Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выделение «смысловых ядер»



2020-03-17 212 Обсуждений (0)
Выделение «смысловых ядер» 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс «влияния смыслов» или объединение далеко отстоящих друг от друга элементов высказывания может составлять предмет специальной, поисковой ориентировочной деятельности человека, декодирующего речевое сообщение.

Естественно, что такая поисковая ориентировочная деятельность, ставящая своей задачей обнаружить те звенья высказывания, которые должны быть соотнесены друг с другом при Восприятии отдельной фразы, приобретает еще более сложный характер при ориентировке в целом тексте, когда приходится сближать иногда очень далеко отстоящие друг от друга элементы сложного высказывания.

Особенно отчетливо этот процесс ориентировочной деятельности, направленной на выделение «смысловых ядер» и сближение их между собой, выступает в процессе чтения.

Для изучения этих процессов выделения «смысловых ядер» и сближения далеко отстоящих друг от друга компонентов сложного сообщения применялся метод записи движения глаз при чтении. Этот метод дает возможность получить развернутый процесс сопоставления различных элементов слов, фразы и текста.

Были получены интересные результаты.

Оказалось, что движение глаз при чтении представляет собой не линейное перемещение от одного слова к другому и от одной фразы к другой, а серию остановок на наиболее информативных местах. Оказалось, что движение имеет сложный маршрут с множественными возвращениями назад, сопоставлениями далеко отстоящих разделов текста. Этот материал показал, что процесс понимания текста носит активный поисковый характер, что читающий человек не только выделяет отдельные смысловые ядра текста, но и сопоставляет их друг с другом, часто возвращаясь к уже пройденным местам. Этот процесс активного анализа и уточнения содержания текста путем сопоставления его элементов можно обозначить как процесс анализа через сличение или синтез.

Каждый текст может быть разбит на две иногда неравные части. Первой из них является «тема» текста, т. е. указание на то, о чем пойдет речь, причем эта часть имеет дело со знакомым материалом. Второй частью является «рема», или все то, что именно должно быть сказано об этом предмете, что привносит нечто новое в него что, собственно, составляет основной предмет развернутого сообщения. [28]


Запоминание через образы (принцип мнемотехники)

 

Есть информация, которая не запоминается естественным образом. Если мы посмотрим на страницу книги, то мы не сможет её пересказать. Нам нужно прочитать эту страницу. Когда вы специально удерживаете внимание на информации - это называется произвольным запоминанием.

При чтении в голове возникают образы (мыленное кино), мы видим то, о чем рассказывается в тексте. В воображении возникают образы, эти образы самопроизвольно соединяются. А дальше - как и в случае с непроизвольным запоминанием. Мозг запоминает связи между образами. Когда мы захотим пересказать прочитанную страницу, мы будет вспоминать картинки и будет описывать их словами. Поэтому пересказ прочитанного текста всегда приблизительный.

Если бы слова текста не вызывали в воображении зрительных образов, мы бы не смогли ни понять, ни запомнить текст. Процесс преобразования слов в образы и есть понимание

То есть если перефразировать, для понимания текста нужно преобразовать слова в образы с помощью воображения.

Тексты бывают разные по сложности. Есть тексты, в которых содержится много точных данных (числа, фамилии, названия, термины, формулировки, формулы и пр.) Когда мы читаем такой текст, воображение "спотыкается" на точной информации, точная информация не преобразуется в образы. Сравните: карандаш лежит на столе. Или: ввести суппозитории ректально. То, что мозг не смог преобразовать в образы автоматически, "вырезается" из памяти. И при пересказе текста, мы не можем вспомнить точные данные.

Для запоминания таких текстов нужно использовать сверхпроизвольное запоминание. Это такое запоминание, когда процесс запоминания полностью контролируется. При чтении сложного текста человек делает остановки на точной информации, специально запоминает с помощью мнемонических методов последовательность абзацев текста и точные сведения в каждом абзаце. В голове специально создается образный конспект текста, который позволяет пересказать текст своими словами, но очень точно, не пропуская ни одного имени, названия или термина.

Искусственными являются не методы запоминания, а информация, для запоминания которой мозг не приспособлен. Мнемотехника всего лишь переводит информацию на язык мозга, на язык образов.

Способности запоминания обычного человека лежат где-то посередине между произвольным и сверхпроизвольным запоминанием. Почему посередине? Потому что каждый человек изобретает свои собственные приемы запоминания, когда сталкивается с необходимостью запоминать то, что мозг запоминать не умеет. [29]


Передача информации

 

Для эффективности текста автору следует учитывать множество факторов. Одним из факторов является передача информации. Автор, пишущий текст, вкладывает в него смыслы, которые нужно донести до читателя. И донести так, чтобы читатель не оставался при своем мнении, а действовать на аудиторию читателей так, чтобы у каждого читателя в сознании возник тот образ, который хотел передать автор.

 

Рис. 1

 

На рисунке 1 показана схема передачи информации от автора к читателю, где образ 1 это образ автора, а образ 2 это образ читателя. Когда автор пишет текст, он должен учитывать, что на потенциального читателя действует множество факторов, которые формируют его восприятие, мировоззрение. Это такие факторы, как прошлый опыт, знание о написанном, культура, важность для читателя и его настроение на момент чтения текста.

В идеальном варианте авторский образ, посредством текста, должен передастся так, чтобы когда читатель читает текст, у него возникал такой же образ как и у автора. Тут главная задача передать смыслы без искажений.

Иногда смыслы нельзя передать только текстом. Здесь автору могут помочь визуальные образы. К сожалению, печатные издания ограничены средствами передачи образов. И если в журнале ещё возможно передать картинку эффектно, ярко, то подавляющее большинство газет себе этого позволить не могут из-за специфики печати. Но и тут существуют определенные способы. Если в глянце можно нужно правильное расположение текста, красивый дизайн, то в газете достаточно эффектной картинки. Так же нужно отметить важную особенность печатных изданий. Читатель беря в руку газету или журнал читает заголовки, анонс, пролистывает, смотрит картинки, а потом уже останавливается на интересных темах и читает. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для газет более важен заголовок, чем для журнала. Так как в журнале каждую тему можно отразить цветовыми схемами, изобразительным рядом.




2020-03-17 212 Обсуждений (0)
Выделение «смысловых ядер» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выделение «смысловых ядер»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)