Выбор формата магазина самообслуживания
Когда решение о переводе магазина на самообслуживание принято, и имеющиеся площади позволяют это сделать, начинается самый серьезный и ответственный момент, значение которого трудно переоценить. Все дальнейшие действия должны производиться продуманно, решительно и в четкой последовательности. Иначе говоря, перевод магазина к самообслуживанию - это определенный процесс, состоящий из последовательных этапов, каждый из которых имеет свои цели, задачи и набор действий. Процесс перевода магазина на самообслуживание состоит из подготовительной части и непосредственного технического этапа, когда останавливается работа действующего магазина, изменяется планировка торгового зала, переставляется оборудование и выкладывается товар. Технический этап, пожалуй, является самым простым и занимает не так уж много времени, если на подготовительном этапе все необходимые задачи решены грамотно и полностью. Поэтому подготовительный этап всегда является самым сложным и продолжительным. Здесь не существует жестких сроков: они определяются только владельцем и его возможностями. Гораздо важнее сроков - системный подход и соблюдение последовательности действий. Подготовительный этап включает: . Выбор формата магазина самообслуживания; . Уточнение ассортимента по основным товарным группам; . Выстраивание планировочных решений магазина (базовой, зональной и детальной); . Расчет оптимального количества оборудования и персонала, уточнение торгово-технологических процессов; . Построение бизнес-плана перехода к самообслуживанию; оптимизация затрат. . Согласование и утверждение плана технических работ по переходу на самообслуживание. . Изготовление дизайн-проекта или плана расстановки оборудования; . Выбор торгового оборудования и его закупка; . Концентрация оборудования в магазине или на складе для подготовки монтажа в торговом зале; . Отработка механизмов закупки товара и детализация ассортимента . Обучение персонала работе в новых условиях. Все эти вопросы применимы к любому типу магазина. На Западе основными форматами магазинов самообслуживания являются дискаунт, супермаркет и кэш-энд-кэрри. Супермаркет небольшой площади именуется мини-маркетом, а огромной площади - гипермаркетом. Но от этого их суть не меняется. Главным отличием является то, что дискаунт имеет ограниченный ассортимент (400-800 наименований товаров), рассчитан на продажу товара в без предварительной подготовки и переработки (т.е. в транспортной таре), исключает продажу товара на разновес и тем самым позволяет иметь ограниченный персонал и аскетичное оборудование. Магазин "кэш-энд-кэрри" - это магазин-склад для продажи товара другим торговым предприятиям по методу оптовой или мелкооптовой торговли, где расчеты производятся за наличный расчет. Он имеет более низкие цены, чем в рознице и работает только с юридическими лицами. Супермаркет (а также мини- и гипермаркет) - это магазин самообслуживания с огромным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров (от 3 до 50 тысяч наименований и более), создаваемые для максимально полного удовлетворения потребностей покупателей. Особое место в этой классификации занимают специализированные магазины, которые по формату тоже могут быть и супермаркетом, и мини-маркетом, и гипермаркетом (классический пример - магазин электроники). Поскольку переход на самообслуживание мы рассматриваем как один из способов повышения эффективности работы магазина, то важно понимать следующее: оптимизировать все процессы в магазине можно только в рамках одного стандарта. Поэтому идеальным условием является участие на подготовительном этапе специалистов, которые могут дать полезные советы. Выбор формата и уточнение ассортимента основных товарных позиций является непременным условием перехода к поиску планировочных решений. Планировка магазина определяет размещение его конкретных зон и участков. Это не проект магазина, а лишь схема его будущего устройства. Без этого создать проект магазина и определить достаточность оборудования просто невозможно и ни одна проектная организация за это не возьмется. Планировка делится на базовую, зональную и детальную. Базовая планировка определяет соотношение основных и вспомогательных помещений в магазине, зональная - расположение товарных групп в торговом зале, а детальная - локализацию товаров в конкретных зонах торгового зала. В зависимости от формата магазина базовая планировка существенно отличается. Например, по требованиям СНИП в супермаркете должен быть: 1) торговый зал; 2) помещения для приемки, хранения и подготовки товара к продаже; 3) вспомогательные помещения (например, для хранения тары); 4) технические помещения (вентиляционные камеры и др.); 5) административно-бытовые помещения. На все помещения существуют свои нормативы, на соблюдение которых особо обращают внимание СЭС и органы госпожнадзора. В дискаунте помещения для подготовки (переработки) товара не нужны, поскольку формат исключает такую работу: поступивший товар должен быть расфасован производителем и после разгрузки сразу поступать в торговый зал. В магазине "кэш-энд-кэрри" отсутствуют склады: товар на мощных складских стеллажах хранится непосредственно в торговом зале. С позиций магазина самообслуживания важным является не только наличие и соотношение тех или иных подсобных помещений, но и их расположение относительно друг друга. Здесь существует ряд общих правил: . Помещения для приемки и хранения товара должны размещаться вдали от входа в магазин и не мешать входу покупателей в торговый зал; . Их расположение должно обеспечивать кратчайший путь доставки товаров в торговый зал, причем помещения для фасовки и переработки товара должны быть приближены к соответствующим зонам расположения товара в торговом зале. Наиболее оптимальным считается такое решение, когда двери из подсобных помещений выходят к центральным проходам между оборудованием торгового зала, а не упираются в линейку стеллажей или холодильников. Это облегчает доставку товара в торговый зал даже в часы работы магазина, когда в зале есть покупатели. Здесь нужно заметить, что базовая планировка магазина самообслуживания затрагивает вопрос о соотношении торговых и вспомогательных помещений. Необходимо стремиться к тому, чтобы площадь торгового зала была как можно больше - это позволяет больше товара иметь на полках и стимулирует продажу, особенно в таких форматах, как дискаунт и кэш-энд-кэрри. Для сетевых магазинов на западе это соотношение чаще составляет 20:80, в обособленных - 30:70. Для российских условий со слабой логистикой это соотношение может быть разным и зависеть от существующей конфигурации здания. Гораздо важнее для успешной работы магазина самообслуживания продуманное расположение в торговом зале различных групп товаров и способы размещения торгового оборудования. Итак, выбор формата магазина - первый пункт в подготовительной части процесса перевода магазина на самообслуживание. Заключение Формат магазина - это выбор своей ниши на рынке, что определяет специфику ассортимента магазина, величину и соотношение торговых и вспомогательных помещений, количество персонала и особенности торгово-технологических процессов. Формат, прежде всего, ориентирован на покупателя, и форматирование предприятия торговли означает определение и установку таких параметров обслуживания, которые удовлетворяют требованиям определенной категории потребителей. Нередко магазины не форматируют, в таком случае не просчитываются будущие экономические показатели, зависящие от покупателей. Для нахождения наиболее эффективного формата магазина необходимо подробно рассмотреть составные части модели магазина и выделить наиболее значимые факторы, оказывающие существенное влияние на эффективность его работы. Поиск эффективного формата - это монтаж каркаса, к которому затем можно прикрепить все остальные характеристики магазина. Это своего рода базис, на котором при помощи стратегий, тактик, различных акций и программ будет развиваться самая разнообразная надстройка. Для начала нужно определиться с системой координат, в которой будет проходить это определение. Применимо к формату магазина в наиболее общем случае эта система будет выглядеть следующим образом: Форма организации магазина - Расположение - Ассортимент - Торговая площадь. Формат магазина в первую очередь зависит не от его внешних характеристик, а от ценности торговой точки для покупателей: . Местоположение . Ассортимент (характер и качество) . Цена . Реклама и продвижение . Предлагаемые услуги . Физические атрибуты магазина . Внутренняя атмосфера магазина . Послепродажный сервис Формат магазина - это правила, по которым магазин работает с поставщиками и покупателями, диктующие особенности планировки и подбора оборудования. В последние десять-пятнадцать лет в России в связи с активным развитием сетей, изменением общества и рынков, форматы магазинов изменяются по сравнению с устоявшимися в 1970-х - начале 1990-х гг., появляются новые, мигрируют из одного в другой, появляются промежуточные форматы. Однако одной, выверенной классификации форматов, принятой мировым сообществом, не существует. В настоящей работе мы рассмотрели подробно процесс выбора формата некоторых видов магазинов: магазина "220 Вольт", магазинов детской одежды, магазина самообслуживания. Анализ показал, что процесс выбора формата магазина состоит из нескольких этапов: Первая ступень в определении формата - решить, чем будет торговать магазин. Один из самых важных элементов форматирования - география магазина. Архитектурное и технологическое проектирование торговой точки. Подбор согласно формату магазина: оборудования, поставщиков, персонала. Итак, формат магазина - это, прежде всего, совокупность параметров, по которым определяется принадлежность торгового предприятия к одному из распространенных видов. Такими параметрами являются месторасположение, торговая площадь, ассортимент, характер торговли (через прилавок или самообслуживание), и т.п. Список литературы 1. Барлоу, Дж. Сервис, ориентированный на бренд: новое конкурентное преимущество [Текст] / пер. с англ. - М.: Экономика, 2006. - 478 с. . Богомолова, И.П., Хохлов, Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов [Текст] / И.П. Богомолова и др. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №1. - С. 51-55. . Вайнберг, О. Кризис. Новые потребности, новые задачи, новые возможности [Текст] / О. Вайнберг // Современная торговля. - 2010. - № 1. - С. 22-24. 4. Васильева, А.В. Смена формата торговли - основа повышения конкурентоспособности фирмы "деловая книга" [Текст] / А.В. Васильева, С.А. Дужинская // Практический маркетинг. - 2008. - № 4. - С. 7-19. . Васильева, В.В. Развитие внутреннего механизма регулирования деятельности предприятий розничной торговли [Текст] / В.В. Васильева // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1. - С. 45-51. . Великанова, О. Как построить магазин и не разориться? [Электронный ресурс] / О Великанова // http://www.konkurent.ru/starii_print.php?id=2340. . Винокурова, О.С. Анализ перспектив развития формата гипермаркета на российском рынке [Текст] / О.С. Винокурова // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 8. - С. 45-52. . Винокурова, О.С. Анализ эффективности и оптимизация деятельности формата гипермаркет на рынке России в условиях экономического кризиса [Текст] / О.С. Винокурова // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 3. - С. 67-76. . Волосюк, И. Планирование внутреннего пространства в объектах ритейла [Текст] / И. Волосюк // Commercial Property. - 2006. - № 5. - С. 12-15. . Выборова, Е.Н. Особенности сравнительной диагностики экономического состояния организаций розничной торговли [Текст] / Е.Н. Выборова // Российское предпринимательство. - 2007. - № 9. - С. 23-27. . Гаврилов, Д. Малый бизнес в поисках формата, а сетевики - конкурентов [Текст] / Д. Гаврилов // Деловая неделя. - 27.04.2006 (№ 437). - С. 3-4. . Дашков, А.А. Формы ведения розничного мебельного бизнеса на примере локального рынка города Мытищи [Текст] / А.А. Дашков, Г.М. Демидов // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. - 2010. - № 1. - С. 177-179. . Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология [Текст] / учебник для вузов / Пер. с англ. 2-е изд. - СПб.: Изд-во АО "СПб оркестр", 2008. - 768 с. . Дроздов, А.В., Дроздов, В.И., Кузьбожев, Э.Н. Маркетинг: моделирование брэнда [Текст] / моногр. - Курск: Изд-во КГУ, 2004. - 290 с. . Дубровин, И.А. Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов: [Текст] / И.А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 279 с. . Дудакова, И.А. Исследование организации розничной торговли продовольственными товарами в г. Волгодонске [Текст] / И.А. Дудакова // Практический маркетинг. - 2008. - № 8. - С. 12-17. . Егина, О. Обзор некоторых распространенных форматов магазинов [Электронный ресурс] / О. Егина // lad63.ru/index.php. 18. Ерохина, Л.И., Башмачникова, Е.В., Марченко, Т.И. Экономика предприятия в сфере товарного обращения [Текст] / Л.И. Ерохина и др. - М.: КноРус, 2009. - 304 с. 19. Захарова, Ю.А. Стратегии продвижения товаров [Текст] / Ю.А. Захарова. - М.: Дашков и К, 2010. - 157 с. 20. Игошин, Ф.Ю. Основные принципы построения и функционирования торгово-розничных сетей [Текст] / Ф.Ю. Игошин // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. - 2004. - № 17. - С. 66-68. 21. Капитонова, Е.В. Проблемы взаимодействия финансового, управленческого и налогового учета в организациях розничной торговли [Текст] / Е.В. Капитонова // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2006. - №№ 4-6. 22. Киселева, А. Рентабельность розничных продаж: формат решает все? [Электронный ресурс] / А. Киселева и др. // www.my-gb.ru/articles.php <http://www.my-gb.ru/articles.php>. . Клименкова, Т.А. Качество и эффективность менеджмента предприятий торговли [Текст] / Т.А. Клименкова // Российское предпринимательство. - 2007. - № 4. - С. 29-33. . Клочков, А. Как сделать сыр более привлекательным и узнаваемым [Текст] / А. Клочков // Сыроделие и маслоделие. - 2008. - № 3. - С. 9-10. . Компаниец, О.С. Особенности взаимосвязи маркетинговых функций компании с показателями эффективного функционирования розничной торговли [Текст] / О.С. Компаниец // Российское предпринимательство. - 2009. - № 9. - С. 43-47. . Коновалов, П. Современный магазин [Электронный ресурс] / П. Коновалов // develop.iservice.ru/articles.phtml. 27. Коптелов, А.И. Методы совершенствования процесса продаж [Текст] / А.И. Коптелов // Финансовая газета. - 2008. - №51. - С. 11-12. . Кузьмичева, М.Б. Развитие розничных торговых сетей в России [Текст] / М.Б. Кузьмичева // Мясная индустрия. - 2007. - № 4. - С. 13-17. 29. Кузьмичева, М.Б. Анализ наиболее успешных проектов торговых сетей [Текст] / М.Б. Кузьмичева // Мясная индустрия. - 2007. - № 10. - С. 12-14. . Макарова, Н. Поиск оптимальных путей. Некоторые аспекты анализа финансового состояния предприятий торговли [Текст] / Н. Макарова // Гермес. - 2004. - № 3. - C. 21-25. . Меликян, О.М. Поведение потребителей: учебник для вузов [Текст] / О.М. Меликян. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 262 с. . Мхитарян, С.В. Отраслевой маркетинг [Текст] / учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 578 с. 33. О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-апреле 2010 года [Электронный ресурс] // <http://www.minprom.gov.ru/press/release>. . Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/Iss-WWW.exe/Stg/d11/2-2-1.htm. . Овчинникова, А.В. Определение формата розничной сети по продаже продуктов питания [Текст] / А.В. Овчинникова // Вестник Удмуртского университета. - 2006. - № 2. - С. 223-232. . Озорнина, Е.А. Особенности управления товарными запасами в организациях торговли [Текст] / Е.А. Озорнина // Российское предпринимательство. - 2007. - № 9. - С. 23-25. . Плошкин, А. Эффективные форматы детских магазинов [Электронный ресурс] / А. Плошкин // http://www.e-mm.ru/themes/focus/focus_1564.html. . Полянский, Л.Н. Маркетинговые исследования торгового центра (на примере Торгового дома "Даниловский") [Текст] / Л.Н. Перцовский // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №1. - С. 26-36. . Радаев, В. Классификация современных форм розничной торговли [Текст] / В. Радаев // Экономическая политика. - 2006. - № 4. - С. 123-138. . Радаев, В. Эволюция организационных форм в российской розничной торговле [Текст] / В. Радаев // Вопросы экономики. - 2006. - № 10. - С. 41-62. . Савельева, Е.Е. Реалии ритейла [Текст] / Е.Е. Савельева // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2007. - № 4. - С. 115-120. . Сайт Российского Совета Торговых Центров [Электронный ресурс] // www.rcsc.ru <http://www.rcsc.ru>. . Солошенко, Н.С. Анализ книжных потоков, отражаемых в издательских, книготорговых и библиотечных интернет-каталогах [Текст] / Н.С. Солошенко // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2004. - № 4. - С. 150-156. . Токарь, Е.В. Оценка экономической эффективности предприятий торговли на рынке потребительских товаров [Текст] / Е.В. Токарь // Российское предпринимательство. - 2009. - № 1. - С. 33-37. . Шапошников, В.А. Некоторые вопросы методологии разработки бизнес-концепции предприятия торговли [Текст] / В.А. Шапошников // Практический маркетинг. - 2009. - № 1. - С. 23-28. 46. Экономическая стратегия фирмы [Текст] / учеб. пособие под ред. А.П. Градова. - СПб.: Изд-во АО "СПб оркестр", 2008. - 591 с. Янгуразова, Ц.Р. Развитие торговых сетей по реализации продуктов питания в Республике Башкортостан (Обзор рынка) [Текст] / Ц.Р. Янгуразова // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2006. - № 4. - С. 176-180. Приложение 1
Таблица 1 Характеристики форматов магазинов
(0.019 сек.) |