Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика Л. В. Яссман, В. Н. Данюкова



2020-03-19 830 Обсуждений (0)
Методика Л. В. Яссман, В. Н. Данюкова 0.00 из 5.00 0 оценок




Процедура и инструкция.

Ребёнку предлагается последовательно выполнить определённые задания:

1. Переплести пальцы рук.

2. Расположив вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взо­ром на определённой точке, поочерёдно закрывать правый и левый глаз.

3. Имитировать позу Наполеона.

4. Имитировать аплодисменты.

5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую лист бумаги на две части.

6. Нарисовать треугольник и квадрат сначала левой рукой, затем правой ру­кой.

7. Поставить производное количество палочек левой рукой, затем правой рукой. Время выполнения задания 10 сек. Подсчитать число палочек.

8. Нарисовать круг, завершив его стрелкой.

9. Сидя на стуле, положить ногу на ногу.

10.  Стоя покружиться в удобную сторону.

11. Быстро моргнуть одним глазом.

Оценка результатов.

Комплексная оценка ведущего полушария выводится на основании следующих критериев.

1. Сверху большой палец правой руки – веду­щее полушарие левое, сверху большой палец правой руки – правое.

2. Карандаш смещается при закрывании пра­вого глаза – ведущее полушарие левое, ка­рандаш смещается при закрывании левого глаза – ведущее полушарие правое.

3. Кисть левой руки первой направляется к предплечью – плечу правой руки и оказыва­ется сверху – ведущая рука левая, ведущее полушарие правое; кисть правой руки первой направляется к предплечью – плечу левой руки – ведущая рука правая, ведущее полушарие левое.

4. Сверху находится правая рука – ведущее по­лушарие левое. Сверху находится левая рука – ведущее полушарие правое.

5. Линия ближе к правому краю листа – веду­щее полушарие правое, линия ближе к ле­вому краю листа – ведущее полушарие ле­вое.

6. Лучше и быстрее нарисованы фигуры правой рукой – ведущее полушарие левое, лучше и быстрее нарисованы левой рукой – ведущее полушарие правое.

7. Больше поставлено палочек правой рукой – ведущее полушарие левое, левой рукой – правое. Одинаковое количество обеими ру­ками – правое.

8. Стрелка указывает направление против часо­вой стрелки – ведущее полушарие левое, по часовой стрелке – правое.

9. Сверху правая нога – ведущее полушарие левое, сверху левая нога – правое.

10. Кружится против часовой стрелки – ведущее полушарие левое, кружится по часовой стрелке – правое.

11. Быстрее моргает правый глаз – ведущее по­лушарие правое, левый глаз – левое. Быстрее моргает не доминирующий глаз.

Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов по оценке деятельности левого и правого полушарий делится на 11 и умножается на 100. Результаты сопоставляются с приведёнными нормативными данными. Полученный показатель составляет:

1. Больше или равен 30 – полное доминирование левого полушария.

2. От 10 до 30 – неполное доминирование левого полушария.

3. От 10 до -10 – неполное доминирование правого полушария.

4. Ниже -10 – полное доминирование правого полушария.

При обобщении полученных результатов в одну группу объединяются дети с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и, соответственно, школьники с полным и неполным до­минированием правого полушария (преимущественно правополушарные).

Особенности когнитивных и деятельностных компонентов формирования орфографиче­ского навыка письма у учащихся с дизорфографией

Исследование состояния кратковременной и долговременной вер­бальной слуховой памяти. Заучивание 10 слов

Процедура и инструкция.

Инструкция состоит из нескольких этапов.

Первое объяснение:«Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, чётко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своём протоколе крестик под этими словами (табл.), затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Второе объяснение:«Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их – и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил, – все вместе, в любом порядке». Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвёл испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5-й раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Ещё раз». Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестик и под ними. В случае, если ребёнок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта не допускается.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50–60 мин. снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, повторения отмечаются кружочками.

Оценка результатов.

В соответствии с протоколом эксперимента составляется «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси отмечаются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведённых слов. На основании анализа данных, представленных в «Кривой запоминания», делается вывод о состоянии кратковременной и долговременной памяти ребёнка [197].

Исследование состояния концентрации, распределения и переключаемо­сти внимания. Тест Тулуз-Пьерона

Процедура и инструкция.

Обследование с помощью теста Тулуз-Пьерона проводится групповым способом. Это делается для того, чтобы выяснить, как обследуемый будет работать в классе. Дети сначала подписывают бланки, а потом слушают инструкцию, сопровождаемую демонстрацией. Для демонстрации на классной доске рисуются квадратики-образцы и часть тренировочной строчки, обязательно содержащая все возможные виды квадратов (не менее 10). Школьникам предлагается следующая инструкция.

–  Внимание! Слева в верхней части ваших ответных бланков нарисованы три квадратика. Это – квадратики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики, нарисованные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образцами и не имеющая номера – тренировочная строчка (или черновик). На ней вы сейчас попробуете, как надо выполнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строчки с образцами. В том случае, если квадратик тренировочной строчки совпадает с каким-либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной чёрточкой. Если точно такого квадратика среди образцов нет, то его следует подчеркнуть (проговаривание инструкции сопровождается демонстрацией соответствующих действий). Сейчас вы таким образом последовательно обработаете все квадратики тренировочной строчки, зачёркивая совпадающие с образцами и подчёркивая несовпадающие. Работать необходимо строго по инструкции. Нельзя:

1. Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие с образцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.

2. Ограничиться только вычёркиванием квадратиков.

3. Подчёркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.

4. Выполнять инструкцию наоборот: подчёркивать совпадающие и вычёркивать несовпадающие с образцами квадратики.

Тем, кто не понял, индивидуально, на их бланке объясняется, как надо работать. Закончившие работу отдыхают и ждут, пока не закончат все дети.

Продолжение инструкции: «Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку будет даваться минута. Как только время пройдёт, я буду говорить: «Стоп! Следующая строчка». И в каком бы месте строки ни застал вас этот сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строчку и без перерыва продолжить работу. Работать надо как можно быстрее и как можно внимательнее».

К выполнению основной части работы дети приступают по команде: «Все поставили ручки на первую строчку! Начали!» По истечении времени, отведённого на последнюю строчку, надо сказать: «Стоп! Все работу закончили».

Оценка результатов.

Обработка результатов тестирования осуществляется с помощью наложения на бланк ключа. На ключе маркером выделены места, внутри которых должны оказаться зачёркнутые квадратики. Вне маркеров все квадратики должны быть подчёркнуты. Для каждой строчки подсчитывается общее количество обработанных квадратиков (включая и ошибки) и количество ошибок. За ошибку считается: неверная обработка (когда внутри маркера квадратик подчёркнут, вне – зачёркнут), любые исправления и пропуски (когда квадратик вообще не обработан). Соответствующие две цифры проставляются справа против каждой строчки и затем переносятся в соответствующую таблицу на бланк фиксации результатов. Утомляемость, врабатываемость, а также цикличность в колебаниях внимания хорошо прослеживаются по уменьшению или нарастанию количества обработанных знаков в строчке и по динамике ошибок. Они оцениваются количественно, посредством сравнения скорости и точности обработки первых двух строчек с соответствующими показателями по двум последним строчкам.

Основные расчётные показатели.

1. Скорость выполнения теста является интегральным показателем, суммарно характеризующим: особенности нейродинамики; оперативную память; визуальное мышление; личностные установки.

2. Коэффициент точности выполнения теста (или показатель концентрации внимания), прежде всего связан с концентрацией внимания, однако может зависеть от следующих характеристик: переключение внимания; объём внимания; оперативная память; визуальное мышление; личностные особенности (исполнительность, ответственность, тревожность или, напротив, беспечность, расслабленность) [274].



2020-03-19 830 Обсуждений (0)
Методика Л. В. Яссман, В. Н. Данюкова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика Л. В. Яссман, В. Н. Данюкова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (830)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)