Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индексный анализ образования Рязанской области



2020-03-19 172 Обсуждений (0)
Индексный анализ образования Рязанской области 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Индексами в статистике называются относительные показатели, характеризующие изменение во времени или в пространстве сложных общественных явлений, отдельные элементы которых, непосредственно не поддаются суммированию.

При помощи индексов:

1. определяются средние изменения сложных, непосредственно несоизмеримых совокупностей во времени;

2. оценивается средняя степень выполнения плана совокупности в целом или ее части;

3. устанавливаются средние соотношения сложных явлений в пространстве;

4. определяется роль отдельных факторов в общем изменении сложных явлений во времени или в пространстве и, в частности, изучается влияние структурных сдвигов.

При решении первой задачи – изучение изменения явлений во времени – индексы выступают как показатели динамики, при решении второй – как показатели выполнения плана, третьей – как показатели сравнения, четвертой – как аналитическое средство.

По степени охвата единиц совокупности различают индивидуальные и общие индексы.

Индивидуальные индексы ( i ) – показывают изменение отдельных элементов сложного явления. Они определяются как отношение величин признака в отчетном и базисном периодах.

Период, уровень которого сравнивается, называется отчетным, или текущим периодом, а уровень, с которым производится сравнение, называется базисным.

Индивидуальные индексы выражаются следующими формулами:

 

индекс физического объема – iq = , где

 

q1 и q0 – объем продукции в отчетном и базисном периодах;

 

индекс цен – ip = , где

 

p1 и p0 – цена единицы продукции в отчетном и базисном периодах;

индекс себестоимости – iz = , где

z1 и z0 – себестоимость единицы продукции в отчетном и базисном периодах;

 

индекс прибыли– im = , где

 

m1 и m0 – прибыль на производство единицы продукции в отчетном и базисном периодах.

Следовательно, индивидуальные индексы представляют собой, по существу, относительные показатели динамики, выполнения плана, сравнения.

Индекс как относительный показатель, выражается в виде коэффициента, когда база сравнения принимается за единицу и, в процентах, когда база сравнения принимается за 100. Если в результате вычислений полученный индекс больше 1 или 100%, то это указывает на рост явления, если же меньше 1 или 100% – на снижение уровня изучаемого явления.

Индивидуальные индексы могут рассчитываться в виде индексного ряда за несколько периодов. При этом существует два способа их расчета: цепной и базисный.

При цепном способе расчета за базу сравнения принимается индексируемая величина смежного прошлого периода. При этом база расчета в ряду постоянно меняется – х0 х1 х2 х3 х4.

При базисном способе расчета за базу принимается неизменная индексируемая величина какого-то одного (обычно начального) периода – .

Между базисными и цепными индексами существует взаимосвязь:

– при перемножении цепных индексов, получается базисный,

– при делении базисного на предыдущий, получается цепной индекс.

В случае однородной совокупности для ее характеристики могут быть использованы индивидуальные индексы, которые не нуждаются в суммировании элементов этой совокупности.

В случае неоднородной совокупности ее элементы не подлежат суммированию в виду разной натуральной сути явления и разных единиц измерения. В этом случае используют общие индексы.

Общие индексы ( I ) показывают соотношение совокупности cложных явлений, состоящей из разнородных, непосредственно несоизмеримых элементов. Их основной задачей является – выявление влияния отдельных факторов на величину сложного явления.

Основной формой общего индекса является агрегатная:

 

Ip = , где


р – индексируемая величина, то есть так как называется индекс (изменяющаяся);

q – соизмеритель.

Различают качественные и количественные формы агрегатных индексов. Количественные можно складывать, а качественные – нет.

Среди агрегатных индексов качественных показателей различают:

– агрегатный индекс цен – Ур = ;

– агрегатный индекс себестоимости продукции – Уz = ;

– агрегатный индекс производительности труда – Уt = .

Наиболее типичным общим индексом количественных показателей является индекс физического объема, который записывается в виде формулы: Уq = .

В экономико-статистическом анализе приходится сравнивать в динамике такие обобщающие показатели качественных характеристик, как средняя цена, средняя себестоимость, средняя производительность труда и другие. Так как на динамику средней влияют не только изменения осредняемого признака, но и изменения состава рассматриваемой совокупности, влияние каждого из этих факторов оценивается посредством общих индексов средних величин. Такие индексы образуют индексную систему, это:

· Средний арифметический индекс получается из агрегатного, если заменить значение индексируемой величины второго из сравниваемых периодов.

 

Iq = ; Iq = ; q1 = iq q0; Iq = .


· Средний гармонический индекс представляет собой среднюю гармоническую из индивидуальных индексов. Индексируемая величина знаменателя заменяется через индивидуальный индекс и индексируемую величину другого периода.

 

Ip = , iq = ; P0 = ; Ip = .

 

Различают индексы постоянного и переменного состава.

К индексам постоянного относятся те, у которых соизмеритель и в числителе и в знаменателе одинаковый:

 

Iq = , Ip = , Iz = .

 

Относительные величины, характеризующие динамику двух средних показателей для однородной совокупности, в статистике называют индексом переменного состава.

 

Jp= .

 

Рассмотрим следующие данные об оказании платных услуг образования в таблице 10.

 


Таблица 10. Рынок платных услуг в системе образования Рязанской области

Вид услуги

Ед. измерения

Средние потребительские цены (руб.)

Объем оказанных услуг(единиц)

P0q0

P1q1

P0q1

2005 2008 2005 2008
Детские ясли-сад 1 день посещения 10,15 21,34 10617800 8987100 107770670 191784714 91219065
Занятия на курсах иностранных языков 1 академический час 39,17 58,87 482100 634150 18883857 37332410,5 24839655,5
Обучение в государственных вузах 1 семестр 8331,25 15009,42 3279 6851 27318168,75 102829536,4 102829536,4
    х х х Х 153972695,8 331946660,9 218888256,9

 

Исходя из полученных данных можно сделать вывод:

 

Ipq =  или 215,6%

Ip =  или 151,7%

Iq =  или 142,1%

 

Общий объем платных услуг образовательных учреждений Рязанской области увеличился за период с 2005 по 2008 год на 115,6%. В абсолютном выражении это составило:

 


Данное увеличение образовалось за счет роста цен на виды образовательных услуг на 51,7% или на 113058404 рубля (331946660,9–218888256,9), за счет увеличения объема оказанных услуг образовательными учреждениями области на 42,1% или на 64915561,1 рублей (218888256,9–153972695,8).

Проверим взаимосвязь индексов: Ipq = Ip* Iq = 1.517*1.421 = 2.156.

 



2020-03-19 172 Обсуждений (0)
Индексный анализ образования Рязанской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индексный анализ образования Рязанской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)