Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические основы исследования агрессивного поведения у подростков



2020-03-17 282 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы исследования агрессивного поведения у подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность исследования. В настоящее время российское общество переживает системные трансформации в социальной, экономической, политической, духовной сферах. В условиях размывания традиционных для российского социума устоев жизни, дезадаптация, нигилизм, «уход» в параллельные социальные и виртуальные миры становятся характерными чертами практически всех слоев населения. Но, особую значимость эта проблема приобретает в подростковом возрасте, когда складывается система ценностных ориентиров, определяются особенности отношения человека к себе, к другому, к обществу. Особенно тревожным фактом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющие реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [22,С.15]. Агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.  В нашей стране увеличилось количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных посягательств, у подростков наблюдается углубление агрессии в сторону возрастания жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций.  Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [6,С.330].
Для решения проблемы профилактики агрессивного поведения подростков сложились практические предпосылки.  К ним относится принятие федеральных законов («Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1998 г.; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999 г.), в которых обосновываются основные задачи и принципы деятельности по профилактике агрессивного поведения подростков. Принятие программы предупреждения правонарушений и борьбы с преступностью в Волгограде и Волгоградской области (2002 г.), программы «Мир дому твоему» на 2008—2010 гг., направленной на создание условий для сохранения и развития в Волгограде стабильных толерантных межнациональных, где особое внимание уделено преодолению агрессивных тенденций поведения школьников. Но, несмотря на существование указанных практических предпосылок, контингент подростков, склонных к агрессивному поведению и уже проявляющих различные виды агрессии, продолжает увеличиваться. В связи с этим в современной школе все более признается значимость профилактической работы с агрессивными и склонными к агрессии подростками. А. Бандура, Р. Бэрон, Э. Фромм, Е. В. Змановская, и другие исследователи указывают на то, что в педагогической науке не определено понимание агрессивного поведения подростков как ориентира педагогической профилактики, учитывающее не только внешние проявления агрессии, но и ее внутренние причины.

Объект исследования - социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессивного поведения у подростков

Предмет исследования – методы и средства профилактики агрессивного поведения у подростков

Цель исследования - выявить эффективные методы и средства социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения у подростков

Гипотеза - социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессивного поведения у подростков будет успешной, если:
будут выявлены теоретические основы агрессивного поведения;
определены особенности агрессивного поведения у подростков;
разработана и осуществлена работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков.

Задачи исследования

1 рассмотреть теоретические концепции профилактики агрессивного поведения у подростков;

2 дать психолого-педагогическую характеристику подростка с агрессивным поведением;

3 выявить особенности агрессивного поведения у подростков;

4 определить эффективные методы и средства  работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков.

Методологическая основа исследования - составили труды зарубежных и российских психологов, таких как А. Бандура - исследование основных причин возникновения агрессивного поведения, факторов, способствующих его формированию и проявлению; С.А. Беличева - теории профилактики девиантного поведения подростков; Л. Н. Бережнова – исследование особенностей агрессивного поведения подростков, как нарушение процесса регуляции поведения.

Методы исследования

Теоретические методы - анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, систематизация, выделение главного, формулировка выводов.

Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование (тест К. Томаса), опросник (А.Басса-А.Дарки), вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.

Теоретическая значимость исследования - были рассмотрены теоретические концепции профилактики агрессивного поведения у подростков, дана психолого-педагогическая характеристика подростка с агрессивным поведением, выявлены особенности агрессивного поведения у подростков, раскрыто содержание деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков.

Практическая значимость исследования – материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности социальных педагогов по профилактике агрессивного поведения у подростков, на основе анализа проведенных методик были выявлены особенности агрессивного поведения у подростков, в комплексе занятий описаны эффективные методы и средства работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков.

База исследования  –  6 «А»класс (10 человек, 12-13 лет) МБОУ СОШ №12 г. Волжского по Волгоградской области.

Глава 1. Теоретические основы исследования агрессивного поведения у подростков



2020-03-17 282 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы исследования агрессивного поведения у подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические основы исследования агрессивного поведения у подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)