода вследствие нерезультативности организации одного из вышеперечисленных элементов цепочки создания ценности, не связанных непосредственно с ее производством.

Во-вторых, длительность жизненного цикла компании зачастую не совпадает с продолжительностью жизненного цикла ее продукции, который в большинстве случаев является сравнительно краткосрочным.

В-третьих, оценка конкурентоспособности продукции, как правило, является индивидуальной для каждого ее вида и не охватывает всего ассортимента выпускаемых предприятием товаров. Подобное ограничение не позволяет проанализировать рациональность продуктового портфеля компании, состав которого во многом определяет конкурентные преимущества фирмы на рынке.

Экономисты, являющиеся приверженцами третьего подхода, (Е. Вайсман, М. Гельвановский, Н. Дробитько, И. Ершова, Е. Млоток, Р. Фатхутдинов) усматривают в конкурентоспособности возможность компании создавать, наращивать и удерживать в течение достаточно длительного периода времени конкурентные преимущества. Эти преимущества позволяют компании успешно выдерживать соперничество с другими хозяйствующими субъектами, быть более привлекательной для потребителей, поставщиков и инвесторов, сохраняя при этом свою финансовую устойчивость и положительную динамику стоимости бизнеса. Преимущество такого подхода заключается в том, что его авторы, с одной стороны, рассматривают конкурентоспособность с акцентом на внутренние сильные стороны предприятия, с другой — подчеркивают важность формируемых конкурентных преимуществ для ведения конкурентной борьбы с другими участниками рыночных отношений, то есть обращают внимание как на внутренние, так и на внешние факторы конкурентоспособности компании. Но исследователи, определяющие конкурентоспособность как способность конкурировать, подходят к трактовке понятия слишком обобщенно, не конкретизируя ключевые источники конкурентоспособности юридического лица.

Последователи четвёртого подхода (В. Катькало, С. Монтгомери, Д. Коллис, Г. Хамел) все чаще замечают, что обладание ограниченными ресурсами становится определяющим фактором конкурентоспособности предприятия только в случае наличия отлаженной системы управления функционирования компании, применения последних достижений в области стратегического и операционного менеджмента. Именно в способности юридического лица выстроить результативную бизнес-модель, которая не может быть реализована никем из нынешних или потенциальных конкурентов и при этом одновременно обеспечивает более оперативную, чем у конкурентов, реакцию на изменение условий рыночной борьбы, а также более быстрое формирование соответствующих ключевых компетенций, видят истоки конкурентоспособности исследователи из этого подхода. Но это направление также полностью не отражает сущность рассматриваемой категории, поскольку в поле зрения экономистов не попадают такие важнейшие аспекты, как эффективность производственной деятельности предприятия и конкурентоспособность выпускаемой им продукции.

В рамках последнего пятого подхода (В. Беренс, П. Хавранек, И. Зулькарнаев, А. Селезнев, Т. Ступина) конкурентоспособность юридического лица рассматривается через призму его положения на внутренних и внешних рынках и способности товаропроизводителя удерживать или наращивать занимаемую долю рынка производимой им продукции. Очевидным ограничением такого направления является полное игнорирование внутрифирменных факторов конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Рассмотрим наиболее распространённые определения конкурентоспособности предприятий (организаций):

Т. В. Матвеева характеризует конкурентоспособность предприятия как способность организации сохранять и увеличивать свои конкурентные преимущества по отношению к конкурирующим компаниям. При этом сохранение и увеличение конкурентных преимуществ возможно только за счет достижения целей субъектов экономической деятельности: собственников, инвесторов, поставщиков, персонала и потребителей. Целью каждого является удовлетворение своих потребностей. Потребности субъекта удовлетворены в наибольшей степени, когда субъект получает максимальный положительный результат при минимальных затратах, необходимых с его стороны для получения этого эффекта. В результате функционирования предприятия интересы инвесторов, собственников, поставщиков и персонала вознаграждаются за счет удовлетворения потребностей потребителей. Чем в большей степени удовлетворены потребности потребителей, тем больше доход компании, который может быть использован для укрепления конкурентной позиции предприятия. Следовательно, доход может быть назван источником конкурентоспособности организации.

Два элемента показателя конкурентоспособности при этом отражены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Составные части показателя конкурентоспособности

М. А. Федянина определяет конкурентоспособность предприятия как интегральный показатель, который зависит от множества факторов. Под конкурентоспособностью понимается возможность предприятия соперничать со своими прямыми конкурентами, производить и реализовывать качественную продукцию, с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами. Предприятие считается конкурентоспособным, если потребитель готов повторно приобрести товар или услугу, также отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, акционеров компании.

А. Н. Захаров характеризует конкурентоспособность организации как обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

А. О. Блинов под конкурентоспособностью предприятия понимает способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей.

В. Баринов определяет, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели.

Н. Л. Зайцев характеризовал конкурентоспособность юридического лица как его возможность производить на существующих производственных мощностях в соответствии с технико-экономическими параметрами услуги или продукцию, которые и обеспечивают конкурентоспособность.

И. М. Лифиц интерпретировал конкурентоспособность как экономическую категорию, которая характеризует состояние общественных отношений в государстве по повышению эффективности национального производства, который адаптирован к изменениям мировой конъюнктуры рынка и внутреннего спроса на основании конкурентных преимуществ и достижения лучших, чем у конкурентов, социально-экономических параметров.

А. А. Муратшина определила конкурентоспособность предприятия (организации) как преимущество компании на выбранном сегменте рынка над производителями аналогичных товаров в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающей, внутренней среды и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в настоящем и будущем производить и сбывать товары.

А. С. Жегульский и А. А. Толстых охарактеризовали конкурентоспособность как устойчивость субъекта перед лицом изменений, его адаптационные способности наряду с умением выявлять в окружающей среде так называемые «слабые сигналы», в качестве реакции на которые проявляется гибкость и изменчивость; как эффективное использование всех видов потенциала предприятия как основное условие и производства конкурентоспособной продукции, и одновременно достижения желательных финансовых и инвестиционных результатов.

М. Г. Миронов, А. В. Дементьева считают, что конкурентоспособность определяется умением компании использовать свои сильные стороны, концентрировать свои усилия на производстве таких продуктов, которые будут наиболее выигрышными как в плане качества, так и цены.

Э. Чемберлин, Дж. Робинсон придерживаются мнения, что конкурентоспособность юридического лица определяется не только как способность противостоять конкурентам, но и уметь избегать противостояния с ними, при помощи формирования новых рынков дифференцированной продукции.

И. В. Порядина рассмотрела конкурентоспособность организации для потребителей как способность удовлетворять потребности и решать проблемы на основе производства необходимых товаров и оказания услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров; для конкурентов как способность производить товары и осуществлять услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности страны; для инвесторов как способность использовать ресурсы юридического лица для динамичного развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости компании; для субъектов рынков-партнёров как способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности на основе инновационных факторов.

Н. А. Савельева считает, что исследование конкурентоспособности должно осуществляться на двух основных уровнях: субъектном и объектном. Субъектный уровень разделяется при этом на условные подуровни: микроконкурентоспособность, включающую конкурентоспособность предприятий; мезоконкурентоспособность, представленную объединениями предприятий, регионов, отраслей; макроконкурентоспособность, на которой субъектом конкурентоспособности является страна. На объектном уровне следует анализировать не только конкурентоспособность продукции, но и других объектов: нормативных актов, научно-методической и проектно-конструкторской документации, технологию производства, персонал и т. д.

Основными свойствами конкурентоспособности являются относительность и динамический характер.

Относительность – уровень конкурентоспособности фирм может быть выявлен и оценен только в сравнении с другими фирмами, которые выпускают либо одинаковые, либо аналогичные товары, в пределах определенной территории, в которой данные фирмы ведут свою деятельность. Следовательно, одна и так же фирма может быть конкурентоспособной на одной территории (город, регион), и может быть не конкурентоспособной на уровне страны или мирового рынка.

Динамический характер конкурентоспособности является показателем ее постоянной недостаточности, то есть из-за постоянного отставания от конкурентов фирма начинает действовать. И именно данное свойство служит постоянным толчком для фирмы, являясь одним из основных побуждающих факторов, в принятии, как стратегических, так и оперативных решений. Если же фирма перестанет принимать какие-либо действия относительно своей конкурентоспособности, то любые преимущества этой фирмы в скором времени обязательно будут скопированы или предприятие будет обогнано фирмой–конкурентом.

Выделяют пять типов конкурентоспособности юридических лиц при сравнении фактических результатов с ожидаемыми, различными группами заинтересованных сторон, что представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Разновидности конкурентоспособности по корреляции фактических и ожидаемых результатов

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данного предприятия от развития конкурентных предприятий по степени удовлетворения своими товарами, потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Она характеризует возможности и динамику приспособления юридического лица к условиям рыночной конкуренции.



2020-03-19 252 Обсуждений (0)
Подходы к интерпретации конкурентоспособности юридических лиц и разновидности этой экономической категории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подходы к интерпретации конкурентоспособности юридических лиц и разновидности этой экономической категории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)