Понятие, сущность и основные задачи стратегического менеджмента. Процесс выработки и реализации стратегии организации
Появление стратегического менеджмента как научного направления в середине 20 века было вызвано рядом объективных причин, таких как ускорение изменений в макросреде, усиление конкурентной борьбы за ресурсы и рынки сбыта, глобализация бизнеса, развитие научно-технического прогресса, широкий доступ к современным технологиям, изменение роли человеческих ресурсов, появление новых запросов и изменение позиции потребителя и явилось результатом эволюционного развития различных подходов к управлению. Сегодня стратегический подход к управлению организацией является основной концепцией современного менеджмента, имеющей огромное практическое значение. Стратегический менеджмент основывается на следующих положениях: 1. Организации являются сложными социально-экономическими системами, которые обладают рядом особенностей, создаются для достижения определенных целей, обладают различного рода ресурсами и производят материальные блага или услуги. 2. Организации являются открытыми системами, на которые воздействуют многочисленные факторы внешней среды. . Стратегии организаций всегда уникальны, поэтому универсальных решений, пригодных для всех случаев нет. Все зависит от условий реализации конкретной стратегии и конечных целей. Таким образом, сущность стратегического менеджмента заключается в действиях компании, направленных на поддержание баланса всех элементов организации, как между собой, так и с внешней средой в долгосрочной перспективе. Основными принципами стратегического менеджмента являются: 1) обоснованный и сознательный выбор целей и стратегий развития организации; 2) постоянный поиск новых форм и видов деятельности, направленный на укрепление существующих конкурентных преимуществ, выявление и усиление новых; ) обеспечение соотносительности между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами организации и ее элементами; ) индивидуализация стратегий; ) каждая стратегия состоит из двух частей: спланированной и случайной, появившейся под воздействием внешней среды [6]. Выделяют 5 задач стратегического менеджмента (Приложение 1): 1. формирование стратегического видения и миссии компании; 2. постановка стратегических целей и задач для их достижения; . создание стратегии; . реализация стратегического плана; . оценка и контроль результатов выполнения стратегии. Рассмотрим более подробно основные этапы процесса стратегического менеджмента (Приложение 2). Стратегическое видение - предвидение на основе научного анализа будущего состояния компании на рынке. Это своего рода ответ на вопрос: как мы видим свою компанию, что собираемся делать и чего хотим достичь? (Приложение 3) Миссия - одно из ключевых понятий в современной теории стратегического управления, отражающее философию (ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми фирма намеревается осуществлять свою деятельность), предназначение и смысл существования организации. Миссия дает общее представление о том, что представляет собой организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности. Она способствует формированию и закреплению определенного имиджа фирмы в представлении субъектов внешней среды, способствует созданию корпоративного духа, ориентируя действия сотрудников в едином направлении и устанавливая определенный микроклимат в организации. По мнению Ф. Котлера, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов: 1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.; 2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала; ) состояние среды обитания организации; ) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей; ) отличительные особенности, которыми обладает организация [3]. Следует отметить, что формирование миссии - это не только выработка основных ее положений, но и их доведение до членов организации. Таким образом, организация обретает миссию, когда все сотрудники согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям. Если миссия задает общие ориентиры, направления и допустимые границы функционирования организации, то конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация, фиксируется в виде ее целей, поясняя, что, сколько, и к какому сроку предстоит сделать. Цели представляют собой результаты, которых стремится добиться фирма в ближайшей перспективе. Они могут быть поставлены перед фирмой в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями. В зависимости от этого выделяют траекторные (предполагают определение общего направления развития и отражают системные вопросы) и точечные (формулируются с учетом достижения конкретного конечного результата) цели, общие (глобальные) и специфические, долгосрочные и краткосрочные, конечные и промежуточные. Стратегические цели формулируются с учетом определенных требований, таких как ясность, обоснованность, достижимость, взаимосогласованность, непротиворечивость, измеримость, наличие горизонта прогнозирования. Чтобы цели имели управленческую ценность, они должны быть определены в измеримых количественных показателях и содержать предельные значения, которых необходимо добиться. Можно выделить 8 ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели. Это положение на рынке, инновации, производительность, ресурсы, прибыльность, управленческие аспекты, персонал и социальная ответственность. Таким образом, установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы [12]. После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического менеджмента. На этом пути первым шагом является исследование среды обитания организации, которую условно можно разделить на внешнюю (макроокружение и непосредственное окружение) и внутреннюю. Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, которые могут, как открывать для организации новые возможности, так и создавать дополнительные трудности и ограничения. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации можно выделить в семь областей: экономические, политические, рыночные, технологические, факторы конкуренции, факторы социального поведения и международные факторы. Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде и включает: оценку изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии и определение факторов, представляющих для нее угрозу; контроль и анализ деятельности конкурентов; определение факторов, представляющих возможности для достижения общефирменных целей. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать организация в процессе достижения своих целей. Основными направлениями для анализа выступают: кадры, их потенциал, квалификация и интересы; организация управления; производство, включающее технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура. Процесс разработки стратегии организации включает следующие этапы: всесторонний анализ внутреннего состояния компании и ее внешней среды; оценка рисков и формулировка стратегических альтернатив; оценка отобранных стратегических альтернатив; выбор одной или нескольких наилучших стратегий [6]. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. Реализации стратегии является непрерывной циклической деятельностью, предполагающей преобразование стратегического плана в конкретные действия, а затем - в результаты. Она включает 3 этапа: ) «запуск» стратегии (окончательная корректировка всех стратегических указаний, их доведение до исполнителей, увязка стратегических планов с оперативными и реализация последних); ) реализация стратегических изменений (приведение организацией структуры предприятия в соответствие с реализуемыми стратегиями, создание рабочего окружения и корпоративной культуры, увязывание системы мотивации и вознаграждений с выполнением стратегии, пересмотр бюджетов, каналов финансирования и поступления ресурсов, обеспечение внутреннего руководства (лидерства) и др.); 3) стратегическая рефлексия (корректировка стратегии, т.е. возобновление цикла стратегического управления). Выделяют 2 основных условия успешной реализации стратегии: . Менеджеры всех уровней, а также другой персонал организации должны быть ознакомлены с системой стратегических указаний и осуществлять их строго в соответствии с текущими планами компании; . Организация должна быть готова для реализации стратегических планов, т.е. в ней должны быть проведены стратегические изменения. Оценка и контроль результатов выполнения стратегии осуществляется на стадии ее реализации. Критериями такой оценки могут быть показатели темпов роста продаж, изменения доли рынка, финансовых показателей и др., а основными функциями контроля выступают формирование и развитие информационного обеспечения, мониторинг внешней и внутренней среды и фиксация критических стратегических позиций организации в ней, участие в постановке стратегических целей и координация всех этапов стратегического управления. Таким образом, стратегический менеджмент - часть системы менеджмента компании, которая ориентирует ее в будущее, решая стратегические цели и задачи.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |