Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика показателей сферы образования в Рязанской области



2020-03-19 195 Обсуждений (0)
Динамика показателей сферы образования в Рязанской области 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Процессы и явления общественной жизни, являющиеся предметом изучения статистики, находятся в постоянном движении и изменении.

Ряд цифровых данных в определенной, хронологической последовательности, характеризующие изменения явлений во времени, называются динамическими рядами. Такие ряды строят для выявления и изучения складывающихся закономерностей в развитии явлений экономической, политической и культурной жизни общества.

Правильно построенный динамический ряд состоит из сопоставимых статистических показателей. Для этого необходимо, чтобы состав изучаемой совокупности был один и тот же на всем протяжении ряда, то есть относился к одной и той же территории, к одному и тому же кругу объектов и был рассчитан по одной и той же методологии. Кроме того, данные динамического ряда должны быть выражены в одних и тех же единицах измерения, а промежутки времени между значениями ряда должны быть по возможности одинаковыми.

В зависимости от характера изучаемых величин различают три вида динамических рядов: моментные, интервальные и ряды средних.

Моментными рядами называются статистические ряды, характеризующие размеры изучаемого явления на определенную дату, момент времени.

Интервальными рядами называются статистические ряды, характеризующие размеры изучаемого явления за определенные промежутки времени.

Для общей характеристики какого-либо явления за определенный период рассчитывают средний уровень всех членов динамического ряда. Способы его расчета зависят от вида динамического ряда. Для интервальных рядов средняя рассчитывается по формуле средней арифметической, причем при равных интервалах применяется средняя арифметическая простая, а при неравных – средняя арифметическая взвешенная.

Для нахождения средних значений моментного ряда применяют среднюю хронологическую:

 

 = Ѕ y 1 + y 2 + y 3 + ….‚Ѕ yn

              n-1

 

Динамические ряды анализируются при помощи таких показателей, как уровень ряда, средний уровень, абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста.

Уровнем ряда называется абсолютная величина каждого члена динамического ряда. Различают начальный, конечный и средний уровни ряда.

Абсолютный прирост ( D y ) характеризует размерувеличения или уменьшения изучаемого явления за определенный период времени. Он определяется как разность между двумя сравниваемыми уровнями ряда по формуле: Dy = Yi - Yi – 1, или Dy = Yi – Y0, где

Yi – текущий уровень ряда;

Yi – 1 – предыдущий уровень ряда;

Y0 – уровень базисного года. [4, стр. 18]

Если каждый уровень ряда сравнивается с предыдущим, то получают цепные показатели динамики. Если же уровни ряда сравниваются с одним и тем же первоначальным уровнем, то полученные показатели называются базисными.

Темп роста р) – отношение данного уровня явления к предыдущему или начальному, выраженное в процентах. Темпы роста, вычисленные как отношение данного уровня к предыдущему, называются цепными, а к начальному – базисными и вычисляются по формулам:

 

цепной Тр = Yi __ * 100%

 

базисный Тр = Yi __ * 100%

                       Yi – 1 Y0

 

Если темпы роста выражены в виде простых отношений, то есть база сравнения принимается за единицу, а не за 100%, то полученные показатели называются коэффициентами роста.

Темпом приростапр) называется отношение абсолютного прироста к предыдущему или начальному уровню, выраженное в процентах и рассчитывается по фомулам:

 

Тпр = D __* 100 или Тпр = D __* 100

    Yi – 1 Y0

 

Темп прироста можно рассчитать по данным о темпе роста. Для этого надо от темпа роста отнять 100 или от коэффициента роста 1 (Тпр = Тр – 100%) или (Тпр = Кр – 1), в последнем случае получим коэффициент прироста.

Абсолютное значение одного процента прироста определяется отношением абсолютного прироста к темпу прироста за этот же период:

Расчет этого показателя имеет экономический смысл только на цепной основе.

Среднегодовой абсолютный прирост определяется по цепным абсолютным приростам по формуле:

 

 =  или ,

 

где N – число абсолютных приростов.

Среднегодовой темп ростар) определяется по формуле средней геометрической:

 

р =  или р = ,

 

где К – цепные коэффициенты роста.

По данным о численности педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений Рязанской области построим динамический ряд и проведем анализ динамики.

 

Таблица 6. Численность педагогических работников государственных образовательных учреждений. Их образовательный уровень, (человек)

Показатели / Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Учителя дневных общеобразовательных учреждений 15133 14461 14262 14007 13490 13003
В том числе с высшим образованием (в% к общему числу) 80 80 81 82 82 83
Преподаватель средних специальных учебных заведений 1252 1234 1288 1249 1278 1286
В том числе с высшим образованием (в% к общему числу) 95 94 87 92 94 94
Преподаватели высших учебных заведений 1810 2087 2136 2247 2245 2269
В том числе (в% к общему числу) – доктора наук 11 11 11 11 12 12
кандидаты наук 53 51 55 55 56 56
ИТОГО: 18195 17782 17686 17503 17013 16558

 

Таблица 7. Показатели динамики численности педагогических работников Рязанской области

Годы

Символы

Число педагогических работников (человек)

Абсолютный прирост

Темп роста

Темп прироста

Значение в% прироста

цепной базисный цепной базисныйый цепной базисныйый
2004 У0 18195 - - - - - - -
2005 У1 17782 -413 -413 97,7 97,7 -2,3 -2,3 179,6
2006 У2 17686 -96 -509 99,5 97,2 -0,5 -2,8 192,0
2007 У3 17503 -183 -692 99,0 96,2 -1,0 -3,8 183,0
2008 У4 17013 -490 -1182 97,2 93,5 -2,8 -6,5 175,0
2009 У5 16558 -455 -1637 97,3 91,0 -2,7 -9,0 168,5

ИТОГО:

104737 -1637 х х х х х х

 

В 2009 году численность педагогических работников Рязанской области сократилось на 9,0% по сравнению с 2004 годом, в абсолютном выражении это составляет 1637 человек. Каждый процент абсолютного снижения в 2009 году составил 168 человек. Таким образом многие школы Рязанской области испытывают затруднения с укомплектованием учителями – предметниками.

При изучении в рядах динамики основной тенденции развития явления применяются различные приемы и методы: метод укрупнения периодов, скользящей средней, метод аналитического выравнивания по способу наименьших квадратов. При этом главное – правильно выбрать вид уравнения.

Метод аналитического выравнивания основан на том, что уровни ряда динамики выражаются в виде функции времени: t = f (t).

Для выравнивания ряда динамики по прямой используется уравнение:  t = a + b t

Способ наименьших квадратов дает систему двух нормальных уравнений для нахождения параметров а и b:

 

åУ = na + båt;

åУt = aåt + båt2; где:

 

У – исходные уровни ряда динамики;

n – число членов ряда;

t – показатель времени.

Для упрощения техники расчета параметров уравнения показателям времени (t) придают такие значения, чтобы их сумма была равна нулю, то есть åt = 0.

При условии, что åt = 0, система нормальных уравнений упрощается, приобретая в случае линейной зависимости такой вид:

 

na = åУ

båt2 = åУt, отсюда:

a = å У; b = å У t

n åt2.

 

В практической деятельности может возникнуть необходимость интерполяции или экстраполяции рядов динамики. Самым совершенным при этом является их выравнивание по определенному аналитическому уровню.

Интерполяция– это нахождение отсутствующих промежуточных уровней ряда. Зная уравнение тренда для вычисления теоретических уровней и подставляя в него промежуточные значения (t) между заданными, можно определить отвечающий им теоретический уровень результативного фактора Уt.

Экстраполяцияиспользуется при прогнозировании общественных явлений в будущем с предположением, что выявленная тенденция будет сохраняться и в дальнейшем за пределами исследуемого ряда динамики. При этом значения (t) вне пределов динамического ряда подставляют в уравнение тренда и получают точечное прогнозное значение уровня тренда в будущем.

Общее представление о характере тенденции изменения явления можно получить из графического изображения ряда динамики (рис. 3).

 

 

Из графика видно, что фактические данные ряда динамики размещены близко к прямой линии. Тогда выравнивание ряда динамики осуществляется по прямой, которая описывается уравнением тренда в виде функции:

 

Уt = а + b t, где

 

а и b – параметры уравнения тренда;

t – порядковый номер периодов времени.

Необходимые данные для определения уравнения тренда приведены в таблице 8.

 

Таблица 8. Выявление тенденции динамики численности педагогических работников Рязанской области

Годы Число педагогических работников (человек) t t2 Уt Уt = 17456.17 – 236.86
2004 18195 -3 9 -54585 18167
2005 17782 -2 4 -35564 17930
2006 17686 -1 1 -17686 17693
2007 17503 1 1 17503 17219
2008 17013 2 4 34026 16982
2009 16558 3 9 49674 16746
Сумма 104737 å t = 0 28 -6632 104737

 

а =  = 17456,17

b =  = -236,86

 

Уравнение тренда t = 17456.17 – 236.86 t используем для экстраполяции. Прогноз численности педагогических работников представим в таблице 9.

 

Таблица 9. Прогнозные значения численности педагогических работников Рязанской области

Годы t
2010 4 16509
2011 5 16271
2012 6 16035

 


Полученные прогнозные значения отразим графически на рисунке 3, построив линию тренда.

 



2020-03-19 195 Обсуждений (0)
Динамика показателей сферы образования в Рязанской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Динамика показателей сферы образования в Рязанской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)