Организации малого бизнеса: особенности функционирования и цели создания
В России к субъектам малого предпринимательства законодательно отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Сфера, объединяющая малые и средние предприятия различных отраслей, получила в мировой, а теперь и в нашей хозяйственной практике общее название - малый и средний бизнес, или малое и среднее предпринимательство. В настоящее время действуют 2 критерия предприятий малого бизнеса: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работающих на предприятии. К субъектам малого бизнеса в промышленности, строительстве и на транспорте относятся хозяйственные организации, где численность работников не превышает 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60, в оптовой торговле - 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30, в остальных отраслях и видах деятельности - не более 50 человек. Наиболее существенными характеристиками таких предприятий являются высокая финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений. В конце 2004 года в Российской Федерации функционировало около миллиона (953 096) малых предприятий, на которых работали 7 815 млн. человек, что составляет 12% общего числа занятого населения. Малые предприятия производят до 20% ВВП, располагая 3,5% стоимости основных фондов экономики РФ. Они функционируют практически во всех отраслях и сферах экономики, особенно в сфере услуг, общественном питании, оптовой и розничной торговле, в легкой и пищевой промышленности [20]. Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями: Доступность малого предпринимательства в большинстве его форм многим гражданам в силу небольших первоначальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах; Возможность организации рентабельной работы в сферах, не представляющих финансового интереса для крупного бизнеса, но являющихся востребованными обществом. Близость к местным рынкам, повышенная мобильность, гибкость, возможность дифференциации и индивидуализации спроса в сфере производства и личного потребления. Малый бизнес по своей природе привязан к локальным рынкам. Ведение хозяйственной деятельности для него невозможно без выстраивания цепочек личных контактов с поставщиками сырья, материалов, комплектующих, а главное - с потребителями продукции, что позволяет субъектам малого бизнеса очень чутко ощущать спрос, быстро реагировать на его изменения и приспосабливаться к запросам клиентов. Преимущество с точки зрения инвестиционного процесса. В малом бизнесе он менее капиталоемкий, т.к. малые предприятия, обладая достаточно ограниченными финансовыми ресурсами, не могут позволить себе содержать длительно простаивающее оборудование, помещения, излишнюю рабочую силу. Отсутствие препятствий для межотраслевого и внутриотраслевого перелива капитала, движения рабочей силы. Малые предприятия, в отличие от крупных, не могут диктовать рынку уровень цен на свою продукцию. При этом любые просчеты со стороны крупных предприятий, например, такие как установление и длительное поддержание монопольно завышенных цен, снижение качества и выпуск устаревшей продукции, тут же используются малым бизнесом для выхода на рынки сбыта крупных компаний и получения части их прибыли. Низкие накладные расходы и меньший по сравнению с крупным предприятием аппарат управления. Способность к созданию, внедрению и адаптации различных инноваций в виде новых технологий производства, сырья и материалов. В последние 2-3 десятилетия малые предприятия прочно заняли место лидера прорывных научно-технических разработок, являясь своего рода «губкой», впитывающей и распространяющей на локальных рынках производственные и бизнес-идеи, уже успешно реализованные в других странах и регионах, при этом значительно опережая крупные предприятия за счет своей гибкости и мобильности. Возможность широкого использования местных сырьевых ресурсов. Решение проблемы создания новых рабочих мест, социального обеспечения, обучение и повышение квалификации своих работников. Малое предпринимательство играет роль социального демпфера. Оно способно вбирать в себя высвобождающеюся рабочую силу, повышать уровень благосостояния широких слоев населения, укреплять демократические институты общества, расширять средний класс. Тем самым в современном обществе оно в немалой мере обеспечивает общую социальную стабильность как важнейший момент нормального, сбалансированного социального развития страны и ее национального хозяйства [15, 11] Таким образом, целями создания таких организаций являются: насыщение потребительского рынка товарами и расширение потребительского сектора; преодоление отраслевого и регионального монополизма; повышение экспортного потенциала; расширение конкуренции путем создания конкурентоспособных предпринимательских структур и ее стимулирование; внедрение и распространение инноваций; создания материальной основы для трудоустройства работников, их обучения и развития; повышение совокупного дохода широких слоев населения, расширение потребительского спроса, формирование среднего класса как основы социально - политической стабильности нации.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |