Организация прогнозирования
Организация прогнозирования включает следующие элементы: 1. организацию системы (проекта); 2. порядок и последовательность работы; . систему привлекаемой информации; . исполнителей; В зависимости от масштаба и целей прогнозирования различаются следующие организации системы (проекта): мирохозяйственная система; государственная система; отраслевая система; региональная система; внутрифирменная система; межфирменный проект; прогнозирование отдельной сферы деятельности, явления, процесса развития, параметра или показателя. Деятельность системы связана с периодической разработкой прогнозов и их корректировками. Безусловно прогнозирование масштабной системы отличается от прогнозирования на уровне фирмы, а прогнозирование системы - от прогнозирования проекта, когда определяется не система взаимосвязанных показателей, а лишь один показатель или несколько. Организация системы включает следующие составляющие, которые призваны оптимально обеспечить решение задач прогнозирования: коллектив специалистов отдельного учреждения, фирмы, лаборатории, отдела, службы; технические и математические средства; методы, алгоритмы и эвристические программы; организационные мероприятия. Коллектив специалистов, т.е. исполнителей работы, может включать специалистов в сфере экономики, финансов, маркетинга, менеджмента, социологии, технологии и ряда других областей знаний. Их усилиями выполняется работа в соответствии с действующей методологией прогнозирования. Прогностическое исследование крупного масштаба обычно начинается с разработки задания на прогноз, т.е. документа, определяющего объект прогнозирования, его цели, задачи и порядок разработки. Таким образом, в задании на прогноз содержится основание для разработки прогноза. Задание составляется с участием заказчика и исполнителя. В случае значительного количества исполнителей может составляться координационный план, утверждаемый заказчиком. В нём содержится перечень участвующих организаций (служб), порядок их взаимодействия, задачи каждого соисполнителя и сроки их выполнения, порядок передачи результатов, стоимость работ и порядок финансирования. Порядок и последовательность работы как элемент организации прогнозирования определяется в зависимости от применяемого метода прогнозирования. Обычно эта работа выполняется в несколько этапов. -й этап - прогнозная ретроспекция, т.е. установление объекта прогнозирования и прогнозного фона. Работа на первом этапе выполняется в такой последовательности: формирование описания объекта в прошлом, что включает предпрогнозный анализ объекта, оценку его параметров, их значимости и взаимных связей; определение и оценка источников информации, порядка и организации работы с ними, сбор и размещение ретроспективной информации; постановка задач исследования. Выполняя задачи прогнозной ретроспекции, прогнозисты исследуют историю развития объекта и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания. -й этап - прогнозный диагноз, в ходе которого исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью выявления тенденций их развития и выбора моделей и методов прогнозирования. Работа выполняется в такой последовательности: разработка модели объекта прогноза, в том числе формализованное описание объекта, проверка степени адекватности модели объекту; выбор методов прогнозирования (основного и вспомогательных), разработка алгоритма и рабочих программ. -й этап - проспекция, т.е. процесс обширной разработки прогноза, в том числе: 1) расчёт прогнозируемых параметров на заданный период упреждения; 2) синтез отдельных составляющих прогноза. -й этап оценка прогноза, в том числе его верификация, т.е. определение степени достоверности, точности и обоснованности. В ходе проспекции и оценки на основании предыдущих этапов решаются задачи прогноза и его оценка. Указанная этапность является примерной и зависит от основного метода прогнозирования. Так, в случае применения экспертного метода состав этапов может меняться. Каждый этап прогнозирования отличается своими задачами, методами и результатами. Деление на этапы связано со спецификой описания объекта, сбором данных прогнозного фона, построением поисковой и нормативной модели, верификацией прогноза. Особое место занимает предпрогнозная ориентация, которая служит задачам целеполагания, программирования планирования, проектирования, т.е. управления полученными прогнозными данными. Результаты прогноза оформляются в виде справки, доклада или иного материала и предоставляется заказчику. При прогнозировании может использоваться следующая информация: фактографическая, т.е. содержащая фактические данные; экспертная, т.е. содержащая экспертные оценки для достижения задач прогноза; научно-техническая; по переменной объекта прогнозирования, т.е. содержащаяся в значениях переменной. Информация прогнозного фона должна учитывать происходящие сдвиги в окружающей среде, в том числе: социально-экономические, технические, технологические, политические, а также факторы, оказывающие влияние на развитие объекта. Необходимо учитывать тенденции развития науки и техники, вводить информацию о её возможных достижениях. Это позволяет уменьшить риск устаревания прогноза. В настоящее время в России сложилась определённая организационная структура прогнозирования и планирования государства, включающая различные учреждения и организации, из которых основными являются: 1. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации; 2. Министерство финансов Российской Федерации; . Центральный банк Российской Федерации; . Росстатагенство, которое занимается статистическим мониторингом итогов социально-экономического развития страны, что позволяет оценить качество прогнозов состоявшимися событиями и создать информационный массив для следующих прогнозов. В организационную структуру прогнозирования и планирования государства входят также научно-исследовательские учреждения и организации, в том числе: Информационно - аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федеративного Собрания РФ; Институт макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ; · Институт экономики РАН, в том числе центр социально-экономических проблем федерализма ИЭ РАН; · Институт международных экономических и политических исследований РАН; · Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству и др. Указанные учреждения и организации работают в условиях формирования и финансирования заказов на научное исследование. В таком заказе выбор исполнителей определяется, как правило, на конкурсной основе независимо от ведомственной подчинённости. Оплата работы производится по полученным результатам. Схема использования экономических прогнозов в экономической политике России показана на рис.2. Таким образом, можно констатировать, что в стране сложилась некоторая начальная практика формирования прогнозных систем, адекватных рыночной экономике, задачей которой является скоординированное методологическое и аналитическое обеспечение многоаспектных и масштабных задач экономического развития страны.
Рис. 2. Схема использования экономических прогнозов и экономической политике Российской Федерации
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |