Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выбор формата магазина самообслуживания



2020-03-19 492 Обсуждений (0)
Выбор формата магазина самообслуживания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Когда решение о переводе магазина на самообслуживание принято, и имеющиеся площади позволяют это сделать, начинается самый серьезный и ответственный момент, значение которого трудно переоценить. Все дальнейшие действия должны производиться продуманно, решительно и в четкой последовательности. Иначе говоря, перевод магазина к самообслуживанию - это определенный процесс, состоящий из последовательных этапов, каждый из которых имеет свои цели, задачи и набор действий.

Процесс перевода магазина на самообслуживание состоит из подготовительной части и непосредственного технического этапа, когда останавливается работа действующего магазина, изменяется планировка торгового зала, переставляется оборудование и выкладывается товар. Технический этап, пожалуй, является самым простым и занимает не так уж много времени, если на подготовительном этапе все необходимые задачи решены грамотно и полностью. Поэтому подготовительный этап всегда является самым сложным и продолжительным. Здесь не существует жестких сроков: они определяются только владельцем и его возможностями. Гораздо важнее сроков - системный подход и соблюдение последовательности действий.

Подготовительный этап включает:

. Выбор формата магазина самообслуживания;

. Уточнение ассортимента по основным товарным группам;

. Выстраивание планировочных решений магазина (базовой, зональной и детальной);

. Расчет оптимального количества оборудования и персонала, уточнение торгово-технологических процессов;

. Построение бизнес-плана перехода к самообслуживанию; оптимизация затрат.

. Согласование и утверждение плана технических работ по переходу на самообслуживание.

. Изготовление дизайн-проекта или плана расстановки оборудования;

. Выбор торгового оборудования и его закупка;

. Концентрация оборудования в магазине или на складе для подготовки монтажа в торговом зале;

. Отработка механизмов закупки товара и детализация ассортимента

. Обучение персонала работе в новых условиях.

Все эти вопросы применимы к любому типу магазина.

На Западе основными форматами магазинов самообслуживания являются дискаунт, супермаркет и кэш-энд-кэрри. Супермаркет небольшой площади именуется мини-маркетом, а огромной площади - гипермаркетом. Но от этого их суть не меняется. Главным отличием является то, что дискаунт имеет ограниченный ассортимент (400-800 наименований товаров), рассчитан на продажу товара в без предварительной подготовки и переработки (т.е. в транспортной таре), исключает продажу товара на разновес и тем самым позволяет иметь ограниченный персонал и аскетичное оборудование.

Магазин "кэш-энд-кэрри" - это магазин-склад для продажи товара другим торговым предприятиям по методу оптовой или мелкооптовой торговли, где расчеты производятся за наличный расчет. Он имеет более низкие цены, чем в рознице и работает только с юридическими лицами.

Супермаркет (а также мини- и гипермаркет) - это магазин самообслуживания с огромным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров (от 3 до 50 тысяч наименований и более), создаваемые для максимально полного удовлетворения потребностей покупателей.

Особое место в этой классификации занимают специализированные магазины, которые по формату тоже могут быть и супермаркетом, и мини-маркетом, и гипермаркетом (классический пример - магазин электроники).

Поскольку переход на самообслуживание мы рассматриваем как один из способов повышения эффективности работы магазина, то важно понимать следующее: оптимизировать все процессы в магазине можно только в рамках одного стандарта. Поэтому идеальным условием является участие на подготовительном этапе специалистов, которые могут дать полезные советы.

Выбор формата и уточнение ассортимента основных товарных позиций является непременным условием перехода к поиску планировочных решений.

Планировка магазина определяет размещение его конкретных зон и участков. Это не проект магазина, а лишь схема его будущего устройства. Без этого создать проект магазина и определить достаточность оборудования просто невозможно и ни одна проектная организация за это не возьмется.

Планировка делится на базовую, зональную и детальную. Базовая планировка определяет соотношение основных и вспомогательных помещений в магазине, зональная - расположение товарных групп в торговом зале, а детальная - локализацию товаров в конкретных зонах торгового зала.

В зависимости от формата магазина базовая планировка существенно отличается. Например, по требованиям СНИП в супермаркете должен быть: 1) торговый зал; 2) помещения для приемки, хранения и подготовки товара к продаже; 3) вспомогательные помещения (например, для хранения тары); 4) технические помещения (вентиляционные камеры и др.); 5) административно-бытовые помещения. На все помещения существуют свои нормативы, на соблюдение которых особо обращают внимание СЭС и органы госпожнадзора. В дискаунте помещения для подготовки (переработки) товара не нужны, поскольку формат исключает такую работу: поступивший товар должен быть расфасован производителем и после разгрузки сразу поступать в торговый зал. В магазине "кэш-энд-кэрри" отсутствуют склады: товар на мощных складских стеллажах хранится непосредственно в торговом зале.

С позиций магазина самообслуживания важным является не только наличие и соотношение тех или иных подсобных помещений, но и их расположение относительно друг друга. Здесь существует ряд общих правил:

. Помещения для приемки и хранения товара должны размещаться вдали от входа в магазин и не мешать входу покупателей в торговый зал;

. Их расположение должно обеспечивать кратчайший путь доставки товаров в торговый зал, причем помещения для фасовки и переработки товара должны быть приближены к соответствующим зонам расположения товара в торговом зале.

Наиболее оптимальным считается такое решение, когда двери из подсобных помещений выходят к центральным проходам между оборудованием торгового зала, а не упираются в линейку стеллажей или холодильников. Это облегчает доставку товара в торговый зал даже в часы работы магазина, когда в зале есть покупатели.

Здесь нужно заметить, что базовая планировка магазина самообслуживания затрагивает вопрос о соотношении торговых и вспомогательных помещений. Необходимо стремиться к тому, чтобы площадь торгового зала была как можно больше - это позволяет больше товара иметь на полках и стимулирует продажу, особенно в таких форматах, как дискаунт и кэш-энд-кэрри. Для сетевых магазинов на западе это соотношение чаще составляет 20:80, в обособленных - 30:70. Для российских условий со слабой логистикой это соотношение может быть разным и зависеть от существующей конфигурации здания. Гораздо важнее для успешной работы магазина самообслуживания продуманное расположение в торговом зале различных групп товаров и способы размещения торгового оборудования.

Итак, выбор формата магазина - первый пункт в подготовительной части процесса перевода магазина на самообслуживание.


Заключение

Формат магазина - это выбор своей ниши на рынке, что определяет специфику ассортимента магазина, величину и соотношение торговых и вспомогательных помещений, количество персонала и особенности торгово-технологических процессов. Формат, прежде всего, ориентирован на покупателя, и форматирование предприятия торговли означает определение и установку таких параметров обслуживания, которые удовлетворяют требованиям определенной категории потребителей.

Нередко магазины не форматируют, в таком случае не просчитываются будущие экономические показатели, зависящие от покупателей.

Для нахождения наиболее эффективного формата магазина необходимо подробно рассмотреть составные части модели магазина и выделить наиболее значимые факторы, оказывающие существенное влияние на эффективность его работы.

Поиск эффективного формата - это монтаж каркаса, к которому затем можно прикрепить все остальные характеристики магазина. Это своего рода базис, на котором при помощи стратегий, тактик, различных акций и программ будет развиваться самая разнообразная надстройка.

Для начала нужно определиться с системой координат, в которой будет проходить это определение. Применимо к формату магазина в наиболее общем случае эта система будет выглядеть следующим образом: Форма организации магазина - Расположение - Ассортимент - Торговая площадь.

Формат магазина в первую очередь зависит не от его внешних характеристик, а от ценности торговой точки для покупателей:

. Местоположение

. Ассортимент (характер и качество)

. Цена

. Реклама и продвижение

. Предлагаемые услуги

. Физические атрибуты магазина

. Внутренняя атмосфера магазина

. Послепродажный сервис

Формат магазина - это правила, по которым магазин работает с поставщиками и покупателями, диктующие особенности планировки и подбора оборудования.

В последние десять-пятнадцать лет в России в связи с активным развитием сетей, изменением общества и рынков, форматы магазинов изменяются по сравнению с устоявшимися в 1970-х - начале 1990-х гг., появляются новые, мигрируют из одного в другой, появляются промежуточные форматы. Однако одной, выверенной классификации форматов, принятой мировым сообществом, не существует.

В настоящей работе мы рассмотрели подробно процесс выбора формата некоторых видов магазинов: магазина "220 Вольт", магазинов детской одежды, магазина самообслуживания.

Анализ показал, что процесс выбора формата магазина состоит из нескольких этапов:

Первая ступень в определении формата - решить, чем будет торговать магазин.

Один из самых важных элементов форматирования - география магазина.

Архитектурное и технологическое проектирование торговой точки.

Подбор согласно формату магазина: оборудования, поставщиков, персонала.

Итак, формат магазина - это, прежде всего, совокупность параметров, по которым определяется принадлежность торгового предприятия к одному из распространенных видов. Такими параметрами являются месторасположение, торговая площадь, ассортимент, характер торговли (через прилавок или самообслуживание), и т.п.


Список литературы

1. Барлоу, Дж. Сервис, ориентированный на бренд: новое конкурентное преимущество [Текст] / пер. с англ. - М.: Экономика, 2006. - 478 с.

. Богомолова, И.П., Хохлов, Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов [Текст] / И.П. Богомолова и др. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №1. - С. 51-55.

. Вайнберг, О. Кризис. Новые потребности, новые задачи, новые возможности [Текст] / О. Вайнберг // Современная торговля. - 2010. - № 1. - С. 22-24.

4. Васильева, А.В. Смена формата торговли - основа повышения конкурентоспособности фирмы "деловая книга" [Текст] / А.В. Васильева, С.А. Дужинская // Практический маркетинг. - 2008. - № 4. - С. 7-19.

.   Васильева, В.В. Развитие внутреннего механизма регулирования деятельности предприятий розничной торговли [Текст] / В.В. Васильева // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1. - С. 45-51.

.   Великанова, О. Как построить магазин и не разориться? [Электронный ресурс] / О Великанова // http://www.konkurent.ru/starii_print.php?id=2340.

.   Винокурова, О.С. Анализ перспектив развития формата гипермаркета на российском рынке [Текст] / О.С. Винокурова // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 8. - С. 45-52.

.   Винокурова, О.С. Анализ эффективности и оптимизация деятельности формата гипермаркет на рынке России в условиях экономического кризиса [Текст] / О.С. Винокурова // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 3. - С. 67-76.

.   Волосюк, И. Планирование внутреннего пространства в объектах ритейла [Текст] / И. Волосюк // Commercial Property. - 2006. - № 5. - С. 12-15.

.   Выборова, Е.Н. Особенности сравнительной диагностики экономического состояния организаций розничной торговли [Текст] / Е.Н. Выборова // Российское предпринимательство. - 2007. - № 9. - С. 23-27.

.   Гаврилов, Д. Малый бизнес в поисках формата, а сетевики - конкурентов [Текст] / Д. Гаврилов // Деловая неделя. - 27.04.2006 (№ 437). - С. 3-4.

.   Дашков, А.А. Формы ведения розничного мебельного бизнеса на примере локального рынка города Мытищи [Текст] / А.А. Дашков, Г.М. Демидов // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. - 2010. - № 1. - С. 177-179.

.   Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология [Текст] / учебник для вузов / Пер. с англ. 2-е изд. - СПб.: Изд-во АО "СПб оркестр", 2008. - 768 с.

.   Дроздов, А.В., Дроздов, В.И., Кузьбожев, Э.Н. Маркетинг: моделирование брэнда [Текст] / моногр. - Курск: Изд-во КГУ, 2004. - 290 с.

.   Дубровин, И.А. Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов: [Текст] / И.А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 279 с.

.   Дудакова, И.А. Исследование организации розничной торговли продовольственными товарами в г. Волгодонске [Текст] / И.А. Дудакова // Практический маркетинг. - 2008. - № 8. - С. 12-17.

.   Егина, О. Обзор некоторых распространенных форматов магазинов [Электронный ресурс] / О. Егина // lad63.ru/index.php.

18. Ерохина, Л.И., Башмачникова, Е.В., Марченко, Т.И. Экономика предприятия в сфере товарного обращения [Текст] / Л.И. Ерохина и др. - М.: КноРус, 2009. - 304 с.

19. Захарова, Ю.А. Стратегии продвижения товаров [Текст] / Ю.А. Захарова. - М.: Дашков и К, 2010. - 157 с.

20. Игошин, Ф.Ю. Основные принципы построения и функционирования торгово-розничных сетей [Текст] / Ф.Ю. Игошин // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. - 2004. - № 17. - С. 66-68.

21. Капитонова, Е.В. Проблемы взаимодействия финансового, управленческого и налогового учета в организациях розничной торговли [Текст] / Е.В. Капитонова // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2006. - №№ 4-6.

22. Киселева, А. Рентабельность розничных продаж: формат решает все? [Электронный ресурс] / А. Киселева и др. // www.my-gb.ru/articles.php <http://www.my-gb.ru/articles.php>.

.   Клименкова, Т.А. Качество и эффективность менеджмента предприятий торговли [Текст] / Т.А. Клименкова // Российское предпринимательство. - 2007. - № 4. - С. 29-33.

.   Клочков, А. Как сделать сыр более привлекательным и узнаваемым [Текст] / А. Клочков // Сыроделие и маслоделие. - 2008. - № 3. - С. 9-10.

.   Компаниец, О.С. Особенности взаимосвязи маркетинговых функций компании с показателями эффективного функционирования розничной торговли [Текст] / О.С. Компаниец // Российское предпринимательство. - 2009. - № 9. - С. 43-47.

.   Коновалов, П. Современный магазин [Электронный ресурс] / П. Коновалов // develop.iservice.ru/articles.phtml.

27. Коптелов, А.И. Методы совершенствования процесса продаж [Текст] / А.И. Коптелов // Финансовая газета. - 2008. - №51. - С. 11-12.

. Кузьмичева, М.Б. Развитие розничных торговых сетей в России [Текст] / М.Б. Кузьмичева // Мясная индустрия. - 2007. - № 4. - С. 13-17.      

29. Кузьмичева, М.Б. Анализ наиболее успешных проектов торговых сетей [Текст] / М.Б. Кузьмичева // Мясная индустрия. - 2007. - № 10. - С. 12-14.

.   Макарова, Н. Поиск оптимальных путей. Некоторые аспекты анализа финансового состояния предприятий торговли [Текст] / Н. Макарова // Гермес. - 2004. - № 3. - C. 21-25.

.   Меликян, О.М. Поведение потребителей: учебник для вузов [Текст] / О.М. Меликян. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 262 с.

.   Мхитарян, С.В. Отраслевой маркетинг [Текст] / учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 578 с.

33. О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-апреле 2010 года [Электронный ресурс] // <http://www.minprom.gov.ru/press/release>.

.   Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/Iss-WWW.exe/Stg/d11/2-2-1.htm.

.   Овчинникова, А.В. Определение формата розничной сети по продаже продуктов питания [Текст] / А.В. Овчинникова // Вестник Удмуртского университета. - 2006. - № 2. - С. 223-232.

.   Озорнина, Е.А. Особенности управления товарными запасами в организациях торговли [Текст] / Е.А. Озорнина // Российское предпринимательство. - 2007. - № 9. - С. 23-25.

.   Плошкин, А. Эффективные форматы детских магазинов [Электронный ресурс] / А. Плошкин // http://www.e-mm.ru/themes/focus/focus_1564.html.

.   Полянский, Л.Н. Маркетинговые исследования торгового центра (на примере Торгового дома "Даниловский") [Текст] / Л.Н. Перцовский // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №1. - С. 26-36.

.   Радаев, В. Классификация современных форм розничной торговли [Текст] / В. Радаев // Экономическая политика. - 2006. - № 4. - С. 123-138.

.   Радаев, В. Эволюция организационных форм в российской розничной торговле [Текст] / В. Радаев // Вопросы экономики. - 2006. - № 10. - С. 41-62.

.   Савельева, Е.Е. Реалии ритейла [Текст] / Е.Е. Савельева // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2007. - № 4. - С. 115-120.

.   Сайт Российского Совета Торговых Центров [Электронный ресурс] // www.rcsc.ru <http://www.rcsc.ru>.

.   Солошенко, Н.С. Анализ книжных потоков, отражаемых в издательских, книготорговых и библиотечных интернет-каталогах [Текст] / Н.С. Солошенко // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2004. - № 4. - С. 150-156.

.   Токарь, Е.В. Оценка экономической эффективности предприятий торговли на рынке потребительских товаров [Текст] / Е.В. Токарь // Российское предпринимательство. - 2009. - № 1. - С. 33-37.

.   Шапошников, В.А. Некоторые вопросы методологии разработки бизнес-концепции предприятия торговли [Текст] / В.А. Шапошников // Практический маркетинг. - 2009. - № 1. - С. 23-28.      

