Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компетентность в профессиональной деятельности работников учреждений психолого-педагогической коррекции



2020-03-19 165 Обсуждений (0)
Компетентность в профессиональной деятельности работников учреждений психолого-педагогической коррекции 0.00 из 5.00 0 оценок




В современных условиях проблемы подготовки специалистов учреждений социально-психологической коррекции раскрыты в теоретических и практических исследованиях: теоретико-методологические основы социальной работы перспективы психосоциальной работы (Н.П.Клушина, A.M. Панов, Е.И. Холостова). В настоящее время возрастает потребность в профессионально подготовленных, компетентных кадрах. Вместе с тем у части специалистов, приходящих в учреждения социально-психологической коррекции недостает профессиональных знаний и умений, не сформировано чувство ответственности, что снижает степень психологической готовности к данной профессиональной деятельности и порождает психологические барьеры, неудовлетворенность трудом и его результатами. Анализ статистики показывает, что выпускники ВУЗов получают достаточно широкую профессиональную подготовку в области социальных, психологических, политических, экономических, управленческих знаний, методов и форм социальной диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, различных видов реадаптации. Однако было бы полезным и глубже познать особенности социальной работы в учреждениях социально-психологической коррекции (через семинары, курсы переподготовки, тренинги). Остаётся актуальной задача подготовки кадров для управленческого уровня социальной сферы. Административно-управленческая деятельность в социальной работе - это самостоятельная ветвь в системе подготовки управленческих кадров. Работники управленческого звена должны быть и профильными специалистами и, особенно, умелыми организаторами социальной защиты населения. В качестве основных областей здесь можно выделить, планирование, административное управление организационную деятельность, разработку и оценку социальных программ и программ социальных услуг, что требует знаний, как в области теории менеджмента, так и всесторонней компетенции в сфере и социального обслуживания и социальной защиты.

Такие гуманистические ценности как человеческое достоинство и толерантность, социальная справедливость и гуманизм, социальная активность являются основополагающими для будущего специалиста социальной работы. Они зафиксированы в «Кодексе этики социального работника и социального педагога». Социальное действие специалиста при этом является ценностным, заключающимся в поддержании, реабилитации, развитии клиента. Профессионально-ценностные ориентации присутствуют не только в сознании специалиста в виде личностных смыслов, но и в реальном поведении, поступках, действиях. Они задают специалисту конечные ориентиры профессиональной деятельности, побуждают к активности, характеризуют его зрелость, выступают координирующим центром, определяющим поведение и систему отношений специалиста социальной работы к профессии, клиенту, себе как субъекту профессиональной деятельности (Р.Г. Гурова, В.А. Ядов).

Решающим фактором при формировании профессионально - ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы является обеспечение принятия им основополагающих профессиональных ценностей, осознание их как личностно значимых и формирование готовности следовать названным ценностям в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Социальная работа неоднозначная, сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования, опираясь на то, что работа с трудными жизненными ситуациями составляет основное содержание деятельности специалиста. трудности, присущие социальной работе в целом, усугубляются некоторыми социальными особенностями, в частности, неопределенными границами и уровнями профессиональной компетентности, отсутствием достаточного количества критериев оценки эффективности социальной деятельности.

Для того чтобы достигнуть мастерства в профессиональной деятельности, специалисту по социальной работе необходимо обладать стартовыми возможностями, способностями, знаниями, умениями, навыками, компетентностью и высокой мотивацией.

Очень важно, чтобы профессионал обладал не только мастерством, но и отличался высокой эффективностью и стабильностью результатов деятельности. Высокоэффективная деятельность характеризуется высокими показателями качества и производительности и преследует социально значимые цели.

Результаты исследований продуктивности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе доказывают, что к практическому работнику необходимо предъявлять как минимум, два типа требований:

1. Профессиональная грамотность, под которой понимается способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять и прогнозировать эффективность деятельности. Данный критерий обусловлен тем, что профессия специалиста по социальной работе - мультидисциплинарна, она тесно связана с такими науками как психология, педагогика, юриспруденция, социология и медицина.

2. Данная профессия предполагает не только наличие знаний, но и практических умений реализации технологий этих областей.

3. Социальная компетентность (умение организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать эффективные решения).

Чтобы стать профессионалом, необходимо овладеть системой соответствующих навыков и умений, которые помогут специалисту стать творческой личностью, способной помогать клиенту в попытках стать на путь конструктивных перемен в его жизни. В контактной социальной проблеме разрешаются, как правило, личностные, жизненные проблемы, которые имеют глубокий содержательный смысл.

Профессиональное владение навыками умениями поможет специалисту в оптимальном ключе справиться как с задачами первого порядка (помощью клиентам в решении сущностных проблем), так с проблемами процессуального порядка. При условии прочного освоения базовых навыков и умений гарантировано успешное решение большинства проблем, встречающихся в практике социальной работы на индивидуально - личностном уровне.

Стратегий решения проблем может быть великое множество (проф. К. Урпонен, Финляндия) при условии творческого подхода к реализации алгоритма решения проблемной ситуации. Кроме самих проблем, сложным часто являются и их носители, так называемые «трудные» клиенты, общение с которыми требует особого напряжения. Кроме того, достаточно важно учитывать, что работа с клиентом предполагает навыки панорамного видения жизни, наличие позитивных временных перспектив.

Поэтому немаловажна организация работы с таким понятием как «биографическая компетентность». Она является составной частью компетентности специалистов и понимается как знание законов становления индивидуальной и социальной субъективности, понимание причин и факторов, определяющих логику жизненного пути, знание механизмов биографического развития личности.

Вопросы биографического развития клиента, особенности его биографии определяющие в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Поэтому особое внимание в работе необходимо уделять анализу биографий людей, формированию навыков знакомства, анализу и оценке биографического развития, методам реабилитации индивидуальной субъективности личности. В соответствии с работой профессиональная деятельность специалиста по социальной работе включает: знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире (В. Н. Куницына), как определенный уровень адаптации, позволяющий эффективно выполнять заданную социальную роль) как уровень сформированности у личности внутренней соотнесенности процессов осознания социальной действительности и ценностных ориентаций на социальные явления.

Изучение личности профессионала на любом этапе работы связано с необходимостью разработки «модели специалиста», под которой современными исследователями понимается своеобразный идеал, наиболее полно соответствующий профессиональным требованиям. Специалист оправдывает социальные ожидания только тогда, когда его личностная, общая и профессиональная культура развиваются опережающими по отношению к другим членам общества темпами.

Совокупность финальных целей перечень задач, которые должен уметь решать специалист по завершении обучения получила название «модели» (профиля) специалиста. В отличие от этой традиционной модели специалиста, включающей профессиональные, познавательные и коммуникативные свойства и характеристики, личностно ориентированная модель творческого профессионала в нашем исследовании характеризуется целостностью профессиональных и личностных компонентов профессиональной компетентности. Структурная целостность понятия заключается в связи, объединяющей компоненты в сложные творческие комплексы, во влиянии частей профессиональной компетентности на личность и коммуникацию специалиста.

Термин «компетентность» употребляется в самых разных контекстах и понимается по- разному, как в отечественной (В.А.Дёмин, М.В.Фирсов, Е.И Холостова), так и в зарубежной литературе (К. Урпонен). В толковых словарях термин «компетентность» (от лат. «competo» совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) трактуется как обладание знанием, позволяющим судить, о чем либо осведомленность, правомочность, полноправность. Н. В Кузьмина считает, что компетентность является одним из субъективных факторов продуктивной деятельности наряду с типом направленности личности уровнем способностей.

Исследования, посвященные профессиональной компетентности, представлены очень широко Е.В. Бондаревской, А.К. Марковой. В исследованиях специалистов ведущих зарубежных стран происходит смещение акцента к требованиям с формальных факторов его квалификации и образования к социальной ценности его личностных качеств. В исследованиях авторов К.Урпонена, Дж. Мериля, Д. Юла предприняты попытки выделить индивидуально-психологические составляющие профессиональной компетентности специалиста, куда входят дисциплинированность, самостоятельность, коммуникативность, стремление к развитию.

Е.Р.Ярская-Смирнова при рассмотрении проблем профессионально значимых качеств социальных работников выделяет профессиональную компетентность, включающую в себя широкие знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и знание теории и методов социальной работы, доброжелательное отношение к людям, их проблемам и ситуациям, наличие организаторско-коммуникативных способностей, высокий морально-этический уровень, нервно-психическую выносливость.

П.Браун (США) главными критериями компетентности социального работника считает способность оказывать немедленную и продолжительную помощь людям, которые в ней нуждаются, работать с адвокатурой, изменять законодательную сторону и поднимать уровень сознания населения, чтобы разрушить мифы о том, почему люди становятся бедными.

Описанные выше требования к профессиональной компетентности не полностью отражают существующие и необходимые качества, предъявляемые социальному работнику в современных условиях.

Что говорят теоретики о профессионализации социального работника? Применение функционалистского, атрибутивного и критического подходов позволяет очертить различные аспекты профессионализма. Социологи функционалистского толка, анализируя характер разделения труда в обществе, ставят вопрос о том, какие социальные потребности удовлетворяются функциями профессии.

Профессионализация здесь представлена как позитивный и прогрессивный процесс, который обеспечивает «общее здоровье социального тела» и способствует осуществлению социальных преобразований таким образом, чтобы социальный конфликт и дезинтеграция оставались минимальными. Вопросы профессиональной компетентности нуждаются и в другом объяснении профессионализма. Это так называемый атрибутивный подход, который рассматривает атрибуты или черты профессии, задавая вопросы о том, является ли истинной профессией данный вид занятий, а также каковы некоторые общие черты, отличающие профессии от не профессии.

Еще в 1915 г. А.Флекснер - исследователь и консультант по проблемам медицинской профессии - предложил в своей работе список атрибутов, которые, как предполагалось, отвечают идеальному типу профессионала. В этом случае профессионализация могла быть понята как процесс, посредством которого некий вид занятий может с успехом претендовать на статус профессии и, следовательно, на награды и привилегии, соответствующие этому статусу. В рамках этого подхода один тот же вид занятий может быть определен разными авторами как профессия, полупрофессия или непрофессия, в зависимости от того, какой список признаков выбирается в качестве стандарта.

Например, А.Флекснер рассматривает следующие признаки в качестве наиболее важных атрибутов профессии: вовлеченность в интеллектуальную деятельность, привлечение науки и обучение в практических целях, передаваемых через образование, самоорганизация, альтруистическая мотивация, наличие профессионального самосознания.

Другой набор атрибутов предложен Миллерсоном, а именно: 1) применение навыков, основанных на теоретических знаниях; 2) образование и подготовка (тренинг) по этим навыкам; 3) компетентность профессионалов, удостоверенная экзаменами; 4) правила поведения, которые утверждают профессиональную общность и утверждаются профессиональным сообществом; 5) исполнение услуг общественного блага; 6) профессиональная ассоциация, которая организует своих членов.

На процесс профессионализации социальной работы в России негативно влияет целый ряд факторов: ограниченность финансовых ресурсов (низкая заработанная плата социальных работников); различный уровень в предоставлении социальных услуг; дискриминирующее отношение к социальным проблемам; дефицит соответствующих знаний, необходимых навыков у практических работников.

В профессионализации социальной работы важная роль принадлежит ученым и преподавателям. В социальной работе нередко приходится иметь дело с социально-дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, многодетные семьи, беженцы, безработные, одинокие, престарелые, правонарушители, наркоманы). Работа с подобными группами очень сложна, не всегда удачна. В таком случае ее должны выполнять профессионалы, под этим понимается качество, причем качество высокого уровня. В этом смысле одним из важных аспектов развития социальной работы как профессии становится движение от индивидуалистического патологического определения инвалидности, старения - к социальной модели, которая принимает во внимание широкий социальный контекст, в котором социальная проблема конструируется обществом и переживается человеком.

Профессиональная группа специалистов по социальной работе образована людьми, которые постоянно заняты на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи, нуждающимся в ней, лицам и группам или с управлением в сфере социальной работы; имеют определенный минимум профессиональной подготовки в области социальной работы, то есть прошли обучение в учреждениях высшего профессионального образования по профилю социальной работы либо накопили необходимые знания, умения и навыки непосредственно в практической деятельности; идентифицируют себя в качестве специалистов по социальной работе, то есть усвоили основные профессиональные ценности, нормы, роли и реализуют их в профессиональной и повседневной жизни. Данные требования являются первоначальными и значимыми для допуска специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности. В современный период главная задача специалистов по социальной работе - научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы.

Специфика социальной работы заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она органически вплетается во все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, прямо и косвенно затрагивает все стороны общества. Выявление проблем общества, их решение осуществляется, прежде всего, через установление и поддержание контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами (клиентами), нуждающимися в помощи, защите, поддержке, что требует, в свою очередь, высокого развития у специалистов по социальной работе интерсоциальных способностей (социально-перцептивных, интерактивных, коммуникативных) для эффективного выполнения своих профессиональных функций.

Коммуникативные знания и умение помогают специалисту с эффективностью общаться как с детьми, так и с взрослыми. Именно коммуникативные навыки способствуют формированию навыков сотрудничества, установлению профессиональных отношений, созданию атмосферы комфортности, доброжелательности во взрослом детском коллективах, позволяют быть тактичным и уважительным в работе. Ведь работа специалиста по социальной работе, необходимо, побуждать детей и взрослых к действию, проявлению эмпатии, творчеству, влиять на характер общения, взаимоотношения между людьми в коллективе; правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику..

В профессиональной деятельности организаторские способности позволяют специалисту по социальной работе ставить конкретные задачи, направленные на развитие, обучение и воспитание ребенка, социализацию личности в общество; рационально организовывать свое рабочее время. Кроме того, они позволяют грамотно планировать индивидуальную работу с детьми, способствуют выполнению программ и проектов; выявлению и поддержки полезных инициатив, создают условия для их реализации; объединяют людей для реализации общих целей и задач общества.

В изучении личности клиента и его семьи, анализе недостатков своей профессиональной деятельности, проектировании конечного результата деятельности, сопоставлении полученных результаты с исходными данными, анализ опыт а и практики работы других специалистов; творческой переработке необходимую информацию оказывают помощь аналитические способности специалиста социальной работы.

На основании вышесказанного можно заключить, что признаком формирования профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести цели, условия и способы практической деятельности с теоретическими знаниями и практическими навыками. Специалисты по социальной работе, должны иметь профессиональную подготовку, владеть теоретическими знаниями, быть способными выходить за рамки своего предмета, своей профессии, и иметь некий творческий потенциал саморазвития. Если компетентность, повышает эффективность практической деятельности, то некомпетентность, напротив, негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста. Таким образом, эффективное применение имеющихся знаний и умений в своей профессиональной деятельности, обеспечивает высокое качество труда специалиста по социальной работе и стимулирует достижение основательных результатов по оказанию помощи и поддержки своим клиентам.

 




2020-03-19 165 Обсуждений (0)
Компетентность в профессиональной деятельности работников учреждений психолого-педагогической коррекции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Компетентность в профессиональной деятельности работников учреждений психолого-педагогической коррекции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)