Сформированность навыков грамматико-словообразовательного анализа слов
Усвоение грамматического значения слова и его связи с формальными признаками слова Задание 4. Определение рода существительного а) на материале производящих слов б) на материале контекстуальных дериватов по окончанию. Материал исследования. Задание содержит две группы слов. Первая группа представлена существительными мужского, женского и среднего рода. Вторая группа состоит из контекстуальных дериватов, которые по своим грамматическим признакам также могут быть отнесены к существительным мужского, среднего и женского рода. Процедура и инструкция. Прочитайте слова, разделите их на три группы в зависимости от окончания. Что объединяет слова каждой группы? а) сено, вода, талон, парта, сосна, вагон, тесто, палка, лето, ведро, слон; б) холёныш, дорогиня, свистопад, неумелыш, безленица, суетория, предосенье, сыновство, предбережье. Оценка результатов. За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов. Установление закономерности выбора конкретного словообразовательного средства, используемого при образовании того или иного производного слова с определённым (заданным) словообразовательным значением Задание 5. Умение образовывать слова, относящиеся к разным частям речи, при помощи суффикса. Материал исследования. Производящий корень и выражения – стимулы, позволяющие образовывать производные слова на основе заданного. Процедура и инструкция. Замени выражения одним словом с корнем: а) -барабан-: бить, стучать в барабан – …; тот, кто играет на барабане – …; маленький барабан –…; играть на барабане –…; палочка для игры на барабане –…. б) -лес-: зверь, живущий в лесу – …; поросший лесом – …; человек, ухаживающий за лесом – …; маленький лес – …; лесной человечек, гномик – … . в) -гриб-: суп из грибов –…; маленький гриб – …; человек, собирающий грибы – …; подземная часть гриба – …; летний тёплый дождик, сопутствующий появлению грибов – … . г) -зуб-: врач, который лечит зубы – …; рыба, имеющая множество зубов – …; маленький зуб – …; человек, не имеющий зубов – …; предмет, с помощью которого чистят зубы – … . Оценка результатов. За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов. Подбор родственных слов и морфологический анализ слов Задание 6. Отбор родственных слов из группы. Материал исследования. Серии, содержащие наряду с однокоренными слова с омонимичными корнями. Процедура и инструкция. Прочитай слова, найди и подчеркни в каждой группе «лишние» слова. Осина, осинка, осиновый, осиный, подосиновик, осинник; медовый, мёд, медок, медаль, медный; ноc, носик, переносица, носовой, носильщик, носище; слеза, слезинка, прослезиться, слезать, слёзка; вода, водитель, водица, водный, водяной. Оценка результатов. За безошибочное выполнение задания по каждой группе начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов. Задание 7. Умение находить в словах общую морфему. Материал исследования. Пары слов, содержащие одинаковые морфемы. Процедура и инструкция. Прочитай пары слов. Выдели в них общую часть. Объясни её значение (увеличительность; уменьшительность; обладание свойством, характерным для предмета; доведение действия до чрезмерного результата; совершать действие с помощью предмета). Домище – человечище; садик – тазик; сиротливый – бережливый; пережарить – перезаниматься; боронить – бомбить. Оценка результатов. За безошибочное выполнение задания по каждой паре начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма Вставка пропущенных букв Материал исследования. Речевой материал (тот же, что и в предварительной части исследования), в котором пропущены буквы в соответствии с заявленными орфограммами. Для работы используются специальные бланки, на которых напечатаны слова и тексты. Буквы, написание которых в соответствии с заявленными правилами может вызвать затруднения, пропущены. Процедура и инструкция. а) вставь в слова пропущенные буквы; б) вставь в текст пропущенные буквы. Оценка результатов. По результатам проверки результаты фиксируются в протоколе. После этого выявляется соотнесение фактически допущенных (n1) и вероятностных (n2) ошибок по каждому из перечисленных правил, или частота ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (k) и состояние учебной деятельности (как в Задании 1 Предварительного исследования). Нахождение ошибок Материал исследования. Речевой материал (тот же), в котором правильное написание в зоне действия соответствующих заданию орфограмм заменено на ошибочное. Слова и тексты предлагаются в печатном варианте на специальных бланках. Процедура и инструкция. а) найди и исправь ошибки в словах; б) найди и исправь ошибки в тексте. Оценка результатов. Та же, что и в задании на вставку пропущенных букв.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |