Дидактическая единица: Глобальные экологические проблемы и основные пути их решения
14. Для реализации экологической политики на законодательном уровне в РФ
15. Выберите правильный вариант ответа. Глобальными экологическими проблемами по версии ЮНЕП являются
5.2. Методические указания по организации самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубления полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа включает, как правило, разработку и написание практических работ, подготовку к практическим занятиям. Работа с литературой предусматривает самостоятельное изучение теоретического материала, подготовку докладов, рефератов и других творческих заданий. При самостоятельной работе над разделами дисциплины, при выполнении практических работ, при подготовке к тестам, дискуссиям и к промежуточному контролю студент должен изучить соответствующие разделы основной и вспомогательной литературы по дисциплине, а также использовать указанные в перечне интернет-ресурсы. В процессе самостоятельной учебной деятельности формируются умения: анализировать свои познавательные возможности и планировать свою познавательную деятельность; работать с источниками информации: текстами, таблицами, схемами; анализировать полученную учебную информацию, делать выводы; анализировать и контролировать свои учебные действия; самостоятельно контролировать полученные знания.
5.3. Промежуточный контроль.
Зачет после 2 семестра. К зачету допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы. Перечень вопросов к зачету: 1. Основные этапы развития экологии 2. Роль экологии в разработке парадигмы устойчивого развития человечества. 3. Понятие о природопользовании как совокупности всех форм использования природно-ресурсного потенциала и мер по управлению и охране природной средой. Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности и прикладная научная дисциплина. 4. Основные подходы к исследованиям в области экологии и природопользования 5. Структура сообщества и биоценоза. Понятие экологической ниши и лицензии. 6. Экологические факторы и закономерности адаптации к ним организмов. Основные закономерности влияния экологических факторов на разных уровнях организации живого. 7. Основные законы функционирования экосистем. 8. Специфика воздействия антропогенных факторов на организмы и сообщества. Пределы устойчивости биологических систем различного уровня. Механизмы адаптации к стрессовым воздействиям среды. 9. Восстановление естественных экосистем после их разрушения. Основные подходы к моделированию экологических процессов. 10. Происхождение планеты Земля и ее основные астрономические особенности. Формирование биосферы, основные этапы ее эволюции. Совместная эволюция литосферы, атмосферы и гидросферы под влиянием живого. 11. Круговороты основных биогенных элементов и их роль в поддержании стабильности биосферы. Гомеостаз биосферы и ее стабильность. 12. Функциональная целостность биосферы. Энергетический баланс Земли. 13. Представления о биосфере П. Тейяра де Шардена и Э. Леруа. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 14. Панбиосферная парадигма и основные следствия из нее. Работы Я.И. Старобогатова о авторегуляции процесса эволюции. Представления В.Ф. Левченко о канализирующих факторах эволюции биосферы. 15. Гипотеза Геи Джеймса Лавлока и ее критика. Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова. 16. Соотношение понятий стабильности и устойчивости биологических систем. Энергетический и термодинамический подходы к оценке устойчивости биосферы. Принцип Ле Шателье-Брауна для саморегулирующихся систем и защитная реакция биосферы. 17. Устойчивость экологических систем и синергетика. Необратимость процессов и самоорганизация в естественных системах (по работам И. Р. Пригожина). 18. Учение о ноосфере. Концепция устойчивого развития биосферы и ноосферный подход. 19. Уровни изучения биологического разнообразия. Основные законы формирования биологического разнообразия, роль географических факторов. 20. Видовое разнообразие. Современные оценки видового и таксономического разнообразия. Анализ существующего соотношения крупных таксонов и количества видов в водной и наземной средах обитания. 21. Основные причины изменения биологического разнообразия. 22. Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы и его ценность для человечества. Принципы и подходы к сохранению биоразнообразия. 23. Международные и национальные стратегии сохранения биоразнообразия. Формирование сети охраняемых территорий на международном и национальном уровнях 24. Мониторинг биологического разнообразия. Основные проблемы сохранения биоразнообразия в России. 25. Понятие и структура природно-ресурсного потенциала (ПРП). Факторы, влияющие на количественные и качественные параметры дифференциации ПРП; ландшафтная обусловленность ПРП. Природная, экономическая и технологическая лимитированность освоения ПРП. 26. Представления А.И. Воейкова о "ёмкости Земли для человека". Причинно-следственные связи между истощением природно-ресурсного потенциала и возникновением кризисных ситуаций в природопользовании и жизнеобеспечении общества. 27. Основные причины возникновения глобальных экологических проблем. 28. Представления К. Лоранца о социальных и биологических причинах глобальных проблем человечества. «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». 29. Загрязнение окружающей среды. Классификации основные загрязняющих веществ и источников загрязнения. 30. Энергетическая проблема человечества и экологические последствия использования традиционных способов получения энергии. 31. Тенденции и прогнозы дальнейших изменений природной среды. Основные итоги GEO-4 и GEO-5. Перспективы системы глобального мониторинга. 32. Международное сотрудничество в области устойчивого развития человечества. 33. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности. Десятилетие ООН "Образование для устойчивого развития" (2005-2014). 34. Роль общественных экологических движений в решении глобальных экологических проблем. Образец вопросов к зачету:
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |