Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие характеристики интегрально-целостного подхода как важнейшего-методологического инструментария педагогической интеграции



2020-03-17 333 Обсуждений (0)
Общие характеристики интегрально-целостного подхода как важнейшего-методологического инструментария педагогической интеграции 0.00 из 5.00 0 оценок




В педагогике прочно обосновались системный подход, комплексный подход, системно-функциональный подход, целостный подход и др. Сущность системного подхода "состоит в рассмотрении педагогических явлений как систем и их системных отношений со средой" (В.С.Безрукова). Комплексный подход предполагает "целенаправленное, систематическое и последовательное воспитательное воздействие на все стороны личности ученика" (Кабатченко М.В., Поташник М.М.). Суть системно-функционального подхода, согласно Н.М.Таланчуку "заключается в том, что педагогическая деятельность рассматривается как процесс реализации педагогом системы педагогических функций" (454. С.137). Целостный подход в трактовке В.С.Ильина направлен на формирование целостной, гармонично развитой личности (187).

В педагогической литературе нашлось место и понятию "интегративный подход". Оно используется, например, Н.С.Антоновым (13. С.31), Х.Сантуловым (416. С.76), В.Я.Шевченко (201. С.151). И.Г.Еременко дает определение интегративному подходу как исследовательскому средству, требующему целостного рассмотрения фактов, при котором отдельные совокупности раскрываются не в дисперсионном состоянии, а как сложное единство частей (150. С.219). Со своей стороны, М.И.Махмутов и Л.А.Артемьева в основу интегративного подхода кладут идею синтеза ведущих психолого-педагогических концепций как одного из способов разрешения ряда противоречий психолого-дидактического, собственно дидактического и организационно-педагогического характера. В частности - противоречие между необходимостью формирования у учащихся системы знаний и целостного мировоззрения и отсутствием системности в самом предметном преподавании (384. С.9-10).

Интегративно-целостный подход (ИЦП) не отрицает ни один из названных подходов. Все они могут быть использованы при решении задач педагогической интеграции. Например, системный подход находит свое отражение в системотехнической модели ИПД. Интегративно-целостный подход включает в себя некоторые стороны указанных подходов. В первую очередь это касается интегративного и целостного подходов. Если первый из них выражает в большей степени процессуально-технологический аспект ИЦП, то второй - его результирующие показатели. Однако ИЦП - это не итог простого суммирования данных подходов, равно, как и других, а качественно новое образование, обладающее своими существенными характеристиками. Ядро их составляют положения, относящиеся, главным образом, к содержательным признакам интегративных традиций:

1. Интеграция есть всепроникающий процесс движения составляющих мира, в том числе знаний о нем, путем приобретения этими составляющими гармонической цельности, существующей до своих частей и не сводимой к ней. Из данного положения вытекает идея глубинной интеграции, выражаемой формулой "все во всем!". В основе ее лежит понимание мира как целостной совокупности взаимосвязей и взаимозависимостей всех материальных, энергетических и информационных феноменов, включая субъектнообъектные отношения. Применительно к педагогике это означает в первую очередь необходимость учета "личностных последствий" "ансамблевого эфекта" взаимодействия всех элементов, явлений, предметов и т.д., так или иначе оказывающих влияние на развитие, становление и формирование человека в ходе специально организованной педагогической деятельности. Из этой же идеи проистекает необходимость гармонизации отношений всех участников совокупной педагогической деятельности, в том числе отношений, выходящих за рамки межличностных контактов. Например, в условиях профессиональной школы особую значимость приобретает проблема взаимоотношений человека и машины, человека и профессии. Из данной же идеи выводится потребность создания единого педагогического коллектива, а при возможности - единого целостного социально-производственно-педагогического коллектива, объединяющего педагогов, учащихся, руководителей различных кружков, представителей заинтересованных учреждений и предприятий, родителей и т.д.

В целом идея глубинной интеграции на педагогическом уровне предполагает формирование разветвленной системы интеграционных связей и взаимосвязей, охватывающих все стороны педагогической жизнедеятельности: учебную, учебно-производственную, производственную, внеурочно-воспитательную, научно-педагогическую, социальнопедагогическую.

Так, в последнем случае идея глобальной интеграции может быть реализована при наличии таких условий и средств, как педагогизация среды микрорайона, психологизация образовательного процесса, демократизация внутришкольной жизни, создание эстетических и спортивно-оздоровительных центров, центров духовности, организация эффективной работы с родителями, с заинтересованными представителями социально-педагогического окружения. Свою лепту в реализацию идеи глубинной интеграции могут внести КОЦы - культурно-образовательные центры развития молодежи, ГПЦ - гуманитарно-педагогические центры и другие инновационные формы социализации и профессионализации человека.

2. Целое определяет каждую отдельную составляющую, исходя из самого себя, в соответствии со своей сущностью. Данное положение порождает идеи первичности целого в ходе осуществления интеграции, позволяющую представить последнюю как живой, развивающийся организм, управляющий своими частями, которым одновременно своейственна определенная специализация, так и функциональная взаимозависимость от целого. Из идеи первичности целого вытекает ряд педагогических следствий:

2.1. В качестве целого выступает не личность как надбиологическая часть человека, не функция его (конкурентоспособный работник), не какая-либо система знания или элемент образовательного процесса, а человек, взятый во всем богатстве своих связей и отношений, человек как "биосоциоприроднокосмическое существо" (В.С.Шубинский). Тем самым признается: исходным и конечным пунктом ИПД является человек.

2.2. Критериями качества ИПД являются два вида показателей - внешние и внутренние. Внешние показатели могут быть выражены коэффициентом связности, плотностью и весом связей. К ним можно причислить показатели интеграции педагогического и технического знания, представленные в нашей монографии (506. С.215-221). Внутренние показатели качества ИПД выражают степень сформированности качеств и свойств, характеризующих интегративноцелостного человека и охватывающих собой три области его деятельности - когнитивно-познавательную, эмоционально-ценностную и психомоторную. Так, на когнитивно-познавательном уровне к внутренним показателям есть смысл отнести понимание значения образовательной информации, применение усвоенных ее элементов, умение комбинировать последними в целях получения продукта, обладающего новизной.

2.3. Все стороны человеческого становления, развития и формирования - духовная, душевная и физическая - должны рассматриваться в их органическом единстве: развитие ни одной из сторон не должно осуществляться за счет другой или, тем более в ущерб другой.

Одним из средств реализации рассматриваемой идеи выступает следование простейшему, на первый взгляд, правилу: целое изучать раньше частей (Я.А.Коменский). с теми ил иными вариациями данное правило проявило себя в педагогике И.Г.Песталоцци, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова и др. Однако на деле дедуктивный путь обучения весьма трудный как для учителя, так и для ученика. В то же время плоды такого учения весьма и весьма благодатны, о чем свидетельствует воспроизведенный нами в третьей главе данной диссертации отрывок из воспоминаний П.Д.Успенского об изучении в гимназии темы "Рычаги": простейший технический объект рычаги, освещенный эзотерической идеей первичности Целого, становится символическим выражением единства всего. Конкретным средством актуализации указанного правила может стать композиционный способ овладения учебным материалом. Используемый В,В,Давыдовым (126. С.190-197) в качестве обучения изобразительному искусству, данный способ в случае его необходимой трансформации способен выполнять предельно широкие образовательные функции. Например, элементы композиционного способа нашли применение при построении трехуровневой структуры общепедагогической подготовки педагога профессионального образования.

3. Углубление или расширение внешних или внутренних связей целого или его частей (целого и частей) не должны осуществляться за счет нарушения закона гармонического равновесия, согласно которому сбалансированное отношение между кооперируемыми частями возможно лишь при условии сохранения ими генетических исходных признаков в процессе формирования на их основе целостных новообразований. Данное положение сродни идее интерпретации мира не как набора взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, а как динамической совокупности, допускающей в себе сосуществование разнокачественных форм бытия. Эта позиция в какой-то мере соотносится с точкой зрения, допускающей существование полифонических целостностей, не имеющих "единого центра" (131. С.283). Важнейшее педагогическое следствие данной идеи: ИПД должна строится таким образом, чтобы она вела не к ликвидации противоречий, имеющих место между кооперируемыми компонентами, а к их взаимной адаптации. Например, это касается интеграции индивидуалистских и коллективистских, гуманистических и технократических, традиционных и инновационных учений и концепций, а также взаимоотношений педагогических культур. В педагогике, как ни в какой иной области человеческой деятельности и познания, велико значение приставки "со", недавнее открытие которого "подчеркивает характер соединения, сопричастности, совместимости всех систем" (548. С.110). Указанные понятия с приставкой "со", а также ряд других, подобных им, - сотрудничество, содружество, сотворчество и т.д. должны составить категориальный каркас педагогики. Это нашло отражение в работах современных педагогов и психологов, занимающихся проблемами воспитания и образования (А.Белкин, А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Понятие "сотрудничество", а также "взаимопомощь" явились главным эвристическим инструментом создания первой в мире концепции интегративного образования, автором которой был П.А.Кропоткин (370). Категория сотрудничества служит в качестве эвристической детерминанты в разрабатываемой нами концепции диалога педагогических культур, исходные положения которой были представлены в предшествующем параграфе, а также в наших публикациях (см., напр. 508, 509).

Из сказанного становится ясно, что категория сотрудничества выражает сущностную доминанту ИЦП. Это обязывает нас к более подробному его рассмотрению. В глобальном смысле сотрудничество представляет собой достаточно сложное понятийное образование, включающее в себя: а) сотрудничество человека с внешним миром - природой, обществом, космосом и т.д.; б) сотрудничество с другими людьми; в) сотрудничество с самим собой; г) сотрудничество культур, языков, научных систем, различных ментальных миров и т.д. Все перечисленные виды сотрудничества так или иначе находят отражение в школьной жизни. Наряду с этим возможно выделение специфических разновидностей педагогического сотрудничества: а) сотрудничество воспитанников с воспитателем; б) сотрудничество воспитанников с воспитанником; в) сотрудничество воспитателей с воспитателями.

Все виды педагогического сотрудничества важны. Но центральное место среди них занимают отношения между воспитанником и воспитателем. Суть этих отношений выражена в известной формулировке А.Маслоу: "педагог должен помочь человеку выявить то, что в нем заложено, а не втискивать его в придуманную другими форму". Однако она, на наш взгляд, нуждается в комментариях. Дело в том, что человек с первых дней своего существования приходит в уже "окультурированный" мир, который сложился до него и независимо от него. Индивидуальная деятельность и индивидуальное сознание производны соответственно от коллективной деятельности и коллективного сознания. Так, в основе индивидуального сознания лежат "коллективные представления" (ДДюркгейм), "коллективное бессознательное" (Юнг), "коллективное сознание" (Выготский). А современные западные ученые (например, нобелевский лауреат Эксл) вообще считают, что "мозг человека является лишь приемником мысли, а не генератором ее. Лишь простейшие мысли могут рождаться собственно в мозге, но идеи, модели и проекты приходят извне - только настойся, прими и помоги реализовать" (И.Васильева. Целитель и женщина. Ч.2.- Новосибирск, 1995. С.9). То есть, имеются основания предположить: человеческое становление есть по сути процесс усвоения индивидом некоего внешнего опыта.

Итак, трудно на первый взгляд согласиться с положением А.Маслоу. С другой стороны, в нем нельзя не видеть и очевидной истины: человек не лошадь, которую можно загнать в оглобли. Более же глубокий эвристический смысл рассматриваемой формулы состоит в признании за воспитанником права БЫТЬ. "Обладание и бытие,- писал Э.Фромм, - являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характеристиках людей и типах социального характера" (489. С.45). Если человек обладающий, "единственная цель которого больше иметь и больше использовать", "становится вещью и перестает быть человеком" (489. С.247), то для человека бытийного "рост и развитие всех потенций является той целью, которой подчинены все его усилия" (489. С.75). Говоря коротко, цель такого человека - быть самим собой, что невозможно достичь без соответствующей самореализационной деятельности. Последняя в свою очередь будет осуществляться тем эффективней, чем большее число линий сотрудничества будет ассимилирован ею. Самореализация никоим образом не может быть ограничена одной его линией - сотрудничества человека с самим собой. По меньшей мере дополнительно необходима линия сотрудничества, выражаемая биномом "воспитатель-воспитанник". Однако и ее недостаточно: педагог вряд ли сможет "помочь человеку выявить то, что в нем заложено" без "подключения" личности к линии сотрудничества, связывающей ее с миром, который пропитан "знаковостью, символичностью, нормативностью..." (173. С.13).

Находясь на пересечении общечеловеческой (надиндивидуальной) и личностной (индивидуальной) линий бытия, человек одновременно выступает как коллективный и индивидуальный субъект. Как коллективный субъект человек стремится к слиянию с другими людьми, не останавливаясь перед потерей своей самости, названной Н.К.Рерихом и Е.И.Рерих "мертвящей сестрой невежества". "Сердце,- далее отмечают они, - живет самоотвержением... крепко сердце, когда оно заботится о будущем, не думая о себе" (402. С.109). Приводимые рассуждения в чем-то близки точке зрения Э.Фромма, согласно которому "во всех культурах во все времена стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение" (488. С.9), а "высшим проявлением силы" человека объявляется давание (488. С.17).

Выступая в качестве индивидуального субъекта, человек стремится к самому себе, своей самости, к отделенности от других. И если в роли коллективного субъекта человек повторим, воспроизводим и в известном смысле измерим, то в ранге индивидуального субъекта, он неповторим, невоспроизводим и неизмерим. Но такого рода противоречия не являются причиной параллельного, независимого друг от друга существования рассматриваемых планов бытия человека. Указанные противоречия вносят лишь момент парадоксальности в процессе его развития, становления и формирования: человек не может в полной мере раскрыть себя, проявить свою индивидуальность, не освоив ценности общечеловеческого (надиндивидуального) бытия; но это невозможно осуществить без овладения им "сложностью собственного бытия" ('.?.+Ё-з?-ЄR) .

"?< п ўлўR¤л ЇR Ї а ?а дг ў ж?<R, R¦-R § Є<озЁвм, звR Ё-в??а вЁў-R-ж?<Rбв-лc ЇR¤еR¤ а бб ваЁў ?в педагогические явления как целостные образования, в которых наблюдается единство процессуальных и результирующих сторон, процессов универсализации и гармонизации; где происходит взаимотрансформация кооперируемых частей не за счет друг друга, а в пользу друг друга, где сумма действий, действующих порознь не может вызвать то следствие, которое получается при совместном действии и где изменение одного из составляющих ведет к изменению других не пропорционально, а по более сложному закону: как в живом организме... все отражается в другом и это другое отражает в себе все"[6] RЎйЁе вRз?Є бRЇаЁЄRб-Rў?-Ёп ?¦¤г ЄRRЇ?аЁаг?лЁ ЄRЇR-?-в Ё ¤RЇR<-п?вбп бRбгй?бвўRў -Ё? ЇаRвЁўRЇR<R¦-ле, ЇRаRc ў§ ЁRЁбЄ<оз ойЁе бвRаR- ЎлвЁп; ?¤? Ё¤?п Ї?аўЁз-RбвЁ ж?<R?R Rа? -Ёз?бЄЁ бRз?в ?вбп б Ё¤??c ЇR<Ёж?-ваЁ§ , ¤RЇгбЄ ой?c "RвбгвбвўЁ? Rв¤?<м-Rc ЇаЁзЁ--Rc ж?ЇЁ Rв бЁбв?-Rc ж?<Rбв-RбвЁ Є ?? н<??-в " (?.<Rа?-ж).

' еR¤? а? <Ё§ жЁЁ И-? R?гв Ўлвм а?и?-л в ЄЁ? § ¤ зЁ, Є Є:

- Єсимальное раскрытие интеллектуально-духовного, когнитивно-гносеологического и физического потенциала человека;

- создание условий для самораскрытия и самореализации внутренних потенций человека;

- оказание помощи человеку в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических трансформаций;

- формирование у воспитанников основополагающих жизненных и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностй;

- воспитание ответственности за судьбу Родины, уважения к Праву и Конституции своей страны;

- культурно-генеалогическое просвещение человека, усвоение им культурных и трудовых традиций своего народа, уходящими корнями в толщи истории;

- привитие навыков работы с представителями различных культур и ментальности;

- развитие способностей к сотрудничеству, общению, эффективному построению сбалансированных человеческих отношений; выработка ориентаций на работу в группе, коллективе;

- развитие внутренней свободы (раскрепощенности), способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии и др.

Решение данных задач конечным своим итогом имеет интегративно-целостного человека. В условиях профессионального образования реализация ИЦП может привести к формировани к специалиста "интегрального профиля" (И.П.Яковлев), обладающего универсально-синтетическими знаниями и универсально-функциональной деятельностью. Исходя из того, что универсализм возможен "при условии синтеза знаний и деятельности в органически-целостные и органически-взаимосвязанные... системы",- пишет И.П.Яковлев, - можно предположить: интегральный специалист - "это универсал и синтезатор как в области знаний, так и в деятельности" (544. С.24). Интегративно-целостная трактовка специалиста "интегрального профиля" обусловливает признание за ним способностей: соединить опыт прошлого с настоящим, предвидеть последствия своих действий, гармонизировать отношения между личными и общественными интересами; поступать сообразно с требованиями нравственно-трудового опыта, выработанного национальной и общечеловеческой культурой; строить деловые отношения с партнерами, быть готовым к преодолению различного рода ментальных и психологических проблем; в полной мере реализовать свое "Я" в системе социальных и производственных отношений, в системе тенденции современного технического и технологического развития в целом и в рамках конкретного вида профессиональной деятельности; эффективно использовать стандартный блок знаний, умений и навыков и при этом гармонично синтезировать всю совокупность необходимых составляющих профессиональной деятельности, включая интеграцию элементов нормативно-одобренного способа деятельности и индивидуального способа деятельности; гибко реагировать на динамично изменяющуюся социально-производственную и технико-технологическую ситуацию.



2020-03-17 333 Обсуждений (0)
Общие характеристики интегрально-целостного подхода как важнейшего-методологического инструментария педагогической интеграции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие характеристики интегрально-целостного подхода как важнейшего-методологического инструментария педагогической интеграции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)