46. Экономическая стратегия фирмы [Текст] / учеб. пособие под ред. А.П. Градова. - СПб.: Изд-во АО "СПб оркестр", 2008. - 591 с.

Янгуразова, Ц.Р. Развитие торговых сетей по реализации продуктов питания в Республике Башкортостан (Обзор рынка) [Текст] / Ц.Р. Янгуразова // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2006. - № 4. - С. 176-180.


Приложение 1

 

Таблица 1 Характеристики форматов магазинов

Формат

Характеристики

Cash & Carry

Магазин, торгующий мелким и средним оптом для юридических и физических лиц. Площадь - 12-20 тыс. м2. Ассортимент - 20-40 тыс. позиций. Месторасположение - вдали от центра, на пересечении транспортных путей. Мелкооптовость формата cash&carry определяется не объемами приобретаемой покупателем партии товара, а контингентом покупателей. Магазины cash&carry фактически берут на себя функции магазина-склада. Снижение уровня цен достигается за счет закупки товара в больших объемах напрямую у поставщиков и производителей. Они представляют собой нечто среднее между оптовым оператором, который работает с огромными партиями товаров при большом ассортименте, и розничными магазинами, которые живут за счет меньшего оборота, но при очень высоких наценках. Российские операторы уверены, что формат cash&carry в чистом виде может себя прекрасно «чувствовать» в среде западной развитой экономики. А поскольку экономическая среда в России сейчас другая, то и данный формат пока не приживается. Российская специфика мелкооптового формата складского типа cash & carry сводит на нет классическое отличие от гипермаркета - работу с розничными покупателями. Можно констатировать, что пока отечественный рынок магазинов cash&carry развивается по американскому сценарию. Но в нашей стране этот формат торговли претерпевает значительные изменения, и магазины cash&carry становятся не только альтернативой оптовым рынкам, но и серьезным конкурентом рознице. До прихода на российский рынок Metro Cash & Carry магазинов аналогичного формата в классическом его варианте практически не было. Приход Metro Cash & Сarry в Россию выглядит вполне логично. Компания является мировым лидером в этой области, формат сash&сarry.

Drogerie

Предприятия специализированных операторов, которые разрабатывают сегмент бытовой химии, парфюмерии и товаров для ухода за домом, как правило, в формате экономичного супермаркета площадью от 170 до 300 м2. Важно, что для Drogerie, как и для «продовольственных» экономичных супермаркетов, 80% оборота обеспечивают постоянные покупатели, проживающие в радиусе 1-2 кварталов от филиала. Сеть должна быть достаточно плотной, ячейки - мелкими. 5 минут ходьбы - это максимум усилий, каких можно требовать от местного жителя, приходящего за своей повседневной традиционной покупкой. Основные группы товаров, представленные в классических Drogerie · Продовольственные товары · Парафармация / лекарства безрецептурного отпуска · Средства ухода за волосами и телом · Моющие и чистящие средства · Товары для детей · Бижутерия, украшения · Средства личной гигиены, бумажные изделия · Декоративная косметика · Духи, туалетная вода · Товары сезонного и акционного ассортимента В классическом предприятии Drogerie в большей или меньшей степени представлены продукты питания. Причем они обеспечивают до 70% (!) общего оборота. Весьма широко представлены пищевые добавки, диетические продукты, лечебные препараты и все то, что любят покупать люди, ведущие здоровый образ жизни. Такие позиции почти не представлены в обычных дискаунтах и супермаркетах, и именно они обеспечивают столь высокий удельный вес оборота по продуктовой части. Помимо пищевых добавок, лечебных настоек и прочих специальных позиций, здесь предлагаются только продукты, имеющие длительный срок реализации, не требующие специальных условий хранения и в упаковках, которые не так-то легко повредить. Это, в первую очередь, кофе, чай, конфеты в коробках, печенье в герметичных пачках, прохладительные напитки, а также вина - игристые и другие.

Transit Facilitated Retail

Торговля в местах скопления транспортного пассажиропотока (аэропорты, ж/д вокзалы, автобусные станции, метро и т.п.). Это может быть торговля, организованная как на основе постоянных небольших точек продаж (например, магазин на заправке), так и с временных лотков. Ассортимент - «набор путешественника», товары в дорогу и сувениры.

Баумаркет / Супермаркет товаров домашнего обихода

В этой категории представлены стандартные магазины самообслуживания с соответствующим ассортиментом, имеющие торговую площадь от 500 до 1000 м2. Удобное местоположение вдоль оживленных дорог, бесплатная парковка. Ассортимент чаще всего широкий, но не очень глубокий. Цены близки к гипермаркету, в зависимости от наименований могут колебаться на 3-7%. Качество услуг высокое, но их набор ограничен. Специализированные непродовольственные супермаркеты (спортивные, строительные, мебельные и т.д.). Как пример рассмотрен строительный супермаркет - баумаркет. Система торговли “баумаркет” отличается своим подходом к ассортиментной политике. Это должны быть товары для дома и для строительства. Одно из основных требований состоит в том, что в магазине должно быть представлено не менее 35.000 наименований товара. Второе непременное требование - в магазине должны быть представлены все товары, которые необходимы для возведения и оборудования дома в соответствии с современной технологией строительства: от фундаментных блоков до флюгера на коньке кровли. Система супермаркета рассчитана на быструю допоставку товара в случае необходимости, поэтому в магазине нет разделения на торговые и складские помещения. Склад находится там же, где и выложен товар - на открытых металлических стеллажах. Ориентировочная пропускная способность магазина - 120-150 человек в час. Естественно, специфика товара требует достаточного пространства. Для баумаркета необходим удобный подъезд, вместительная парковка и благоустроенные окрестности. Внутри здания должна быть обеспечена свобода для передвижения с тележкой, доступа к товару и возможности его выбора. Баумаркет представляет собой чрезвычайно интересный синтетический формат. По сути, это супермаркет с компонентами специализированного магазина и в, определенной мере, вэрхауза (большая часть покупателей - профессионалы). Соответственно, необходимо применять стратегию супермаркета (точнее гипермаркета), добавляя элементы стратегий двух других торговых форматов.

Бентам

Бентам - это магазин, соответствующий следующим критериям: · самообслуживание; · работает более 16 часов в день; · торговая площадь менее 200 м2; · свежие продукты в ассортименте имеют долю не более 30%; · закрыт менее чем 2 раза в месяц. Эти магазины чаще всего работают круглосуточно и доступны повсеместно. Площадь: 90-300 м2. Ассортимент «бентама» составляет до 4000 наименований (обычно намного меньше). Хоть магазин и невелик, но на небольшой торговой площади размещены практически все товарные группы. Весь товар размещен в торговом зале, гастрономический отдел обслуживает покупателей через прилавок с расчетом на выходе. Режим работы самый удобный для покупателя - круглосуточный без перерывов и выходных. Основной принцип «бентама» основывается на максимально эффективном использовании торговых площадей и сохранении при этом высокого качества обслуживания. Расположенный к потребителю ближе, чем супермаркет, он обеспечивает возможность приобрести все необходимые продовольственные товары повседневного спроса при достаточно высоком уровне сервиса, причем по более низким ценам. Наличие точек продаж сопутствующего ассортимента также способствует покупательским предпочтениям. «Бентам» уютен, он не давит изобилием товаров на полках, хотя приобрести в нем можно практически все то же, что обычно продается в супермаркете. Таким образом, организация торговли построена на том, чтобы покупатели могли приобрести качественный товар при обслуживании, как в супермаркете, но по более низкой цене. Все это достигается за счет меньших издержек и более высокой эффективности. Исходя из того, что основными составляющими затрат в розничной торговле являются аренда, заработная плата персонала, коммунальные платежи, потери и кражи, в основу проекта было положено то, что большинство этих показателей можно связать с торговой площадью. Таким образом, главным мерилом результата стал оборот предприятия, отнесенный к 1 м2 торговой площади. Складские площади минимальны - весь поступающий товар подается в торговый зал, за счет этого, кроме снижения суммы арендных и коммунальных платежей, достигается и более плотный контроль качества, товар «не залеживается». Показатель количества торгового персонала на квадратный метр торговой площади несколько выше, чем в супермаркете, но этим обеспечивается лучшее обслуживание покупателей и выкладка товара, в отличие от супермаркета продавец может больше внимания уделить покупателю, сделать процесс продажи более личным. Кроме этого большая плотность торгового персонала уменьшает процент потерь от краж, осуществляемых посетителями магазина. Это приводит к тому, что суммарный показатель оборот/кв. метр торговой площади получается выше, чем средний по супермаркетам. В первую очередь он рассчитан на жителей близлежащих домов. Продвижение. Для привлечения покупателей широко используются различные мероприятия по стимулированию сбыта. Используются и акции поставщиков по продвижению своего товара, и собственные рекламные акции (розыгрыши призов, подарки покупателям, праздники магазина). Цена. Эффективна система скидок по сумме чека. Для повышения лояльности покупателей могут выпускаться дисконтные карты.

Бутик

Это маленький магазин, реализующий очень специализированные, высококачественные и часто дорогостоящие товары. В большинстве случаев этот магазин предлагает максимальный сервис по максимальной цене.

Гипермаркет

Самый большой из рассматриваемых форматов. Это магазин самообслуживания с торговой площадью обычно 4-10 тыс. м2 (порой десятки тысяч), в любом случае не меньше 2500 м2. Ассортимент обычно от 30 000 до 60 000 наименований, половину или же большую часть которого занимают непродовольственные товары. Представляет собой магазин со смешанным ассортиментом, преимущественно тем же, что и в торговом центре, но располагающийся в более низкой ценовой нише. Присутствуют как марочные дорогие товары, так и немарочные дешевые, размещенные чаще всего в разных отделах и даже на разных этажах. Преимущественно самообслуживание. Набор дополнительных услуг достаточно широк, как правило, включает рестораны, игровые площадки и кинотеатры. В целом высокое качество услуг, хотя продовольственный отдел, как правило, располагающийся в подземном этаже, предоставляет стандартные услуги супермаркета. Магазин расположен рядом с транспортной магистралью, имеется большая бесплатная парковка. Основные характеристики: · Площадь торгового зала, м2: 4000 - 10000 · Площадь склада, м2: До 4500 · Количество кассовых узлов: 25 - 60 · Количество позиций в ассортименте, тыс.: 25 - 50 · Уровень цен по рынку: Специальная ценовая политика · Количество покупок в день: До 10000 · Оборот в месяц, млн. долл.: 2 - 7 · Численность персонала: до 900 · Собственные производственные цеха: Представлены широко Для формата характерна высокая средняя покупка. Наличие качественной парковки является обязательным условием, нередко гипермаркет расположен недалеко от крупной железнодорожной или автобусной станции, аэропорта, обслуживая огромный поток посетителей. Основной конкурентный фактор - ширина ассортимента, которая у этого торгового формата максимальна. Второй фактор - очень низкая цена. Слабое место - расположение (как правило, далеко от центра города). Остальные конкурентные факторы сбалансированы. Для владельцев гипермаркетов важны масштабы торговли, максимальная гибкость и возможность при необходимости перестраивать бизнес-процессы. Для успеха должны хорошо работать сильные стороны гипермаркета. Провалы в ассортименте и цены на среднем уровне для него пагубны. Цена. Для гипермаркетов характерна самостоятельная ценовая политика, хотя они также объединяются в сетевые структуры. Магазины отличаются низкими уровнями наценки и, следовательно, розничных цен. Это становится возможным благодаря масштабу торгового предприятия. Однако главная причина скрыта в основе бизнеса. На некоторые виды товаров устанавливаются относительно низкие цены, что привлекает к совершению покупок именно в этих магазинах. Продовольственные товары - оружие гипермаркета в борьбе за покупателя. На эти товары определяется минимальная наценка. Товары non-food - это цель, средство, которое позволяет гипермаркету нормально работать и зарабатывать деньги. Они продаются с большей наценкой. Продвижение. Одно из уязвимых мест магазина формата «гипермаркет»- его территориальное расположение. Как правило, гипермаркеты находятся в удалении от мест проживания населения, за городом. Значит, потребуется привлекать покупателей огромным арсеналом маркетинговых средств. В их числе - постоянно проводящиеся промоакции и распродажи. Привлекает покупателей возможностью совершать разные покупки (от продуктов питания до автомобилей) в одном месте. Ассортимент. Гипермаркеты отличает наличие большого сезонного ассортимента, в то время как супермаркеты ориентированы в основном на тот товар, который имеет постоянное место на полке. При плохой организации неизбежно появятся неликвидные остатки, от которых нужно избавляться радикальными методами, иначе бизнес может просто «потонуть». В гипермаркетах с площадью больше 8-10 тыс. м2 происходит развитие исключительно непродовольственного сектора, поскольку дальше увеличивать продовольственный ассортимент не получается, да и не имеет смысла. Специфика формата 1. Требуется искусство управления большим коллективом - в одном гипермаркете могут работать до 900 человек. Всех их нужно контролировать и мотивировать. Необходимо построить гибкий график работы персонала. 2. Собственное производство развито в гипермаркете гораздо лучше, чем в супермаркете. Нужно иметь хороших специалистов, которые способны заниматься управлением и планированием этого производства. Поскольку продукция собственного производства может испортиться в течение считанных часов, нужно учитывать категории покупателей и их поток, т.е. определять структуру спроса. Проблемы в управлении собственным производством по сравнению с супермаркетом возрастают в геометрической прогрессии. 3. Необходимо искусство управления каталогами. При продвижении нужно учитывать потенциальный рост продаж рекламируемых товаров, чтобы до окончания акции оставался необходимый запас. Нужно представлять, какой товар должен попасть в этот каталог, а какой - нет. Гипермаркет, как отдельный формат, может различаться в соответствии со спецификой ассортимента. В последнее время появляются специализированные гипермаркеты, торгующие одним из таких ассортиментных рядов, как продовольственные, строительные, мебельные, книжные, товары бытовой техники. Например, в Москве популярным гипермаркетом строительных материалов является формат OBI. Наряду со специализированными форматами развиваются гипермаркеты с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров в одном формате. В последнее время в мире наблюдается тенденция развития гипермаркетов на рынке Private Label розничных сетей. Согласно исследованию компании ACNielsen розничных продаж товаров, которые ритейлеры продают под собственными торговыми марками, бизнес private label растет во всем мире. Согласно данным исследования, в первом полугодии текущего года частные марки розничных сетей уже занимали 17% мировых продаж товаров повседневного спроса. Тем не менее, в России частные марки пока занимают очень маленькую долю рынка. Не смотря на то, что private label выпускают почти все российские продуктовые сети, потребители не доверяют качеству продуктов под частными марками и считают, что они дешево выглядят и предназначены для бедных. Гипермаркет - наиболее динамично развивающийся формат: низкий уровень цен поддерживается на ассортимент в среднем из 25 тыс. номенклатурных единиц, расположенных на больших площадях. Реализация концепции обеспечивает наибольший среди всех остальных форматов оборот с квадратного метра (втрое выше, чем у дискаунтера, вдвое - по сравнению с супермаркетом). Как правило, гипермаркет становится вторым или третьим форматом, с которым компания выходит на рынок.

Дискаунтер

Магазин, предлагающий товары с минимальной торговой наценкой. Цены в дискаунтерах, как правило, на 10% ниже, чем в среднем по рынку. При этом эффект низких цен достигается за счет намеренного сужения ассортимента. Ключевая идея создание магазинов такого типа - ценовое лидерство. Остальные факторы выбора покупателя приносятся в жертву достижению неоспоримого конкурентного преимущества по цене. Существует несколько разновидностей дискаунтов. Классический дискаунтер, или дискаунт, - это сетевой магазин с небольшим ассортиментом, порядка 600-800 позиций, минимальными затратами на оформление торгового зала, оборудование и персонал и низкими, вследствие минимизации издержек, ценами. Появление этого формата в Германии было обусловлено тяжелой экономической обстановкой, в которой оказалась страна после поражения во Второй мировой войне. В 1950-е годы дискаунтеры играли роль своеобразных распределительных складов, где наиболее малообеспеченные немцы могли по низкой цене приобрести продукты первой необходимости. В последующие десятилетия ведущие игроки такие как Aldi и Lidl, приложили немало усилий, чтобы общественное мнение причислило их не к торговым точкам для бедных, а к магазинам для тех, кто привык экономить деньги. Сегодня западный дискаунтер - это, по сути, тот же распределительный склад с неизменным ассортиментом, но заходят туда представители среднего класса, чтобы дешевле (в среднем на 25%) купить хлеб, сахар и молоко. Нередко дискаунтеры располагаются вблизи супермаркетов, - предполагается, что, приобретя базовые продукты, покупатель отправится за более дорогим товаром. Формат приобрел популярность в Европе и Америке. Дисконтные направления ра

2020-03-19 492 Обсуждений (0)
Выбор формата магазина самообслуживания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выбор формата магазина самообслуживания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)