Модели менеджмента: особенности и основные характеристики.
Менеджмент как наука и практика управления: процессуальный, системный и ситуационный подходы. Менеджмент – как наука изучает отношения, складывающиеся в процессе управленческой деятельности (орг-ция, постановка целей, планирование, выдача распоряжений). Цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации. Возник. менедж. как науки в кнц. 19- нача. 20 вв. Субъект управления – физ. или юр. лицо, от которого исходит властное воздействие. Объектом управления - на что направлено властное воздействие субъекта управления. С истемный подход - руководители рассматривают организацию как совокупность элементов: люди, структура, задачи, технологии, которые ориентированы на достижение целей. Ситуационный подход - пригодность различных методов управления определяется ситуацией. В зависимости от факторов подходит тот метод, который соответствует данной ситуации. Процессный подход – упр-ие в рамках данного подхода рассматривается как процесс, т.е. как серия непрерывных взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Объект и предмет изучения менеджмента. Менеджмент – система управления организацией (предприятием) в рыночной экономике. Объект менеджмента – это отдельные трудовые коллективы и предприниматели, действующие в форме предприятий, объединений, ассоциаций, компаний, обществ. Предмет менеджмента – это изучение законов и закономерностей жизнедеятельности, организационное, управленческие и межличностные отношения между работающими в процессе производства. Менеджмент - управление в условиях рыночной экономики означает: 1) ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка; 2) постоянное стремление к повышению эффективности производства; 3) хозяйственную самостоятельность; 4) постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; 5) выявление конечного результата деятельности фирмы; 6) использование современных технологий, знаний, информации.
Эволюция управленческой мысли. I период - древний период (с 9-7 тыс. лет до н.э. - до 18 в.). Управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Произошёл переход от собирательства (присваивающего хоз-ва) к получению продуктов (производству). II период - индустриальный период (1776-1890). Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда. Менеджмент становится учением, и его активно применяют в управлении как производством, так и государством. III период - период систематизации (1856-1960). Возникновение фабрики, на кот. нужны рабочие силы. Для этих целей обучали лучших работников. IV период - информационный период (1960г. по настоящее время). Применения математики и компьютеров в управлении. В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки. Модели менеджмента: особенности и основные характеристики. Для Японии характерна коллективной формой организации труда. Ценится жизненный опыт, внимание уделяется духовному развитию личности. К Японской школе относят доктрину «патернализма» — доктрина об "благотворительном" отношении предпринимателей к занятым работникам. Склонность к принятию решений по принципу консенсуса. Работники нанимаются пожизненно, переход на др. работу считается не этичным. Американская модель менеджмента. Склонность бороться до конца, быть лидером, утверждать свое превосходство и жизненность. Стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Жёсткая дисциплина и подчинение. Цениться высокая квалификация, склонность к обучению. Решения принимаются только менеджером, только осущ-ся медленно. Краткосрочный найм работников – работники меняют работу в зависимости от своих материальный благ. Для российской модели менеджмента характерны следующие черты: ориентация на работника и его возможности, а также демократизации управления, внедрение функции контроля и регулирования процессов, недоверие верхнего звена подчиненным и неумение стимулировать деятельность работников. Для европейской модели менеджмента характерны следующие черты: четкое определение уровня ответственности для каждого сотрудника, доверительные отношения между членами коллектива, высокая самостоятельность компаний в производственных и хозяйственных вопросах, решение социальных вопросов, высокий уровень заработной платы, гарантии работникам.
С 16 в. – стала существ. росс. сис-ма менедж., в этот период шёл бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединение рынков в один единый. Упр-ние происходило «сверху-вниз». В 18 в. при правлен. Екатерины 2. Для улучшенного упр-ния РФ была разделена на 50 губерний, которые делились ещё на 10-12 уездов. При Александре 1 для упорядочения звеньев упр-кого аппарата были учреждены министерства. Упр-ие осущ. в орг. артелей (объединения товариществ). В индустриальный период во второй пол. 20 в. эффективно исп. кооперативы в любой отрасли. Упр-ние «сверху-вниз» осущ. до нач. 90-х гг. С 1992 г. Переход от плановой эк-ки к рыночной (на основе либерализации цен). Коллективные хоз-ва сменяются КФХ. Было введено местное самоупр-ние. Для российской модели менеджмента характерны следующие черты: ориентация на работника и его возможности, а также демократизации управления, внедрение функции контроля и регулирования процессов, недоверие верхнего звена подчиненным и неумение стимулировать деятельность работников.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |