Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Изучение концепции формирования профессиональных компетенций и их реализацию в учреждениях социально-психологической коррекции детей, подростков и молодёжи



2020-03-19 158 Обсуждений (0)
Глава 1. Изучение концепции формирования профессиональных компетенций и их реализацию в учреждениях социально-психологической коррекции детей, подростков и молодёжи 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования профессиональных компетенций сотрудников учреждений социально-психологической коррекции детей, подростков и молодёжи

Анализ концепции и типологии компетенций сотрудников системы социальной защиты населения

Компетентность в профессиональной деятельности работников учреждений социально-психологической коррекции

Компетенции, востребованные в профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми, подростками и молодёжью

Глава 2. Исследование формирования компетентности в профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми, подростками и молодёжью

Анализ проблемы эффективности деятельности учреждения социально-психологической коррекции, на примере центра «Феникс»

Личностные и профессиональные качества, влияющие на формирование профессиональной компетентности

Методика профессионального развития кадров

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


Введение

Актуальность исследования. Проблема компетентности кадров учреждений социально-психологической коррекции приобретает всё большую актуальность в связи с тем, что возрастает уровень запросов общества к специалисту, появляются новые психологические, педагогические и социальные технологии. Современное общество нуждается в специалистах, владеющих не только профессиональными знаниями и умениями, но и имеет высокий уровень психологической готовности к предстоящей деятельности. Значимость проблемы профессионального становления специалиста социальной работы состоит в том, что именно он является тем специалистом, деятельность которого осуществляется в интересах развития полноценной, физически, психически и нравственно здоровой личности, тем самым, обеспечивая комфортность жизни других людей.

Кроме того многие родители из-за отсутствия специальной подготовки сталкиваются с проблемами в воспитании детей и подростков, что возлагает большую ответственность на специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), психологических центрах и центрах психолого-педагогической коррекции. Изучение данной проблемы поможет психологически обосновано решать задачи повышения уровня профессиональной и личностной компетентности специалистов, работающих с детьми подростками и молодёжью. Социальная работа требует особой профессиональной компетентности специалиста, которая формируется с одной стороны через знания, умения, навыки, получаемые в вузе, а с другой стороны, через собственный личностный вклад: мотивы, отношения, ценности. Личностная составляющая профессиональной компетентности в формировании специалиста более важна, чем знания и навыки.

Степень изученности проблемы. Обзор научных работ по данной проблеме показывает наличие разных подходов к пониманию профессиональной компетентности педагогов, психологов, специалистов по социальной работе: в качестве системного образования, включающего аспекты философского, психологического, социологического, культурологического, личностного уровней. Проблеме изучения компетентностного подхода посвящены работы С.А. Ветошкина, В.А.Дёмина, Л.М. Митиной

Профессиональные качества, умения, профессиональная компетентность специалистов учреждений социально-психологической коррекции изучались такими авторами как Т.В. Черникова, Н.Б. Шмелева, Е.И. Холостова. Изучению понятия «профессиональная компетентность» уделяется большое внимание в трудах Э.Ф.Зеера, Л.М.Митиной, М.В.Фирсова.

Проблема профессионального становления специалиста социальной работы исследована в трудах ведущих учёных (Э.Ф.Зеера, Л.М.Митиной, Е.И.Холостовой).

Особое внимание современных исследователей обращено на разработку наиболее точных моделей специалиста социальной работы с учётом конкретных социальных условий. Активно изучаются факторы, влияющие на профессиональное становление специалиста социальной работы. Анализируются вопросы интеграции теории и практики, способствующей повышению качества профессиональной подготовки специалиста социальной работы (П.Д. Павленок, Л.А.Петровская, В.С.Торохтий).

Также, многие учёные обращают внимание на проблему формирования профессионально-ценностных ориентаций специалиста по социальной работе в процессе его профессиональной подготовки в вузе, ориентацию образовательной практики на формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы; наличие ценностного потенциала содержания учебных дисциплин и его актуальность в реальном профессиональном становлении.

Объект исследования - учреждения социально-психологической коррекции детей, подростков и молодёжи.

Предмет исследования - кадровый потенциал учреждений социально-психологической коррекции и его компетентность.

Цель данной работы - изучение компетенций специалистов, работающих с детьми подростками и молодёжью, а также составление рекомендаций по повышению эффективности работы кадров.

Задачи исследования:

) Проанализировать концепции и типологию компетентности сотрудников системы социальной защиты населения.

) Выявить условия эффективного формирования профессиональной компетентности специалиста социальной работы.

) Изучить личностные и профессиональные качества, влияющие на формирование профессиональной компетентности.

) Разработать научно-методические рекомендации по организации повышения квалификации деятельности специалистов, работающих с детьми, подростками и молодёжью.

Гипотеза исследования: Успешность профессиональной деятельности специалистов работающих с детьми, подростками и молодёжью во многом определяется сформированностью профессиональной компетентности.

Теоретическую основу исследования составляют положения об аксиологической направленности профессиональной подготовки специалиста социальной сферы (A.A. Деркач). Подходы к пониманию профессионального его направленность на ценности профессиональной деятельности (С.А. Ветошкин, В.А Дёмин, E.И. Холостова); положения о значимости для профессионального становления специалиста ценностей, отражающих сущностные характеристики профессиональной деятельности); положения о значимости профессионального саморазвития специалиста (В.А. Сластёнин); положения о значимости феномена ценностных ориентаций специалиста социальной работы для личностного роста и гуманизации общественных отношений); положения о ценностной природе мотивации профессиональной деятельности.

В основу разработки научной концепции исследования положены идеи ценностных приоритетов развития профессионального образования (Э.Ф Зеер, В.А. Сластёнин).

Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов исследования:

теоретические - анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме изучение и обобщение позитивного опыта социальных служб, организаций, учреждений; изучение нормативной базы, программной документации; синтез, аналогия, абстрагирование, сравнение.

эмпирические наблюдение, анкетирование, тестирование (опросник Шмишека, опросная методика ЛФР 25 личностные факторы принятия решения) Т.В. Корниловой, Исследование компетенций (модель 20 граней), «Оценка уровня развития адаптационных способностей личности», (МЛО) адаптированный вариант А.Г. Маклакова, описание, обобщение и систематизация полученных данных.

База исследования: Центр психолого - педагогической коррекции «Феникс».

 


Глава 1. Изучение концепции формирования профессиональных компетенций и их реализацию в учреждениях социально-психологической коррекции детей, подростков и молодёжи

    Общий теоретический обзор видов компетенций

В настоящий момент, исследованиям компетентности уделяется много внимания. В современной научной литературе профессиональную компетентность определяют как: наличие широкой общей и специальной эрудиции, профессионального образования, стремление к постоянному повышению уровня своей научно профессиональной подготовки.

Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет проследить различные подходы к исследованию проблематики профессиональной компетентности. Ряд авторов (И. Арановская, И.А. Зимняя, М.Д. Ильязова и др.) рассматривая структуру профессиональной компетентности, включают в ее состав мотивационный аспект (готовность к проявлению), когнитивный аспект (владение знаниями), поведенческий аспект (опыт проявления, умения), ценностно-смысловой аспект (отношение), регулятивный аспект (эмоционально-волевая регуляция).

Другие исследователи (Е.Г. Студенова, М.В. Фирсов.), исходя из профессиональных функций и обязанностей современного специалиста, выделяют в профессиональной компетентности ее составляющие. При этом в ряде исследований отмечается, что продуктивность специалиста зависит от необходимого соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и личностной компетентности - с другой. (Е. Л. Холодцева). Изменение системы образования, заключающееся в постепенном переходе от преемственности всех уровней образования к совокупно-интегрированному, целостному образованию, где целью образования провозглашается формирование компетентностей, компетенций и социально значимых качеств обучаемого как личности, способной к самоопределению и саморазвитию.

В результате анализа исследований по проблемам профессионального становления специалистов можно сделать вывод, что становление профессионала базируется и осуществляется на фоне развития личности. В свою очередь, личность специалиста оказывает позитивное влияние на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует творчество, но также может препятствовать становлению профессионала в человеке. Таким образом, теоретический анализ исследований позволяет рассматривать профессиональную компетентность социального работника как целостное профессиональное свойство, интегрирующее в себя компоненты, каждый из которых имеет свое психологическое содержание.

Составляющие личности и профессиональной деятельности специалиста, работающего в учреждении социально-психологической коррекции, рассматривается современными исследователями с различных сторон: 1) с позиций профессиональных ролей и функций (Е.И. Холостова, И.А. Зимняя); 2) с позиций уровней профессиональной деятельности (Т.В. Черникова); 3) с позиций стадий профессионального становления (Л.М. Митина); 4) с позиций ценностей профессиональной деятельности (Н.Б. Шмелева, Е.И. Холостова).

В толковом словаре под редакцией Д.И. Ушакова ,авторская трактовка компетентности имеет следующие значение: компетентность представлена как осведомленность, авторитетность, компетенция - "круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг полномочий".

Актуальность введения такого понятия профессиональная компетентность обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия как профессионализм, квалификация, профессиональные способности.

В современной науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как:

·   совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда;

·   единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять культуросообразные виды действий;

·   объем навыков выполнения задачи;

·   совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда;

·   комбинация личностных качеств и свойств;

·   комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;

Между понятиями «компетенции» и «компетентность» существуют различия. Компетентность способность, отражающая необходимые стандарты поведения, определяется как компетенция, а способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы, чаще всего определяется как компетентность.

Под термин компетенции попадают имеющиеся и развивающиеся под влиянием технологий повышения квалификации личные способности специалиста решать определенный класс профессиональных задач и готовность к профессиональной роли в той или иной деятельности.

Профессиональная компетентность профессионала должна состоять из таких компонентов, как институциональный, коммуникативный, духовно нравственный, познавательно-творческий

Содержание морально-нравственного компонента профессиональной компетентности включает в себя следующие моральные категории:

- нравственные отношения (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация)

категории моральной практики или функционально-поведенческие. В них находит выражение процесс реализации личностью тех или иных нравственных качеств на практике, в обыденном, повседневном поведении.

категория собственного морального сознания (моральный принцип, моральная норма, этическая категория, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор). Уровень умений в получении знаний и степень развития автодидактических способностей обучающихся отражается в познавательно-творческий компоненте профессиональной компетентности. Динамика происходящих социально-экономических процессов выводит на первый план не самообразование, как способ получения знаний, а автодидактику, как составляющую миропонимания человека: «я учусь, потому что не могу не учиться». Аспектам развития творчества в процессе профессиональной подготовки посвящено большое количество педагогических и психологических исследований. Д.А.Иванов , Л. Т. Лаптев, В. А. Сластёнин считают главными признаками профессионального творчества следующее:

применение нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приёмов, средств и т. п. и их сочетание;

нацеленность, направленность сосредоточенность субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приёма решения возникающих творческих специальных задач. В структуре профессионального творчества выделяют следующие аспекты:

психолого-педагогические (профессиональная направленность личности на творчество, содержание и уровень мотивации, особенности самооценки в системе отношений её к различным сторонам деятельности, социальная установка личности, уровень развития творческого профессионального мышления, воображения и способностей к классификации и систематизации, уровень подготовленности к профессиональной деятельности, уровень умений использовать методы творческого мышления в процессе профессиональной деятельности;

аксиологические (саморазвитие и самосовершенствование, профессионально-нравственная активность, стремление к творческому профессонализму;

философские (мировоззренческая позиция, творческое профессиональное познание);

Знания об экономике, политике, культуре обществе, составляют основу социально психологической компетентности личности. Особую роль в структуре социально-психологической компетентности имеет эмпатия, которая оказывает влияние на когнитивную сферу, глубину проникновения в ситуацию, идентификацию. Стоит заметить, что при этом, социально-психологическая компетентность может проявляться на разных уровнях: макроуровне (деятельность верхних эшелонов власти и политика); среднем уровне (общности и социальные); микроуровне (межличностное общение).

В умении вести невербальный и вербальный обмен информацией, проводить диагностирование свойств и качеств личности собеседника; вырабатывать технику, тактику и стратегию взаимодействия с людьми, умение организовать их совместную деятельность для достижения социально-значимых целей заключается коммуникативный компонент профессиональной деятельности.

Структура общепрофессиональной компетентности включает всебя принятие решений и ответственность за них, повышение квалификации, быстрое оценивание ситуации и своих возможностей, выработку новых профессиональных методов работы или трансформирование прежних с целью их оптимизации, адаптацию к постоянно изменяющимся условиям жизни и труда. Следовательно, если синтезировать все данные процесса формирования профессиональных компетенций, то их составляющими окажутся, прежде всего, ценностные самоориентации и самооценки личности, ценностные самоориентации и самооценки личности, самоотношения, мотивационно-волевые компоненты. Индивидуальная компетентность личности раскрывается как :

профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала;

постоянное самоопределение;

саморазвитие профессиональных способностей;

самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация своей профессиональной жизни.

Формирование профессиональной компетентности, в психологии профессий, рассматривается как появление в психике личности новых качеств профессионала, овладение новыми профессионально важными качествами, либо изменение ранее сложившейся структуры профессионально важных качеств.

 



2020-03-19 158 Обсуждений (0)
Глава 1. Изучение концепции формирования профессиональных компетенций и их реализацию в учреждениях социально-психологической коррекции детей, подростков и молодёжи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Изучение концепции формирования профессиональных компетенций и их реализацию в учреждениях социально-психологической коррекции детей, подростков и молодёжи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)