Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, сущность и основные задачи стратегического менеджмента. Процесс выработки и реализации стратегии организации



2020-03-19 182 Обсуждений (0)
Понятие, сущность и основные задачи стратегического менеджмента. Процесс выработки и реализации стратегии организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Появление стратегического менеджмента как научного направления в середине 20 века было вызвано рядом объективных причин, таких как ускорение изменений в макросреде, усиление конкурентной борьбы за ресурсы и рынки сбыта, глобализация бизнеса, развитие научно-технического прогресса, широкий доступ к современным технологиям, изменение роли человеческих ресурсов, появление новых запросов и изменение позиции потребителя и явилось результатом эволюционного развития различных подходов к управлению. Сегодня стратегический подход к управлению организацией является основной концепцией современного менеджмента, имеющей огромное практическое значение.

Стратегический менеджмент основывается на следующих положениях:

1. Организации являются сложными социально-экономическими системами, которые обладают рядом особенностей, создаются для достижения определенных целей, обладают различного рода ресурсами и производят материальные блага или услуги.

2. Организации являются открытыми системами, на которые воздействуют многочисленные факторы внешней среды.

.   Стратегии организаций всегда уникальны, поэтому универсальных решений, пригодных для всех случаев нет. Все зависит от условий реализации конкретной стратегии и конечных целей.

Таким образом, сущность стратегического менеджмента заключается в действиях компании, направленных на поддержание баланса всех элементов организации, как между собой, так и с внешней средой в долгосрочной перспективе.

Основными принципами стратегического менеджмента являются:

1) обоснованный и сознательный выбор целей и стратегий развития организации;

2) постоянный поиск новых форм и видов деятельности, направленный на укрепление существующих конкурентных преимуществ, выявление и усиление новых;

)   обеспечение соотносительности между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами организации и ее элементами;

)   индивидуализация стратегий;

)   каждая стратегия состоит из двух частей: спланированной и случайной, появившейся под воздействием внешней среды [6].

Выделяют 5 задач стратегического менеджмента (Приложение 1):

1. формирование стратегического видения и миссии компании;

2. постановка стратегических целей и задач для их достижения;

.   создание стратегии;

.   реализация стратегического плана;

.   оценка и контроль результатов выполнения стратегии.

Рассмотрим более подробно основные этапы процесса стратегического менеджмента (Приложение 2).

Стратегическое видение - предвидение на основе научного анализа будущего состояния компании на рынке. Это своего рода ответ на вопрос: как мы видим свою компанию, что собираемся делать и чего хотим достичь?

(Приложение 3)

Миссия - одно из ключевых понятий в современной теории стратегического управления, отражающее философию (ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми фирма намеревается осуществлять свою деятельность), предназначение и смысл существования организации. Миссия дает общее представление о том, что представляет собой организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности. Она способствует формированию и закреплению определенного имиджа фирмы в представлении субъектов внешней среды, способствует созданию корпоративного духа, ориентируя действия сотрудников в едином направлении и устанавливая определенный микроклимат в организации. По мнению Ф. Котлера, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

)   состояние среды обитания организации;

)   ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

)   отличительные особенности, которыми обладает организация [3].

Следует отметить, что формирование миссии - это не только выработка основных ее положений, но и их доведение до членов организации. Таким образом, организация обретает миссию, когда все сотрудники согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.

Если миссия задает общие ориентиры, направления и допустимые границы функционирования организации, то конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация, фиксируется в виде ее целей, поясняя, что, сколько, и к какому сроку предстоит сделать.

Цели представляют собой результаты, которых стремится добиться фирма в ближайшей перспективе. Они могут быть поставлены перед фирмой в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями. В зависимости от этого выделяют траекторные (предполагают определение общего направления развития и отражают системные вопросы) и точечные (формулируются с учетом достижения конкретного конечного результата) цели, общие (глобальные) и специфические, долгосрочные и краткосрочные, конечные и промежуточные.

Стратегические цели формулируются с учетом определенных требований, таких как ясность, обоснованность, достижимость, взаимосогласованность, непротиворечивость, измеримость, наличие горизонта прогнозирования. Чтобы цели имели управленческую ценность, они должны быть определены в измеримых количественных показателях и содержать предельные значения, которых необходимо добиться.

Можно выделить 8 ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели. Это положение на рынке, инновации, производительность, ресурсы, прибыльность, управленческие аспекты, персонал и социальная ответственность.

Таким образом, установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы [12].

После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического менеджмента. На этом пути первым шагом является исследование среды обитания организации, которую условно можно разделить на внешнюю (макроокружение и непосредственное окружение) и внутреннюю.

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, которые могут, как открывать для организации новые возможности, так и создавать дополнительные трудности и ограничения. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации можно выделить в семь областей: экономические, политические, рыночные, технологические, факторы конкуренции, факторы социального поведения и международные факторы.

Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде и включает: оценку изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии и определение факторов, представляющих для нее угрозу; контроль и анализ деятельности конкурентов; определение факторов, представляющих возможности для достижения общефирменных целей.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать организация в процессе достижения своих целей. Основными направлениями для анализа выступают: кадры, их потенциал, квалификация и интересы; организация управления; производство, включающее технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

Процесс разработки стратегии организации включает следующие этапы: всесторонний анализ внутреннего состояния компании и ее внешней среды; оценка рисков и формулировка стратегических альтернатив; оценка отобранных стратегических альтернатив; выбор одной или нескольких наилучших стратегий [6].

Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.

Реализации стратегии является непрерывной циклической деятельностью, предполагающей преобразование стратегического плана в конкретные действия, а затем - в результаты. Она включает 3 этапа:

) «запуск» стратегии (окончательная корректировка всех стратегических указаний, их доведение до исполнителей, увязка стратегических планов с оперативными и реализация последних);

) реализация стратегических изменений (приведение организацией структуры предприятия в соответствие с реализуемыми стратегиями, создание рабочего окружения и корпоративной культуры, увязывание системы мотивации и вознаграждений с выполнением стратегии, пересмотр бюджетов, каналов финансирования и поступления ресурсов, обеспечение внутреннего руководства (лидерства) и др.);

3) стратегическая рефлексия (корректировка стратегии, т.е. возобновление цикла стратегического управления).

Выделяют 2 основных условия успешной реализации стратегии:

. Менеджеры всех уровней, а также другой персонал организации должны быть ознакомлены с системой стратегических указаний и осуществлять их строго в соответствии с текущими планами компании;

. Организация должна быть готова для реализации стратегических планов, т.е. в ней должны быть проведены стратегические изменения.

Оценка и контроль результатов выполнения стратегии осуществляется на стадии ее реализации. Критериями такой оценки могут быть показатели темпов роста продаж, изменения доли рынка, финансовых показателей и др., а основными функциями контроля выступают формирование и развитие информационного обеспечения, мониторинг внешней и внутренней среды и фиксация критических стратегических позиций организации в ней, участие в постановке стратегических целей и координация всех этапов стратегического управления.

Таким образом, стратегический менеджмент - часть системы менеджмента компании, которая ориентирует ее в будущее, решая стратегические цели и задачи.

 



2020-03-19 182 Обсуждений (0)
Понятие, сущность и основные задачи стратегического менеджмента. Процесс выработки и реализации стратегии организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, сущность и основные задачи стратегического менеджмента. Процесс выработки и реализации стратегии организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)