Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Слово - основная единица лексикона



2020-03-17 203 Обсуждений (0)
Слово - основная единица лексикона 0.00 из 5.00 0 оценок




Способы словообразования фитонимов в русском и адыгейском языках

Фитоним лингвистический семантический адыгейский


 

Введение

 

Всё большую актуальность в последнее время приобретают исследования в области лингвистики. Рассматриваются такие вопросы, как связь культуры народа и семантики языка, образа мышления и словесного обозначения предметов и понятий, их связь с культурой и традициями народа.

Цель данной работы: изучить фитонимы в русском и адыгейском языках и выявить сходства и различия в значении слов в обоих языках.

Объектом исследования будут являться цветы, деревья и другие растения в русском и адыгейском языках.

Задачи:

· изучить и проанализировать литературу по данной теме;

· проанализировать проблему изучения лексики в современной лингвистике;

-рассмотреть и описать такие понятия как слово, признаки слова, реалии, архаизмы, неологизмы;

· рассмотреть и описать основные способы словообразования;

· рассмотреть и описать слова, обозначающие фитонимы;

· рассмотреть и описать способы словообразования фитонимов в русском языке;

· рассмотреть и описать способы словообразования фитонимов в адыгейском языке;

· выявить сходства и различия в двух языках: русском и адыгейском.

Материалом исследования являются различные языковые единицы и устойчивые единицы русского и адыгейского языков, извлеченные из словарей (Словарь русской лингвистической терминологии под ред. Абрегова А.Н. Майкоп, 2004; Блягоз З.У., Тхаркахо Ю.А. Русско-адыгейский фразеологический словарь, Майкоп, 1993; Тхаркахо Ю.А. Адыгейско-русский словарь, Майкоп, 1991; Хатхе А.А. Номинации растительного мира в когнитивном и лингвокультурологическом аспектах (на материале русского и адыгейского языков): Автореферат, Майкоп, 2010; Трахова А.Ш. Адыгейско-русский многоотраслевой учебный словарь, Краснодар, 2011 и др).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в данном научном исследовании проведён комплексный лексико-семантический и лингвокультурологический анализ номинаций растительного мира, выявлены основные принципы и языковые типы взаимодействия в мире человека и природы.

Методы исследования: описательный, компонентный, сравнительный анализ.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка (55 наимен.).


Проблема изучения лексики

Понятие о лексике

 

Существует большое количество определений слова «лексика». В Словаре лингвистических терминов приводится такое определение этому понятию: «Лексика (от греч. lexikos - относящийся к слову). 1. Вся совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или диалекта. 2. Совокупность слов, характерных для данного варианта речи, такжу в связи с данной сферой ее применения (лексика бытовая, лексика военная, лексика научная и др.). 3. Один из стилистических пластов в словарном составе языка (лексика возвышенная, лексика вульгарная, лексика поэтическая). 4.Совокупность слов, употребленных каким-либо автором, словарный состав его языка (лексика Пушкина)».[3, с.214].

Наука, изучающая словарный состав языка, называется лексикологией. В задачи лексикологии входит исследование проблем, связанных с разными сторонами слова. Один из важнейших разделов лексикологии семасиология (или семантика), которая изучает значение слова. Большое внимание уделяет лексикология стилистическому расслоению лексики данного языка: устанавливает эмоционально-экспрессивные оттенки слов и определяет, какому стилю речи - официальному, научному и т.д. - принадлежит данное слово. Еще одна из задач лексикологии - определение происхождения слов. Так, выделяя такие группы слов, как исконно русские и заимствованные, устанавливая, когда, по каким причинам заимствованные слова пришли в русский язык, ученые-лексикологи делают выводы об особенностях процесса формирования лексики нашего языка. Проблемами лексики языка занимается лексикология историческая; она описывает лексику, с помощью которой язык обновляется, пополняется новыми единицами, а также группы слов, которые по каким-либо причинам устаревают, выходят из активного речевого обихода, передвигаясь на его периферию, а иногда вообще исчезают из языка.[30, с. 14].

Помимо семантики слов, лексикология изучает вопросы происхождения и формирования лексики современного русского языка, отношение слова к активному или пассивному словарному запасу, т.е. определяет место слова в лексической системе, а также в системе функциональных стилей современного русского языка (нейтрального, научного, делового).

Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также вопросы изменения словарного состава, изменения значения слова, основные тенденции развития словарной системы языка, выявляет причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом. Специальным разделом лексикологии является этимология - наука, изучающая происхождение слов. [11].

Наконец, лексикология изучает слова с точки зрения сферы их употребления, устанавливая, ограничено ли функционирование данных лексических единиц территориальной, профессиональной и социальной принадлежностью говорящих или эти слова используются вне указанных ограничений. При этом учитываются те случаи, когда слова, прежде являвшиеся принадлежностью какого-либо языкового коллектива, переходят в общенародную лексику, пополняя и обновляя её.

Таким образом, предметом лексикологии является словарный состав языка - внутренне организованная, структурированная совокупность лексических единиц, связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по определенным, свойственным русскому языку законам. Словарный состав представляет собой единую лексико-семантическую систему, которая как подсистема входит в общую систему русского языка.[30, с.7-13.].

В адыгейском языке много слов, точное число которых неизвестно. Адыгейский язык пользуется преимущественно исконными словами. Например, мажъэ - жарится, мэкъуогъу - сенокос, псыкъефэх - водопад, пшэхъо зэтырихьагъэхэр - песчаные холмы, тагъэлъэгъугъэх - показали нам, тыухыгъэ - закончили, фэгъэгъун - прощать, уцыплъы - женьшень. [41]. В нем не более 25% заимствованных слов. Заимствование новых слов было связано с тем, что в жизнь и быт адыгейского народа вошло большое количество новых предметов и понятий. Процесс заимствований новых слов является естественным и необходимым в жизни каждого народа, когда вместе с заимствованными новыми предметами и понятиями заимствуются и их названия.[14, с.7.].

В разные периоды развития адыгейского языка в его лексический состав вошли иноязычные слова из арабского, турецкого, персидского, русского и других языков. К их числу относятся: (сыхьат) «часы», (сабын) «мыло», переводчик (зэдзэкlакlо), «машина» (машин), «литература» (тхыгъэ зэхэубытагъ), «музыка» (музыкэ), (тэлмащ) «переводчик», (школ) «школа», (машин) «машина», (тетрад) «тетрадь» и т. д. [41].

Исходя из лексических значений слов, в адыгейском языке слова делят на однозначные и многозначные. Однозначные слова: жьы «воздух», тыгъэ «солнце», псылъэудз (хвощ), остыгъае (сосна), пкlае (ясень) [45], к однозначным словам обычно относятся термины, корень, звук, слог. Многозначные слова: щэрэхъ - 1. Колесо. 2. Точило; цумпэ - 1. Земляника. 2. Клубника; жъон - 1. Пахать. 2. Кипеть, шъхьэ - 1. «голова человека», 2.»качан кукурузы», «количество голов» и др. По характеру лексических значений слово может иметь прямое и переносное значение. Например, слово чан имеет прямое значение: Сэ ощ чан сиl. «У меня острый топор». В этом предложении чан «острый» употребляется в прямом значении. В другом же предложении: Ар кlэлэ чан, зи аэшlуимыхын щыlэп «Он очень боевой, решит любой вопрос».[8, с. 62].

Слова по значению в адыгейском языке могут быть близкими и противоположными. По этому признаку выделяются синонимы и антонимы. Синонимы - слова, близкие по значению: ушъэн «набивать», узэндын «зарядить»; зигъэшlэгъожьын «зазнаваться», зигъээпэгэн «задирать нос». Адыгейский язык богат синонимами. Антонимы - слова противоположные по своему лексическому значению. Например: мафэ «день» - чэщы «ночь», ины «большой» - цlыкlу «маленький», шlу (добрый) - ябгэ (злой); lуш (умный) - делэ (глупый); кlуачlэ (сила) - мэкlагъ (слабость). В адыгейском языке. Как и в других языках, немало омонимов, которые одинаково пишутся, но имеют разные значения. Например кlэ «новый»и кlэ «хвост», блэ «змея» и блэ «семь раз».[41].

Слова по отношению к нормам литературного языка делятся на общеупотребительные и стилистически окрашенные. К первой группе относятся писатель (писатель), lэпэlэгъу (помощник), макъэ бгъэlун (шуметь) кlон «идти», чъэн «бежать», гущыlэн «говорить», унэ «дом», хы «море» и другие. Ко второй группе следует отнести: цохъон в значении «ходить», пэцlын в значении «сопляк», шъхьаубат «головотяп».[45].

По времени появления или исчезновения слова в адыгейском языке делятся на устаревшие и новые. К числу устаревших слов правомерно отнести: lанэ «стол на трех ножках», онджэкъ «очаг», папыщ «чувяки», сынджы «наковальня». Неологизмы - это новые слова, появившиеся недавно в языке. Например, кlэлэпlу «воспитатель», ежьапl «вокзал», зэмэхьанэгъух «синонимы».[41].

Адыгейский язык богат фразеологизмами. Например, ышъо рищын «сильно бить», ыгу кlодын «падать духом», ынапэ тепхын «позорить». Среди фразеологизмов выделяются общеупотребительные и стилистически окрашенные. Например, ынапэ тепхын «позорить», гугъапlэ етын «обещать», ыуж ихьан «заняться»- общеупотребительные фразеологизмы. Стилистическую окраску имеют следующие фразеологизмы: ыкlэ фабэзэ «по свежим следам», хьэлъакъо зыш-хыгъэм фэд «как угорелый». собаку съесть (узыпылъ lофыр дэгъу дэдэу пlэ къихьан) (в каком-то деле) - "быть хорошо осведомленным в чем-то", "достигнуть мастерства в каком-либо ремесле". Эти значения никак не связаны ни со словом собака, ни со словом съесть. К тому же нельзя сказать "щенка съел" или "съел пуделя". [8, с.50].

 

Слово - основная единица лексикона

 

Слово (Гущыl) - это основная единица языка. Слово двояко по своей природе: с одной стороны, оно имеет внешнее - звуковое - оформление; с другой стороны, словом можно считать только такой звук или комплекс звуков, который соотносится с каким-либо явлением действительности: называет предмет, живое существо, процесс, признак, свойство, действие и т.п. (гъатхэ «весна», унэ «дом», стол «стол», къэгъагъ «цветок», цlыфы «человек», мыlэрыс «яблоко», дэжъый «фундук», дахэ «красивый», щэхы «снимает», бэгъуагъэ «уродился» и пр.) [41]. Эта связь с тем или иным явлением действительности называется лексическим значением слова. Обозначая предмет, процесс, признак, свойство и т.д., слово выполняет свою основную - номинативную - функцию.[10, с.237].

Н.М. Шанский считает, что основными признаками слова как лингвистической единицы в целом являются следующие: 1) фонетическая оформленность, 2) семантическая валентность, 3) непроницаемость, 4) недвуударность, 5) лексико-грамматическая отнесенность, 6) постоянство звучания и значения, 7) воспроизводимость, 8) цельность и единооформленность, 9) преимущественное употребление в сочетаниях слов, 10) изолируемость, 11) номинативность, 12) фразеологичность. [52, с.85].

Слово может указывать на отдельный предмет, отдельное явление, которое говорящий имеет в виду в данной конкретной ситуации: "Крупнейшая за всю историю космонавтики протонная вспышка произошла на Солнце несколько дней назад" (газ.); "Неожиданно тихо прошла нынешняя, ставшая уже традиционной, Московская книжная ярмарка" (газ.).[30, с. 14].

Можно выделить следующие наиболее важные признаки слова.

Графические признаки слова. На письме слова обычно отделяются друг от друга пробелами. Это наиболее условный и довольно ненадежный критерий выделения слова, однако для большинства слов он работает. Существенно при этом, что графическое разделение на слова, хотя оно и условно, в целом определяется интуитивным ощущением того, что такое слово, поэтому нельзя считать, что за этим критерием не стоит никакой языковой реальности.[26].

Фонетические признаки слова. Существует несколько таких признаков. До и после каждого слова возможны паузы. Кроме того, в каждом слове обычно имеется ударение, причем только одно. В адыгейском языке в основном ударение падает на последний слог, но в длинных словах возможно двойное ударение. Например, тыгъужъышъо - волчья шкура, здесь ударение падает на слог -гъу- и на слог -шъо-; пчыхьашъхьэ - сегодня вечером, здесь ударение падает на слог -пчы- и на слог -хьэ-.[14, с.85]. Ударение является одним из важнейших фонетических признаков слова при вычленении его из потока речи. В каждом языке ударение имеет свою специфику: оно может быть интенсивным илинеинтенсивным, подвижными и неподвижным, разноместным или закрепленным за определенным слогом и т. д. [26].

В адыгейском языке неинтенсивное подвижное ударение. Ударение может падать на первый, второй, третий и т. д. слоги, например: уцышъо - зеленый, делэ - глупец, ебэджы - падает, жьы - воздух, лагъэ - тарелка, сырын - дудка, гуапэ - удовольствие, джадэ - громадный, хьандзу - стог, ятlонэр - второй, гущыl- слово, и т. д.[41]. В адыгейском языке ударение нередко выполняет смыслоразличительную и форморазличную функции, поэтому к нему следует относиться внимательно. Неправильная постановка ударения в слове может изменить его лексическое значение [4, с.97].

В языках с фиксированным ударением, таких, как французский или адыгейский, где ударение почти всегда падает на последний слог, или польский, где оно падает на предпоследний дом (унэ), дым (lугъу), быть (щыlэн), пить (ешъон), ударение прямо указывает на границу между словами. В языках же типа русского, где ударение может приходиться на любой слог (колесО (щэрэхъ), невЕжа (мыгъасэ), кОроб (пхъэшъо мат), торжествО (мэфэкlыныгъ)) точно провести границу между словами только на основании ударения невозможно, однако цельность слова обеспечивается другими фонетическими средствами. Эти и подобные признаки слова не во всех, но во многих случаях позволяют провести границу между словами на основании фонетического критерия. Особые фонетические явления на границе слов существуют в разных языках. Впрочем, во многих случаях подобные явления наблюдаются и на стыке морфем.[31, с.354].

Морфологические признаки слова. С морфологической точки зрения слово характеризуется так называемой цельнооформленностью: грамматические показатели оформляют слово в целом, а не отдельные его части. Например: пойдет- къэкlощт, къэ- приставка, кlо - корень, щт - суффикс.

Синтаксические признаки слова. С точки зрения синтаксиса слово является либо потенциальным минимумом предложения, либо минимальной синтаксической единицей. Этим свойством обычно характеризуются, с одной стороны, знаменательные слова (существительные (тыква-къэбы), прилагательные (красивый - дахэ), глаголы (трудится - мэлажьэ), наречия (быстро -псынкlэу), местоимения (он, она, оно - ар), числительные (двадцать - тlокlы), а с другой - междометия и звукоподражательные слова. Недостаток этого критерия состоит, однако, в том, что он сразу исключает из пределов понятия слова служебные слова (предлоги (на - ма), союзы (и - ыкlи), многие частицы), а также слова типа «следовательно». Все они не образуют самостоятельных предложений и не функционируют как члены предложения[26].       


Структура слова

 

Слово (Гущыl) - это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающая значением и служащая для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т. д.[3, с.89].

Каждое слово имеет: 1) свою звуковую оболочку; 2) определённое морфологическое строение.

Структура слова - совокупность взаимосвязанных элементов слова, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Слово, как и любая другая единица языка, выступает в трояком единстве: слово - словоформа - словоупотребление, где слово - единица языка, словоформа - единица речи, а словоупотребление - единица речевой деятельности. [2, с.63].

Во всяком изменяемом слове выделяются две части: основа и словоизменительный формант. Основа - постоянная часть слова, единая во всех его словоформах и выражающая его лексическое значение. Словоизменительный формант - переменная часть слова, выражающая его словоизменительные морфологические значения; в разных словоформах одного и того же слова словоизменительные форманты различны: у-т-и-государ-эп - не наш государь; -у-, -т-, -и-, -эп- - словоизменительные форманты, государ - основа словоизменительные форманты. Словоизменительные форманты могут состоять из одной или двух морфем: так, в словоформах шъузхэр - жены, лъагэп - невысокий словоизменительный формант состоит из одной морфемы, а в словоформах кlалэ-м-кlэ (мальчиком), лlыжъы-хэ-р (старики), мышъэ-хэ-у (о медведе) - из двух. [10, с. 86].

Центральная морфема, выделяющаяся в составе основы и заключающая в себе основной компонент лексического значения слова, называется корнем. Если основа состоит только из одной морфемы (рук-а (lэ), бел-ый (фыжьы), нес-ут (ахьы) и т д.).[41], то эта морфема представляет собой корень.

Прочие морфемы называются аффиксами, или служебными морфемами. Аффикс - служебная морфема, несущее грамматическое или словообразовательное значение. В зависимости от места в слове по отношению к корню аффиксы подразделяются на окончания (флексии), приставки (префиксы), суффиксы, постфиксы и соединительные аффиксы [2, с.105].

В адыгейском языке одно слово может содержать в себе огромное количество аффиксов. Например, слово къыпфэсхьыщтэ́п "я не принесу что-либо для тебя", который состоит из нескольких морфем: къы-п-фэ-с-хьы-щт-э́п - буквальный перевод по частям "оттуда (къы), тебе (п), для тебя (фэ), я (с), нести (хьы), буду (показатель будущего времени - щт), не (эп)".[50, с.272].

Окончания (Кlэухыр) - изменяемая часть слова, служащая для выражения морфологических отношений между ним и другими словами в предложении.[2, с.105].

Основы, в зависимости от того, сколько корней содержится в их составе, подразделяются на простые и сложные. Основы, содержащие один корень (возможно - в сочетании с аффиксами), называются простыми; основы, содержащие более одного корня (два, редко три), - сложными. Аффиксы, находящиеся в составе простой основы перед корнем, называются приставками, или префиксами. Аффиксы, находящиеся в составе простой основы после корня, а также в составе словоизменительного форманта перед окончанием, называются суффиксами. Например, в словоформе сэ усиныбджэгъу - мой товарищ. Сэ у-с-и-ныбджэгъу. В этом слове 3 приставки и основа ныбджэгъу[14, с.27].




2020-03-17 203 Обсуждений (0)
Слово - основная единица лексикона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Слово - основная единица лексикона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)