Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Речевой материал для исследования сформированности актуального уровня развития орфографического навыка письма



2020-03-19 456 Обсуждений (0)
Речевой материал для исследования сформированности актуального уровня развития орфографического навыка письма 0.00 из 5.00 0 оценок




А) Диктант слов

Задание 1. ОБ-1: столовая, варенье, показаться, столбы, смотреть, кормилица, потрясе­ние, фантазировать, затемно, звонить.

Задание 2. ОБ-1: аквариум, маршрут, справа, свобода, автомобиль, агроном, вправо, везде, картина, пианино.

Задание 3. ОБ-1: подчеркнуть, почувствовать, сосчитать, написать, надстроить, отвя­заться, отгадать, добавить, прокрасться, посредник.

Задание 4. ОБ-2: полагать, положение, предлагается, изложите, располагаются, облага­ется, сложить, полагают, предположить, заложить.

Задание 5. ОБ-2: расти, поросль, водоросли, подрастать, повзрослеть, растительный, сращение, срослись, разрастаются, подросли.

Задание 6. ОБ-2: перетереть, избирать, обтереть, отдирать, потереть, сдирать, стереть, продвигаться, блистает, вытирается.

Задание 7. ОБ-3: трубка, лодка, вышивка, ладошка, коробка, год, гладкий, дерзкий, лёг­кий, жуткий.

Задание 8. ОБ-3: устный, прекрасный, телесный, гигантский, неуместный, безжалост­ный, хрустнуть, проездной, лестница, отвесно.

Задание 9. ОБ-4: испить, раскусить, распутать, бессистемный, расписной, расшуметься, извергать, бессмертный, расшевелить, расширить.

Задание 10. ОБ-5: на цыпочках, синицы, циферблат, конституция, цитрус, провокация, нумерация, цыпленок, цилиндр, циклон.

Задание 11. ОБ-6: перечёркивать, щёчка, чётный, щёлкнуть, зачёсывать, причёска, шо­рох, чёрный, чёрствый, чёрт.

Задание 12. ОБ-6: карандашом, столицей, куличом, птицей, крышей, братцем, полотен­цем, китайцем, ключом, ковшом.

Задание 13. ОБ-7: Михаил Зощенко, рассказ «Встреча», город Тверь, река Днепр, Дмит­рий Иванович, Австралия, Тихий океан, балет «Жизель», журнал «Костёр», Василиса Прекрасная.

Задание 14. ОБ-8: на окраине, в санатории, на опушке, в секции, в ракете, о премии, на поляне, в окрестности, на веранде, в киоске.

Задание 15. ОБ-8: в морозной, за младшую, в шерстяном, над пшеничным, в обратном, об интересной, о страшном, о далёком, с хорошим, на красивом.

Задание 16. ОБ-8: улыбается, выгоняет, допускает, углубляет, пропиливает, увидим, за­висит, сгоняет, терпит, прогонит.

Задание 17. ОБ-9: строчка, нянчить, прочти, опасность, поднести, срочный, доблесть, се­стричка, хвостик.

Задание 18. ОБ-9: тишь, мяч, Воронеж, горечь, вещь, с круч, Керчь, сторож, грач, плащ.

Задание 19. ОБ-9: везуч, липуч, всеведущ, трескуч, шипуч, пригож, сведущ, зряч, пригож, дремуч.

Задание 20. ОБ-9: отвлечь, шепчешься, увлечь, привлекаешь, забываешься, жечься, заболе­ешь, подстеречь, захохочешь, подстричь.

Задание 21. ОБ-9: сомневаться, нагревается, угнетаются, промчаться, разрастаться, обжи­гается, отстёгивается, обвенчаться, топчется, бороться.

Задание 22. ОБ-10: не зарастёт, не предполагаешь, негодовать, не возьмёшь, не выдернет, недоумевать, недомогает, недолюбливает, не заставит, недоедает.

Задание 23. ОО-1: чуткий, широкий, чуть-чуть, зайчата, ужин, чайка, жирный, звучать, уши.

Задание 24. ОО-2: с дороги, из-под вяза, над деревней, до поворота, по праву, в труде, на лету, по стране, на глубине, в стороне.

Задание 25. ОО-3: заячья, колосья, собьют, птичьи, предъюбилейный, объект, сэкономил, отъезд, барьер, безаварийный.

Б) Диктант текстов.

Задание 1. ОБ-1.

Отступили зимние морозы. Всё ярче светит весеннее солнце. Потемнела, просохла дорога. Посинел, оттаял и поплыл на реке лёд. Зазвенели в лесу ручьи. Воробей купается в луже. Надулись на берёзах почки. Ве­тер гуляет в её ветках. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. Просну­лись медведи и барсуки. Звонко поют в небе жаворонки. Весело квакают ля­гушки. Порхают разноцветные бабочки. (55 слов.)

Задание 2. ОБ-2.

Композитору нравилось жить в доме, в котором он вырос. Он не любил блистать в свете. Только изредка он отправлялся в Ростов. Ночью половицы потрескивали, как будто слагали песню. Старушка помогала ему по хо­зяйству: вытирала пыль, стирала бельё, расстилала кровать, растирала травы, поджигала дрова, отдирала грязь, запирала двери.

     Утром композитор заторопился к роялю, чтобы положить на ноты вос­торг от разливающегося света. Светом было обласкано всё: недавно выросшая травка, водоросли в озере, заросли подрастающих сосен, росистые тени, разрастающиеся опушки, молодая поросль берёз, подснежник, про­дирающийся сквозь старую листву. Растительность юга не заменит родной природы.

Впечатления сложились в удивитель­ную музыку. На поля уже ложился туман, когда на крыльце появился лесник и сбивчиво доложил о постигшем несчастье: «Лес помещик профукал. Расплатиться не может. Заклинаю – помоги!» Компози­тор вник в положение и предложил выкупить земли, хотя располагал не­большими средствами. Он всегда прилагал усилия для спасения природы, ка­кие бы сложности не испытывал. (144 слова.)

Задание 3. ОБ-3.

Было чудесное утро. Мы пошли на рыбалку. По узкой тропе мы шли через овраг. На дне журчал прелестный ручей. Мы вышли на низ­кий берег и сели в лодку. Закинули удочки. Тягостно тянулись ми­нуты. И вот пойманная рыбка блеснула чешуёй на солнце. Клёв был пре­красный. Вдруг на берегу хрустнула ветка. Сердце тревожно забилось. Друг или безжалостный враг прячется в лесу? Нас пугала неизвестность. Мы за­мерли в ожидании. Скоро за­гадка была решена. На берег выбрался колючий ёж. (75 слов.)

Задание 4. ОБ-4.

Весной, когда на деревьях едва раскрываются почки, рододендрон рас­цветает во всей красе. На склонах будто разливается яркая сиренево-розовая краска. Рододендрон зацветает во второй половине мая, до распускания разрезных ли­стьев. Яркие цветы подчёркивают изысканный изгиб тонких веток, разме­тавшихся над землёй. Зимой срезанные ветки этого дерева, расставленные по вазам, покрываются нежными расписными цветками. (51 слово.)

Задание 5. ОБ-5.

Жил в середине двадцатого века в провинциальной Калуге странный человек. Звали его Константин Эдуардович Циолковский. Когда-то он рабо­тал учителем математики, рисовал с помощью циркуля окружности, цилин­дры и трапеции. По улицам бродили курицы с цыплятами. На пустыре вы­ступал цирк, цыгане водили на цепи медведя. В оврагах звенели цикады. А в одном из калужских домов подслепо­ватый чудак проектировал космические пилотируемые станции. (59 слов.)

Задание 6. ОБ-6. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова. Буквы О и Е после ши­пящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.

Нам не узнать, о чём в лесной чащобе перекликается с кукушкой щё­голь щегол. Не стать нам певчей птицей под ярким солнцем! Не поймём мы, о чём шёпот жёстких листьев камыша, окружившего пруд плотным кольцом. Мы не переведём жужжание пчёл и шмеля с чёрным брюшком. Шмель устал, но держится молодцом! Вспыхи­вающий пожарищем под солнечным лучом клочок неба не под­скажет нам ответа. Склонившись над лесным ключом, мы зачерпнём ковшом ледяную воду. И задумаемся над тем, что каждый шорох, который издаёт жёлтый одуванчик, колючий крыжовник, маленький мышонок и чопорные заросли сирени, имеет свой смысл. (91 слово.)

Задание 7. ОБ-7.

Ранним утром над заливом раздаются голоса птиц. Это крачки. Эту птицу можно встретить и на Камчатке, и у самого Полярного круга, и на берегу Чёр­ного моря, и в Средней Азии, и на Чукотке. Повсюду, где есть вода, будет она охотиться за рыбами. Перелётные птицы улетают на Кавказ и в Крым, в Египет и Индию. Крачки предпочитают зимовать дома, там, где родились и выросли. (63 слова.)

Задание 8. ОБ-8.

В мае, в самом его начале, прилетает к нам стая ласточек. Смотришь на них и понимаешь – наступает весна. Начинается суета. Стайка устраивает гнёзда под окнами дома и щебечет, гоняется за добычей. Весело смотрит дом на ожившую природу. Везде стало хорошо: в яблоневом саду, в берёзовой роще, в сосновом лесу, в широком поле. В маленькой деревне и в большом городе. В саду с яблонь уже опадает цвет. На садовой до­рожке в изобилии валяются их нежные лепестки, как будто на ней кто-то рисует светлые пятнышки. В тёмной, непролазной чаще кустов звучит звонкое пе­ние птиц. Их песни разлетаются по округе. (97 слов.)

Задание 9. ОБ-9.

Стоит забыть о насущных делах и пойти в лес, как забываешь про городскую суету. Идёшь в глубину берёзовых рощ и сосновых чащ, дышишь воздухом, который пахуч и свеж. Лес дремуч. Кругом тишь. Стоит окунуться от июльской жары в лесную речонку. Капли искрятся на солнце. Сна­чала покажется, что не можешь дышать. Но скоро придёшь в себя и поплы­вёшь. Потом оденешься, отдохнёшь пару минут, и пойдёшь искать лисички, о которых мечталось зимой. Вот и боровик! Как он хо­рош и пригож! А дома, когда разгорится печь, будешь слушать, как считает годы кукушка. Голос её всеведущ и певуч. И будет пениться, журчать, падая с круч, холодный ключ. Вскоре спустится ночь. Из-за туч уже не видно звёзд. За­снули грач, голубь и врач деревьев – дятел. Раскрываются причуд­ливые цветки. Их нектар пахуч и липуч, а сам куст колюч. Если о нем забо­титься, он разрастается и весь покрывается цветами. (141 слово.)

Задание 10. ОБ-10.

Не устаёшь удивляться облику некоторых животных. Этих насекомых и не заметишь на веточках растений, так они похожи на зелёные палочки. Палочники никогда не торопятся. Чуть заметно скользят они по стеблям, пока на их пути не попадётся сочный лист растения. Если изголодавшийся палочник не натолкнётся на лист, он полакомится лапкой своего сородича. Но палочник не огорчится, если родственники отъедят часть конечностей. Отрастёт вновь. Но палочников не назовёшь беззащитными. В случае опас­ности они замирают. А если противник не уйдёт, могут обрызгать его едкой жидкостью. (83 слова.)

Задание 11. ОО-1.

Маленький медвежонок отстал от медведицы. Неожиданно он очутился в чаще. Страшно медвежонку. Вокруг корни, как щупальца. Кажется ему, что за каждым деревом его ждёт сказочное чудище. Стоит бедный медвежонок, дрожит. Вдруг ветка хрустнула. Бросился мишка бежать и на берегу озера оказался. Вокруг камыши шумят, а в камышах ужи шипят. Тут за спиной раздался треск. Это медведица сыночка учуяла. (59 слова.)

Задание 12. ОО-2. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Котята появились на свет в коробке из-под печенья. Мама кошка стара­лась не отходить от малышей. Котята начали вылезать из убежища. Они возились около коробки, а наигравшись, засыпали перед домом. Кошка часто отлучалась и однажды не вернулась. Бедные котята забились в щель и дрожали от страха. Так они просидели до утра. Утром появилась кошка. Она была измученной, а под ухом у неё был вырван клок шерсти. Кошка облизала своих малышей, согрела и покормила. (78 слова.)

Задание 13. ОО-3.

Таня приехала в деревню. Утром она проснулась, надела платье, отпра­вилась к ручью. Тропинка бежала через бурьян. Здесь можно услышать соловья, набрать малины для варенья. Если преодолеть не­большой подъём, то можно увидеть необъятное поле. Недавно на этом месте Тане встретился разъярённый бык. У обрыва стоит изъеденная короедами берёза. Ловко, как обезьяна, Таня взобралась на макушку. (54 слова.)

Процедура и инструкция.

Диктанты проводятся для изучения актуальных знаний учащихся, вы­явления пробелов в усвоении программного материала. Диктанты проводятся без предварительной подготовки ученика, под­чёркнутой артикуляции, без проведения анализа возможных сложностей, вы­деления трудных слов и сомнительных звуков. Темп диктовки слегка замедлен, для того чтобы каждый ученик успел написать дик­танты в полном объёме. Диктанты читаются для всех одним преподавателем. Проверка сформированности орфографического навыка письма осуще­ствляется на материале: а) изученного в начальной школе; б) изученного к моменту написания диктантов в пятом классе; в) существенно превышающем орфографические возможности школьников (предусмотренные для изучения программой пятого класса, но не изучен­ные ко времени написания диктантов). Серии слов и тексты предлагаются для записи в произвольном порядке.

Оценка результатов.

Выявляется соотнесение фактически допущенных (n1) и вероятностных (n2) ошибок по каждому из перечисленных правил, или частота ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (k).

n1 

_____ = k

n2



2020-03-19 456 Обсуждений (0)
Речевой материал для исследования сформированности актуального уровня развития орфографического навыка письма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Речевой материал для исследования сформированности актуального уровня развития орфографического навыка письма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)