Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личностные и профессиональные качества, влияющие на формирование профессиональной компетентности



2020-03-19 148 Обсуждений (0)
Личностные и профессиональные качества, влияющие на формирование профессиональной компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изучение образа успешного специалиста на разных этапах профессионализации является необходимым, так как позволяет выделить как особенности, затрудняющие процесс профессионализации, так и наиболее типичные, «сильные» стороны образа. В практике современной психологической диагностики существует ряд методик, которые можно использовать для диагностики образа профессионала.

Проблема социальной установки занимает важнейшее место в процессе исследовании личности и ее социального поведения. Сформированность социальных установок личности можно охарактеризовать, как усвоенный социальный опыт преломленый личностью и конкретно проявляющий себя в ее действиях и поступках. Формирование личности как профессионала представляет собой динамичный, целостный и непрерывный процесс, в основе которого лежат механизмы приобщения человека к труду, выбора профессионального пути и построения профессиональной карьеры, отношение человека к труду и к себе как к профессионалу. Современные исследования, связанные с изучением изменения личностных особенностей под влияние профессионального окружения, как правило, построены на определении различий в выраженности тех или иных отдельных личностных подструктур у представителей тех или иных профессиональных групп. Сбору информации о жизненных и профессиональных целях, а также личностных особенностях специалиста способствует исследование компетенций модель 20 граней. Главным критерием выбора данной методики является относительная простота и доступность инструкций, комфорт испытуемых, возможность изучения личностных и профессиональных свойств личности.

Модель компетенций «20 граней» включает в себя следующие грани:

)Управленческие навыки

)Мотивация

)Планирование и организация

)Управление людьми

) Развитие подчиненных

)Лидерство Инициативность

)Ориентация на качество

)Нацеленность на результат

)Саморазвитие

)Навыки принятия решений

) Анализ проблем

)Сбор информации

)Коммерческое мышление

)Стрессоустойчивость

)Адаптивность

)Ответственность

)Позитивное мышление

)Работа в команде

) Убедительная коммуникация

) Построение взаимоотношений

Так как поведение представляет собой чрезвычайно сложную структуру, оно, как и любая система, может быть рассмотрено в различных отношениях. Современные исследователи выделяют несколько иерархически расположенных уровней поведения в процессе структурирования деятельности в отношении ближайших и более отдаленных целей, где целесообразность является важнейшим качество деятельности.

Характерной особенность первого уровня является реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Данные реакции представляют собой поведенческие акты, целесообразность которых детерминирована со стороны субъекта необходимостью установить адекватное соответствие между актуальной психофизиологической потребностью и предметной ситуацией в данный момент.

Аналогичные взаимодействия процессов саморегуляции, характеризуемые повышением сложности и длительности прослеживаются также и на всех последующих уровнях.

Поступок или привычное действие , которое формируется из целого ряда поведенческих актов можно выделить на следующем уровне. В данном случае целесообразность поступка будет зависеть уже от более сложных обстоятельств деятельности и отвечает более высокому уровню потребности регуляции поведения в социальных условиях. В данном случае поступок характеризуется как элементарная социально значимая "единица" поведения, и его цель - установление соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью (потребностями) субъекта.

Поведение в той или иной сфере деятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых обеспечивается системой поступков, образует целенаправленная последовательность поступков в дальнейшем.

Проявление деятельности во всем ее объеме представляет собой ничто иное как целостность поведения в различных сферах (в том числе ответственного профессионального). На высшем уровне целепологание представляет собой некий "жизненный план", важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека - в области труда, познания, семейной и общественной жизни.

В ходе анализа компонентных моделей можно выделить ряд блоков характеристик личности практикующих психологов, педагогов, специалистов социальной работы, необходимых для эффективной деятельности:

способности , обеспечивающие конструктивную коммуникацию, способствующие установлению контакта клиентом;

установки консультанта относительно клиента (беззоценочность в принятии, уважение и т.д.);

качества, обеспечивающие адекватную самооценку консультанта и его понимание себя

качества, определяющие зрелость консультанта - ответственность, гибкость, интернальность локус контроля. Посредством корреляционного анализа показателей выраженности определённых свойств личности и индексов эффективности социально-психологического воздействия выводятся главные компоненты компетентности в прогностических моделях.

Одна из таких моделей базируется на опроснике черт личности Р. Кеттелла и показателей эффективности работы специалиста. Прогноз успешности профессионала, тем лучше, чем более высокие оценки он получает по факторам: «А» - потребность в общении, «N» - чувство дистанции, «В» - вербальный интеллект, «Н» - нечувствительность к социальной угрозе. Анализ существующих концепций развития технологий работы с детьми показал, что к ведущим направлениям инноваций можно отнести утверждение развитие творческих возможностей, гуманных отношений, интеллектуальных сил детей ,а также индивидуальное творческое развитие личности ребенка.

В приведённой ниже таблице рассмотрены (Э.Ф Зеер) сравнительный анализ ведущих мотивов абитуриентов, студентов и специалистов

 

Сравнение мотивов абитуриентов и студентов с ведущими мотивами профессиональной деятельности психологов, педагогов, специалистов социальной работы .

Абитуриенты Студенты Специалисты
возможность помогать людям (25,0%) решение собственных проблем в процессе профессионального взаимодействия с клиентом (17,1%) возможность расширить собственный жизненный опыт за счет историй, рассказанных клиентами (11,4%) возможность почувствовать себя компетентным человеком (9,1%) достойная оплата труда (5,6%) возможность творческой самореализации в процессе профессионального взаимодействия (39,7%) возможность помогать людям (24,4%) возможность постоянного саморазвития (15,1%) решение собственных проблем в процессе профессионального взаимодействия с клиентом (10,2%) возможность творческой самореализации в процессе профессионального взаимодействия (50,1%) возможность открытого и искреннего общения с другим человеком в рамках профессионального взаимодействия (10,7%) возможность постоянного саморазвития (6,1%) возможность помогать людям (6,1%) решение собственных проблем в процессе профессионального взаимодействия с клиентом (6,1%)

Профессионально обусловленная структура личности.

ПодструктураСоциально-психологические и психофизиологические компоненты подструктурыПрофессионально обусловленные ансамбли компонентов подструктуры (ключевые квалификации)    
Социально-профессиональная направленность    Профессиональная компетентность Профессионально важные качества  Профессионально значимые психофизиологические свойства Склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы Профессиональные знания, умения и навыки, квалификация   Внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность экстраверсия, зрительно-двигательная координация, реактивность и др. Социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех и профессиональный рост, корпоративность, надежность, социальная ответственность Социально-правовая и экономическая компетентность, специальная компетентность, персональная компетентность (знания и умения, выходящие за рамки одной профессии), аутокомпетентность Профессиональная самостоятельность, социально-профессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль Обобщенные профессиональные способности: координация действий быстрота реакции, глазомер, ручная сноровка, выносливость стрессоустойчивость, работоспособность и

 

В ходе развития профессиональных компетенций происходит интеграция компонентов внутри каждой подструктуры, изменяется содержание подструктур, происходит развитие сложных профессионально обусловленных личностных образований, интегрирующих компоненты разных подструктур, что приводит к образованию ключевых компетенций, благодаря которым обеспечивается продуктивность профессиональной деятельности, конкурентоспособность, профессиональный рост, повышение квалификации и развитие карьеры.

 




2020-03-19 148 Обсуждений (0)
Личностные и профессиональные качества, влияющие на формирование профессиональной компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личностные и профессиональные качества, влияющие на формирование профессиональной компетентности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)