Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы образования фитонимов в русском языке



2020-03-17 259 Обсуждений (0)
Способы образования фитонимов в русском языке 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Особую роль в создании языковой картины мира как раз и играют лексемы с предметно-вещественным значением. К таковым относятся и многочисленные наименования растительного мира, то есть наименования деревьев, кустов, трав, цветов, овощных, ягодных и иных культур.

Фитонимическое поле, которое является одним из наиболее репрезентативных полей языковой картины мира, выступает интереснейшим факторологическим материалом, иллюстрирующим принцип «язык-культура-этнос». Будучи ядром фитонимического пространства, фитонимическая лексика создает семаитико-словообразовательное поле, влияющее на формирование данного пространства в различных языках.

Фитонимы функционируют в лексико-семантической системе языка, где они выполняют не только номинативную, но и прагматическую, оценочную, экспрессивную и прочие функции, употребляются носителями языка наряду с любыми другими словами.

Любая номинация растений имеет в своей основе причину или основание, которое можно рассматривать как мотивы для наименования растений. Они могут быть разными, допустим, особенности самих растений и их частей, их функции и их применение. Так, в частности, обращает на себя внимание одно многолетнее травянистое растение, получившее в русском языке название подорожник. Данная номинация отражает одну особенность растения: оно растёт обычно вдоль дорог, вблизи жилья, на лугах, на полях. Отсюда и народное название попутчик (гъогурыкlу). В этих названиях травянистого растения отражается место произрастания.[1, с.22-23].

Номинации растительного мира в русском языке употребляются в устойчивых сравнениях с союзом как. Например, сравнения, в которых актуализирован признак цвета: жёлтый (гъожьы) как шафран, жёлтый (гъожьы) как лимон, красный (плъыжьы) как перец, красный (плъыжьы) как помидор, коричневый как кофе, как маков цвет; признак вкуса: кислый (хафэ) как лимон, горький (дыджы) как перец; признак внешнего вида: стройный как кипарис, стройный как пальма, волосы (шъхьацы) как кактус, голова (шъхьэ) как тыква, глаза (нэхэр) [41] как маслины; признак внутреннего состояния: нежный как мимоза, как выжатый лимон. Фитосемантические конструкции сравнительного характера (фитосемантические компаративные конструкции) отличаются высокой степенью распространённости и универсальности, поскольку они активно функционируют в речевой деятельности человека и обладают оценочным потенциалом. Этот потенциал выражен внутренней формой фитонимов, способствующей проявлению образности как основы оценочной функции сравнений. При выражении оценочной семантики именно внутренняя форма специфических для русского языкового сознания компонентов реализует механизм взаимодействия лексического и сравнительного уровней языка..[1, с.43]

Немаловажный интерес представляет то, что «среди русских народных названий растений есть довольно обширная группа таких, которые образованы от имени персонажей библейско-христианской традиции. Особый интерес в этой группе вызывают названия, которые могут быть сведены к формуле, где один компонент постоянный, а другой - переменный, причём переменной оказывается как раз часть названия, образованная от имени. Например: адамова голова - иванова голова; христовы рёбрышки - христосовы рёбрышки - адамово ребро; адамская ручка - богородицына ручка - божья (богова) ручка; адамовы слёзы, слёзы Адама - богородицыны слёзки - Иова слёзы - боговы (божьи, боженьки) слёзки; егорьево (егорьевское, георгиево) копьё - христово копьё - копьё Иисуса Христа» .[51, с.71].

Растительная, вегетативная метафора является неотъемлемой составляющей семантики фольклорного слова, обозначающего реалию мира флоры. Например, фитоним ‘корень’ в значениях ‘сила’ (кlуачlэ), 'могущество' (кlочlэшху), ‘род’ (лъэпкъ), ‘семья’ (унагъо) [41] послужил источником распространения актуальных для современного русского языка идиом, используемых в речи применительно к характеристике действий, поступков человека: корни пустить - «а) прочно, надолго обосноваться где-л.; обзавестись хозяйством; б) получить особую силу, постоянство; о чувствах, привычках, переживаниях»; корнями врасти, прирасти - «сильно привязаться, привыкнуть к чему-л.; твёрдо обосноваться где-л.»; под корень подрубить, подкосить - «подорвать самое основание чего-л.; окончательно подорвать, уничтожить, нанести непоправимый вред»; с корнем вырвать - «решительно порвать с кем, чем-л., окончательно устранить что-л.»; до корней волос (краснеть, покраснеть) - «сильно покраснеть»; добираться, докапываться до корней - «до основания чего-л.»; в корне - «совершенно, окончательно, в самой основе»; в корень (глядеть, смотреть) - вникать в сущность дела, обстоятельств и т. п. Представленные идиомы отражают вегетативную метафору: пустив корни, растение приживается и крепнет подобно тому, как человек привыкает и обосновывается на родной земле, противоположный образ у оборота вырвать с корнем.[46, с.129].

Распределение номинаций по тематическим группам опирается на классифицирующую и обобщающую силу человеческого сознания. Оно зависит от уровня знания народа, говорящего на данном языке. Обычное понятие, объединяющее слова в тематической группе, имеет обобщенный характер и определяет их отнесенность к одной теме [31, с.257]. Таково, например, понятие къэкlыгъэхэр (растения), которое входит в понятийное содержание любого из слов крупы - натрыф (кукуруза), джэнчы (фасоль), чъыгай (дуб), бжьыныф (чеснок), щыбжьый (перец), хьадэгъэщын (ромашка), пlырыпl (физалис), цумпэ (земляника) и т.п .[41].


 



2020-03-17 259 Обсуждений (0)
Способы образования фитонимов в русском языке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы образования фитонимов в русском языке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)