Исследование уровня овладения школьниками логико-алгоритмической стратегией мышления
Цель задания заключалась в определении уровня знания способа орфографического действия при выборе правильного написания и умения действовать по его алгоритму. Материал исследования. Изучение умения учащихся действовать по алгоритму орфографического правила проводится на материале тестового задания по трём уровням: уровень слова, уровень словосочетания и уровень предложения. Испытуемым предлагается 30 вопросов (выбор написания, нахождение ошибки и т. д.) на пройденные орфограммы. Задания предлагаются в произвольном порядке. Процедура и инструкция. Прочитайте вопрос. Выберите один из предложенных ответов и письменно объясните свой выбор. 1) Какое из данных слов является проверочным для остальных? а) дарить; б) одарённый; в) бездарь; г) подарок. 2) В каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением? а) сиреневый; б) разгадать; в) тяжёлый; г) водитель. 3) Укажите слово, в котором пропущена буква О. а) хв…лить; б) д…рить; в) д…машний; г) н…сильщик. 4) В каком слове пропущена буква А? а) к…лона; б) б…гровый; в) к…рзина; г) апл…дисменты. 5) В каком ряду все слова с непроверяемой гласной в корне? а) к…р…ндаш, к…нфета, к…рзина; б) г…рдероб, пол…жить, прив…зать; в) выр…сла, р…бина, к…пуста; г) ур…жай, п…стух, разъ…снить. 6) В каком слове допущена ошибка? а) бетон; б) генерал; в) реформа; г) состезание. 7) В каком слове следует писать букву Б? а) ке…ка; б) тро..ка; в) ю..ка; г) заклё..ка. 8) В каком слове допущена ошибка? а) ракушка; б) лягушка; в) сыроешка; г) промокашка. 9) В каком случае следует писать букву Т? а) Гроза зимой – ре…кое явление. б) По озеру скользила парусная ло…ка. в) Без иголки и ни…ки шубу не сошьёшь. г) Дождевая вода в ка…ке. 10) В каком слове нет непроизносимых согласных? а) счас…ливый; б) опас…ный; в) поз…ний; г) безучас…ный. 11) В какой из строчек не нужна буква Т? а) мес…ность, лес…ница, свис…нул; б) окрес…ность, извес…ный, ужас…ный; в) опас…ность, вкус…ный, чудес…ный; г) грус…ный, интерес…ный, прекрас…ный. 12) Укажи предложение, в котором нет слова с пропущенной буквой Т. а) У маленького Пушкина была крепос…ная няня Арина Родионовна. б) Картины русского художника Ильи Ефимовича Репина хорошо извес…ны в нашей стране. в) Все дети нашего двора помогали взрослым белить деревья извёс…кой. г) В новой школе прекрас…но чувствуют себя все ребята. 13) В каком случае следует писать букву Ю? а) убежать в рощ…; б) новые ч…деса; в) не раскрылся параш…т; г) ч…ткий сон. 14) В каком из предложенных слов допущена ошибка? а) жужелица; б) кожух; в) брошюра; г) пожухли. 15) В каком предложении пропущена буква Ю? а) Строгое ж…ри огласило результаты конкурса молодых пианистов. б) Ч…ден Днепр при ясной погоде. в) Ч…чело было набито соломой и одето в старое пальто. г) Сон лесных обитателей очень ч…ткий. 16) В каком слове следует писать букву Ь? а) в…юга; б) в..езжать; в) об…яснить; г) с…ёжиться. 17) В каком слове допущена ошибка? а) батальон; б) пьют; в) обезьяна; г) киносьёмка. 18) Какой из строчек не нужен Ъ? а) хлоп…я, солов…и, обез…яна; б) раз…яснил, с…ехал, об…явил; в) с…ёмка, под…езд, раз…ём; г) об…ект, об…явление, в…езд. 19) В данных примерах укажите слово с предлогом. а) (на)рукавная повязка; б) бороться (до)конца; в) (под)земный ход; г) (до)военные годы. 20) В какой из строчек наборы букв в скобках являются предлогами? а) (на)рукавная повязка, (на)стенный календарь, пятно (на)одежде; б) срезать (под)корень, (под)земный переход, (под)ъехать к дому; в) лента (в)косе, годы (до)войны, переход (под)землёй; г) резвый (за)яц, (за)думался о вечном, (за)сверкал на солнце. 21) Укажите предложения, в которых набор букв в скобках пишется слитно. а) Летом мы много путешествовали (по)живописным местам Подмосковья. б) (По)ехали мальчики кататься. в) (С)горы бежит поток проворный. г) Дети парами входили (в)школу. 22) В каком ряду все слова пишутся с Ь? а) мелоч…, мелоч…ный, суш…; б) тиш…, полноч…, дрож…; в) мятеж…, дрож…, полноч…; г) много груш…, вещ…, тиш… 23) В каком слове допущена ошибка? а) бородач; б) много туч; в) роскош; г) луч. 24) В какой фразе есть слово с пропущенным Ь? а) Клещ… проникает под кожу животного. б) Раздался громкий плач… . в) Над рекой, наклоняясь, что-то шепчет камыш… . г) Дружно работает молодёж… на стройке. 25) Укажите, в каком слове надо писать Ь. а) нян…чить; б) бан…тик; в) мен…шинство; г) руч…кА. 26) В каком слове допущена ошибка? а) винтик; б) помощник; в) возмём; г) ночной. 27) В какой фразе есть слово с пропущенным Ь? а) Печ…ка сильно дымит. б) Осенью бел…чата запасают на зиму орехи. в) На деревьях проклюнулись поч…ки. г) Волк бросил на меня хищ…ный взгляд. 28) В каком слове допущена ошибка? а) забежать; б) разведать; в) пракрасться; г) надстроить. 29) В каком из примеров пропущена буква А? а) пр…шёл по улице; б) …деть нарядное платье; в) …ткрыть дверь; г) стремительно н…двигаться. 30) В каком из примеров пропущена буква Д? а) На…земная часть растения более подвержена заморозкам, чем по…земная. б) По о…печаткам пальцев можно определить личность человека. в) Коза о…вязалась от забора и умчалась в поля. г) В хозяйстве всегда пригодятся гаечный ключ и о…вёртка. Оценка результатов. Уровень знания учащимися способа орфографического действия оценивается качественно – по результатам анализа ответов. Умение действовать по его алгоритму количественно – на основании подсчёта правильных выборов написаний. Ответы испытуемых сверяются с ключом. За правильный ответ начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка – 30 баллов. Ключ:
На основании обобщения полученных данных делался вывод об уровне овладения школьниками логико-алгоритмической стратегией мышления по уровням: I уровень: знает основные операции, приёмы и методы, из которых складывается процесс решения орфографической задачи, умеет производить разрозненные операции этого процесса; II уровень: знает основные операции, приёмы и методы; владеет осознанно всей структурой процесса решения орфографической задачи; умеет обосновывать выполняемые операции; умеет осуществлять анализ упражнения и на его основе решать типовые орфографические задачи; III уровень: знает основные операции, приёмы и методы решения задач; осознанно владеет всей структурой процесса решения задачи; умеет систематизировать и проводить анализ отдельных свойств исследуемого объекта; умеет сравнивать результаты и делать выводы из приведённого сравнения для последующей модернизации алгоритма решения задачи; умеет выделять существенные признаки, свойства объекта, абстрагируясь от второстепенных. IV уровень: умеет проводить обобщение, применять свои знания при решении одной задачи на класс задач. Достижение этого уровня свидетельствует не только о прочности усвоенных знаний, но и об умении применять эти знания в нестандартной ситуации.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |