Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ проблемы эффективности деятельности учреждения психолого-педагогической коррекции на примере центра «Феникс»



2020-03-19 141 Обсуждений (0)
Анализ проблемы эффективности деятельности учреждения психолого-педагогической коррекции на примере центра «Феникс» 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследование проводилось на базе центра психолого-педагогической коррекции «Феникс».

Термин «образовательная модель» может применяться для такого круга вопросов, как построение учебных планов и программ, различных методов организации обучающихся по потокам или группам, управление образованием, подбор критериев эффективности способов контроля, видов и технологий оценивания и отчетности. Данный термин можно охарактеризовать как логически последовательную систему соответствующих элементов, включающих содержание образования, цели образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ. Преобразование содержания программ дополнительного образования детей обусловлено инновационными процессами и современными требованиями, совершенствованием социально-адаптирующих функций дополнительного образования детей. Переориентация работы учреждений дополнительного образования на обеспечение условий для формирования и развития навыков самопознания, самоутверждения, самоопределения, самореализации у каждого обучающегося является важной задачей учреждения.

Созданию творческой атмосферы соучастия и сотрудничества будет способствовать скоординированность и комплексность работы администрации учреждения, педагогов, воспитателя, других специалистов, специального психолога, логопеда, социального педагога, а также вдумчивый анализ особенностей развития ребенка, веры в его личностный и интеллектуальный рост. Комплексному обследованию ребенка, в ходе которого каждый из субъектов модели решает свои задачи в рамках всестороннего изучения особенностей психического, речевого и познавательного развития учащегося необходимо уделять большое внимание. Осуществление расстановки кадров, общий контроль, оказание действенной помощь всем специалистам, которые работают с детьми, координация их работы является одной из главных задач администрации учреждения. Независимо от специализации, как для психолога, логопеда, социального педагога, независимо от частных профессиональных методов помощи, коррекции и поддержки, отношение специалиста к ребенку или подростку основывается на гуманистическом отношении и общечеловеческих ценностях.

Подбор вариантов методик проведения занятий зависит от особенностей психофизиологического развития и возраста, возможностей детей и особенностей эмоционально-волевой сферы.

Следующие показатели качества критериев методик раннего развития и дополнительного образования детей были выявлены в ходе опроса специалистов центра «Феникс»:

кадровый потенциал, для которого характерны уникальные специалисты, энтузиасты, работающие по собственным программам;

наличие материальной базы, позволяющей обеспечить вариативное и многопрофильное развитие

Предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля, программ, времени их освоения -персонификация образования

центр дополнительного образования выступает как средство мотивации развития личности, личностно - деятельностный характер организации образовательного процесса

полифункциональная и гибкая организационная структура;

наличие разноуровневой связи с социумом;

узкопрофильную деятельность, разобщенность с коллегами (часто в учреждении в одном профиле работает один специалист);

специалисту необходимо обладать в достаточном педагогическим мастерством и знаниями по профилю в достаточном объёме

К специфическим особенностям коллектива учреждения дополнительного образования детей можно отнести:

наличие в коллективе ярких индивидуальностей, творческих личностей

многообразие специальностей ,должностей, профилей

выступление коллектива в качестве субъекта собственного развития и совершенствования (исторически сложилось так, что наука до сих пор недостаточно занимается проблемами раннего развития и дополнительного образования детей);

наличие традиций (например: коллективной творческой деятельности, массовой деятельности и т.д.);

наличие ценностных ориентаций;

взаимодействие с окружающей средой и зависимость от нее.

Особенности управленияучреждениями дополнительного образования детей, и их социально-психологической коррекции обусловлены спецификой деятельности данных учреждений. Основными критериями эффективности управления учреждением социально- психологической детей можно считать:

Создание четкой организационной структуры и обеспечение координации ее функционирования.

Создание целостной системы деятельности.

Создание коллектива педагогов-единомышленников.

Высокая психолого-педагогическая и управленческая подготовленность руководителей учреждения. Повышение профессионального уровня и развитие общих компетенций.

Грамотно построенные модели мотивации и стимулирования педагогического труда.

Высокий уровень профессионализма педагогических кадров.

Обеспечение инновационного развития учреждения.

Осуществление стратегического планирования.

Эффективно спланированная система управленческого и педагогического контроля.

Для управления качеством образования руководитель учреждения должен выполнять следующие функции:

Прогнозировать всеобщее качество для своего учреждения.

Ответственно подходить к процессу улучшения качества работы специалистов

Обладать уверенностью, что потребности потребителя находятся в центре политики и практической деятельности учреждения.

Принимать во внимания пожелания и отзывы родителей о качестве работы специалистов.

Руководить повышением квалификации специалистов.

Быть внимательным и не осуждать без наличия доказательств других специалистов при возникновении проблем, так как большинство проблем является результатом образа действий учреждения.

Обеспечивать руководство инновациями в рамках своего учреждения.

Гарантировать четкое распределение среди организационных структур ответственности, максимально соответствующей их функциям.

Обладать способностью убирать искусственные барьеры организационного или культурного характера.

Эффективно развивать соответствующие механизмы, осуществляющие наблюдение и оценивающие результаты процесса.

Обеспечивать создание эффективно действующие команды.

Главными характеристиками степени удовлетворенности родителями качеством предоставленных услуг являются:

содержание письменных и устных отзывов;

результаты анонимного анкетирования;

участие в образовательных программах;

посещаемость мероприятий центра;

В процессе проведения оценки ресурсов образовательного процесса учитываются следующие показатели:

Оснащённость материально-технической базы (повышение эффективности использования имущественного комплекса; совершенствование предметно-развивающей и образовательной среды для детей и родителей; повышение удобства помещений для разных категорий потребителей услуг - инвалидов, беременных, младенцев и др.);

информационно-техническое оснащение деятельности Центра (повышение уровня информатизации образовательного процесса, совершенствование документооборота и др.);

организационное обеспечение (расширение взаимодействия Центра с другими организациями; оптимизация соотношения взрослый - ребенок в деятельности Центра; оптимизация времени пребывания ребенка в центре; совершенствование взаимодействия специалистов с семьей с использованием информационных технологий и др.)

Профессионалу, работающему с детьми необходимо постоянно изучать и всесторонне знать семьи учащихся; быть советчиком, другом, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны, обладать развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в воспитании и поведении ребенка или тем более публичными отрицательными высказываниями о детях. Также важными качествами являются, умение показать детям положительные качества их родителей, способствующие повышению их авторитета; желание считаться с мнением родителей о своей деятельности, способность терпеливо воспринимать их критические замечания в свой адрес, не забывать при этом, что самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей.

Особенности воспитательного процесса в учреждении раннего развития и дополнительного образования требуют научно-обоснованного подхода к определению педагогических средств, способствующих разрешению проблем воспитания социально активной личности. Важной составляющей компетенции специалиста является его предрасположенность к творческой деятельности. Педагогическая деятельность в отличие от многих других имеет не только количественные, но и качественные характеристики.

Содержание педагогического труда педагога в значительной степени оценивается уровнем творческого воображения, умением привнести в этот процесс неожиданность, необычность, нетривиальность в поиске путей при достижении поставленных целей. Понятно, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требует вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из их задач.

В ходе проведения опроса персонала центра «Феникс» были получены следующие результаты.

удовлетворены своей профессиональной подготовкой: да - 47 %, нет - 25 %, не совсем - 28 %;

направления профессиональной подготовки, по которым специалисты хотели бы усовершенствовать свои знания: психолого-педагогическое - 46 %, научно-теоретическое - 21 %, методическое - 33 %;

считают целесообразным углубить свои профессиональные знания по вопросам: изучение личности ребенка и коллектива - 48 %, анализ результатов педагогической деятельности - 36 %, планирование педагогической деятельности - 16 %;.

испытывают неудовлетворенность своими умениями: организаторскими- 35 %, конструктивными - 39 % , коммуникативными - 26 %, хотели бы их усовершенствовать - 74% опрошенных специалистов.

отдают предпочтение формам повышения квалификации профессиональных знаний и умений: самообразование - 12 %; семинар-практикум -17 %; творческие группы педагогов по психолого-педагогическим проблемам- 11 %; предметные методические объединения - 24 %; курсы повышения квалификации 36 % .

Большинство специалистов, работающих с детьми, высказались о том, что в настоящее время далеко не каждый родитель понимает возрастные особенности детей дошкольного возраста, и умеет найти адекватные педагогические воздействия. По мнению большинства педагогов, многие родители не умеют или не считают нужным организовывать совместную деятельность и играть со своими детьми. Обострение тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и пр.) делает программы психолого-педагогической коррекции детей особенно актуальной.

Общими целями работы центра «Феникс» являются:

- Профилактика и коррекция возможных отклоненийв развитии детей дошкольного возраста.

Обеспечение психолого-педагогических условий для нормального развитияи контроль за психическим развитием детей

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста

Не менее актуальным аспектом работы центра является также подготовка специалистов для работы с проблемными детьми. В образовательном пространстве Москвы Потребность остро ощущается потребность в специалистах данного профиля.

Во всех возрастах необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребёнку очевидна. В раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Данный феномен объясняется не только тем, что все дети разные, но ещё и тем, что маленький ребёнок может воспринять только воздействия взрослого, адресованные лично ему. Дети раннего возраста не воспринимают предложения или призывы, обращённые целой группе. Для них крайне необходимым является обращение по имени, взгляд в глаза, прикосновение взрослого, в общем, всё то, что свидетельствует о персональной обращённости и личном взрослого. Дети раннего возраста могут понять и воспринять предложения взрослого только в данном случае.

Также характерной особенностью работы с детьми раннего возраста - неэффективность влияния на ребёнка вербальных методов воздействия. Приведённые инструкции, призывы к послушанию и объяснение правил часто могут оказаться бесполезными. Это обусловлено не только тем, что дети ещё плохо понимают слова, а из-за того, что в раннем возрасте ребенок, как правило, не способен регулировать своё поведение посредством слова. Для детей раннего возраста характерно жить только настоящим, и воздействия окружающей среды (звуки, движение, окружающие предметы) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов родителя или педагога. Данная особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям психолога и воспитателя.

В раннем возрасте, формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, поэтому данный период является одним из наиболее важных моментов в жизни человек. В данный период складываются такие ключевые качества как доверие к миру, познавательная активность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, общая жизненная активность, творческие возможности и многое другое. Важно учитывать, то, что, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Становление приведённых качеств, требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Причины многих проблем, с которыми сталкиваются педагоги и родители (нарушения в общении, сниженная познавательная активность, агрессивность и гиперактивность детей, или напротив, замкнутость и повышенная застенчивость и пр.) заложены именно в раннем детстве. Компенсация и коррекция этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение. Основные задачи воспитательно-образовательного процесса в центрах раннего развития и дошкольных образовательных учреждениях заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.

Комплексное и полноценное развитие ребёнка раннего возраста требует квалифицированной и адекватной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих соответствующей квалификацией. Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании.

Как было отмечено, одним из важных показателей эффективности деятельности учреждения является его кадровый состав. Проанализировав кадровый состав учреждения, можно выделить следующие критерии:

В данном центре работают специалисты разных направлений: педагоги, психологи, учителя-логопеды, методисты, социальные педагоги. Общее количество специалистов двадцать человек. Все специалисты имеют высшее образование, кроме двух социальных педагогов (незаконченное высшее).

Квалификационная характеристика кадрового состава. Из общего количества специалистов 6 имеют высшую квалификационную категорию, 6 специалистов - первую, 4 педагога - вторую квалификационную категорию, без категории - 4 специалиста.

Возрастная характеристика кадрового состава. Специалисты в категории от 20 до 30 лет - 6 человек, от 31 до 40 лет - 9, от 41 и выше - 5 человек. Характеристика педагогического коллектива по стажу работы. Стаж до 5 лет работы имеют 5 специалистов центра, от 5 до 10 лет - 9 специалистов, от 10 до 15 лет - 6 специалистов. Из данных показателей можно сделать вывод о высоком профессионализме коллектива центра.

Причиной высокого профессионализма коллектива является отлаженная система повышения квалификации специалистов центра, аттестация специалистов на более высокие квалификационные категории. Персонал центра активно участвует в окружных и городских мероприятиях, публикуют статьи и методические разработки.

Центр работает по следующим утвержденным Департаментом образования программам: «Программа психолого-педагогического и социального сопровождения дошкольных образовательных учреждений», «Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста» «Программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста». Для детей раннего и дошкольного возраста групповые занятия проходят по программам, которые разрабатывают специалисты центра с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

 



2020-03-19 141 Обсуждений (0)
Анализ проблемы эффективности деятельности учреждения психолого-педагогической коррекции на примере центра «Феникс» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ проблемы эффективности деятельности учреждения психолого-педагогической коррекции на примере центра «Феникс»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)