Основные способы словообразования
Словообразование - образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем, а также основ данного языка в разных комбинациях по определенным моделям, включающим правила чередования звуков, определяющим тот или иной характер соединения и т. п. [3, с. 424.]. Словообразование (Гущыlэр зэрэзэхэтыр) изучает слова, между которыми существует двойная связь - общность предметного содержания и фонетического оформления. При этом словообразованию недостаточно наличие какой-либо одной связи между словами, как, например, лексикологии,изучающей семантические отношения между словами и полностью игнорирующей при этом звуковые особенности соотносимых слов. Таким же образом словообразование отличается от фонетики, рассматривающей, например, синтагматические отношения в фонетике и в фонологии без учета содержания, стоящего за соответствующими звуковыми единицами. Словообразование интересует такие части слов, которые являясь формально близкими, обладают одновременно и содержательной общностью.[28, с.330.]. Таким образом, основная единица словообразования меньше, чем слово, она представляет собой лишь часть слова, однако крупнее, чем звук. В отличии от звука основная единица словообразования обладает значением и не может быть разделена на формально более мелкие значимые единицы. Слово же, в отличии от составляющих его значимых единиц, обычно морфологически охарактеризовано и способно к самостоятельному употреблению. Таким образом. Словообразование оказывается связанным и с лексикологией, прежде всего, с той ее частью, которая занимается лексической семантикой, и с фонетикой, прежде всего, с той ее частью, которая занимается парадигматическими и синтагматическими отношениями в фонологии, а также с морфологией, прежде всего с такими ее разделами, как часть речи, род существительных, вид и залог глагола. Выделяя в различных словах повторяющиеся части, словообразование отвечает на вопрос о том, как устроены слова в русском языке, из каких более мелких значимых частей они состоят. Однако, словообразование позволяет не только выделять более мелкие мелкие части из целого, оно устанавливает и те правила, по которым одно слово образовано от другого. А установив такие правила, позволяет не только определить, как устроены слова, но и показывает, каким образом можно образовать новые слова. Таким образом, словообразование имеет не только теоретическую ценность, устанавливая типы значимых частей слова и характер отношений между словами, имеющими общие значимые части, но и имеет практическое значение, позволяя в ряде случаев получать значение неизвестного слова из значений составляющих его частей, а также образовывать новое слово от имеющегося. [28, с.330.]. Рассмотрим основные способы словообразования русского языка. .Приставочный способ (префиксация)- способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например: унэ (дом) - иунэ (его дом), нэ (глаз) - тынэ (наш глаз).[41]. .Суффиксальный способ (суффиксация) - способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например: кlалэ (мальчик) - кlалэ-хэ-р (мальчики), шъуз (жена) - шъузы-м-кlэ (женой). Особым видом суффиксального способа является нулевая суффиксация (образование деривата посредством нулевого суффикса). .Постфиксальный способ (постфиксация) - способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например: какой → какой-либо, где → где-то, кто → кто-нибудь. В адыгейском языке отсутствует.[26]. .Приставочно-суффиксальный (префиксально-суффиксальный) способ (префиксация в сочетании с суффиксацией) - способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. Например: город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье. В адыгейском языке: тхэн (писать) - ытхыгъ (написал), кlон(идти) - сыкlогъагъ (я ходил), ебзы(режет) - сыбзыгъ (я резал(-а)).[41]. .Приставочно-постфиксальный (префиксально-постфиксальный) способ (префиксация в сочетании с постфиксацией) - способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например: есть → наесться, читать → вчитаться, плакать → расплакаться, мечтать → размечтаться, терпеть → притерпеться. .Суффиксально-постфиксальный способ (суффиксация в сочетании с постфиксацией) - способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: гордый → гордиться, куст → куститься. .Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ - способ образования слова путём одновременного присоединения приставки, суффикса и постфикса к основе слова. Например: смех → насмехаться, банкрот → обанкротиться.[26]. .Сложение (чистое сложение) - способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент - основой. Например, в адыгейском языке слово чэт может сочетаться способом сложения таким образом: псычэт - водяная курица - утка, тхьачэт - божья курица - индейка, дышъэчэт - золотая курица - павлин, мэзчэт - лесная курица - фазан, мысырчэт - египетская курица - цесарка. [14, с.52]. .Сложно-суффиксальный (суффиксально-сложный, сложение в сочетании с суффиксацией) - способ образования сложных слов при помощи словообразовательных средств, использующихся при суффиксации, и словообразовательных средств, использующихся при сложении. Например: железная дорога → железнодорожный, орден и носить → орденоносец. .Сращение (слияние) - «…способ словообразования, при котором производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию…».[32,с.327]. Например: высоко оплачиваемый → высокооплачиваемый, мало исследованный → малоисследованный, быстро растворимый → быстрорастворимый. .Аббревиация (сложносокращённый способ) - способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже - слова).[26]. Словообразование в адыгейском языке очень похоже на словообразование в русском языке. Основные способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение и др. Например, название ржи адыгейск. хьамцlый/каб.-черк. хьэпlцlий объясняют как «черный ячмень». Но есть мнение, что слово хьамцlый/хьэпlцlий состоит из хьэ «ячмень» и пlцlый «стоящий торчком», «остроконечный». Вероятно, мотивирующим признаком является то, что по сравнению с ячменем зерно ржи имеет не выпуклую, как у ячменя, а вытянутую, остроконечную форму. Имеет право на существование и другая мотивировка: с учетом размера колоса ржи ости длиннее, чем у ячменя. Тогда название ржи можно толковать как «остистый ячмень» . В адыгейск. нэшэмам (мелкая несъедобная дыня) исторически произошла гаплология (выпадение одного из двух идущих друг за другом одинаковых (или сходных) слогов). Лексема эта восходит к нэшэшэмам (из нашэ (дыня) шэмам<тур. шамама (дыни душистые). Процесс наложения морфем обнаруживается в адыгейском литературном слове чlыплъ/ы/ (свекла обыкновенная), образованное в результате взаимопроникновения двухо снов чlылъэ (свекла) и плъы (красная), состоящего в том, что «литературные сегменты» накладываются друг на друга.[8, с.52]
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |