Личностные и профессиональные качества, влияющие на формирование профессиональной компетентности
Изучение образа успешного специалиста на разных этапах профессионализации является необходимым, так как позволяет выделить как особенности, затрудняющие процесс профессионализации, так и наиболее типичные, «сильные» стороны образа. В практике современной психологической диагностики существует ряд методик, которые можно использовать для диагностики образа профессионала. Проблема социальной установки занимает важнейшее место в процессе исследовании личности и ее социального поведения. Сформированность социальных установок личности можно охарактеризовать, как усвоенный социальный опыт преломленый личностью и конкретно проявляющий себя в ее действиях и поступках. Формирование личности как профессионала представляет собой динамичный, целостный и непрерывный процесс, в основе которого лежат механизмы приобщения человека к труду, выбора профессионального пути и построения профессиональной карьеры, отношение человека к труду и к себе как к профессионалу. Современные исследования, связанные с изучением изменения личностных особенностей под влияние профессионального окружения, как правило, построены на определении различий в выраженности тех или иных отдельных личностных подструктур у представителей тех или иных профессиональных групп. Сбору информации о жизненных и профессиональных целях, а также личностных особенностях специалиста способствует исследование компетенций модель 20 граней. Главным критерием выбора данной методики является относительная простота и доступность инструкций, комфорт испытуемых, возможность изучения личностных и профессиональных свойств личности. Модель компетенций «20 граней» включает в себя следующие грани: )Управленческие навыки )Мотивация )Планирование и организация )Управление людьми ) Развитие подчиненных )Лидерство Инициативность )Ориентация на качество )Нацеленность на результат )Саморазвитие )Навыки принятия решений ) Анализ проблем )Сбор информации )Коммерческое мышление )Стрессоустойчивость )Адаптивность )Ответственность )Позитивное мышление )Работа в команде ) Убедительная коммуникация ) Построение взаимоотношений Так как поведение представляет собой чрезвычайно сложную структуру, оно, как и любая система, может быть рассмотрено в различных отношениях. Современные исследователи выделяют несколько иерархически расположенных уровней поведения в процессе структурирования деятельности в отношении ближайших и более отдаленных целей, где целесообразность является важнейшим качество деятельности. Характерной особенность первого уровня является реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Данные реакции представляют собой поведенческие акты, целесообразность которых детерминирована со стороны субъекта необходимостью установить адекватное соответствие между актуальной психофизиологической потребностью и предметной ситуацией в данный момент. Аналогичные взаимодействия процессов саморегуляции, характеризуемые повышением сложности и длительности прослеживаются также и на всех последующих уровнях. Поступок или привычное действие , которое формируется из целого ряда поведенческих актов можно выделить на следующем уровне. В данном случае целесообразность поступка будет зависеть уже от более сложных обстоятельств деятельности и отвечает более высокому уровню потребности регуляции поведения в социальных условиях. В данном случае поступок характеризуется как элементарная социально значимая "единица" поведения, и его цель - установление соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью (потребностями) субъекта. Поведение в той или иной сфере деятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых обеспечивается системой поступков, образует целенаправленная последовательность поступков в дальнейшем. Проявление деятельности во всем ее объеме представляет собой ничто иное как целостность поведения в различных сферах (в том числе ответственного профессионального). На высшем уровне целепологание представляет собой некий "жизненный план", важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека - в области труда, познания, семейной и общественной жизни. В ходе анализа компонентных моделей можно выделить ряд блоков характеристик личности практикующих психологов, педагогов, специалистов социальной работы, необходимых для эффективной деятельности: способности , обеспечивающие конструктивную коммуникацию, способствующие установлению контакта клиентом; установки консультанта относительно клиента (беззоценочность в принятии, уважение и т.д.); качества, обеспечивающие адекватную самооценку консультанта и его понимание себя качества, определяющие зрелость консультанта - ответственность, гибкость, интернальность локус контроля. Посредством корреляционного анализа показателей выраженности определённых свойств личности и индексов эффективности социально-психологического воздействия выводятся главные компоненты компетентности в прогностических моделях. Одна из таких моделей базируется на опроснике черт личности Р. Кеттелла и показателей эффективности работы специалиста. Прогноз успешности профессионала, тем лучше, чем более высокие оценки он получает по факторам: «А» - потребность в общении, «N» - чувство дистанции, «В» - вербальный интеллект, «Н» - нечувствительность к социальной угрозе. Анализ существующих концепций развития технологий работы с детьми показал, что к ведущим направлениям инноваций можно отнести утверждение развитие творческих возможностей, гуманных отношений, интеллектуальных сил детей ,а также индивидуальное творческое развитие личности ребенка. В приведённой ниже таблице рассмотрены (Э.Ф Зеер) сравнительный анализ ведущих мотивов абитуриентов, студентов и специалистов
Сравнение мотивов абитуриентов и студентов с ведущими мотивами профессиональной деятельности психологов, педагогов, специалистов социальной работы .
Профессионально обусловленная структура личности.
В ходе развития профессиональных компетенций происходит интеграция компонентов внутри каждой подструктуры, изменяется содержание подструктур, происходит развитие сложных профессионально обусловленных личностных образований, интегрирующих компоненты разных подструктур, что приводит к образованию ключевых компетенций, благодаря которым обеспечивается продуктивность профессиональной деятельности, конкурентоспособность, профессиональный рост, повышение квалификации и развитие карьеры.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |