Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выводы по второй главе



2020-03-17 288 Обсуждений (0)
Выводы по второй главе 0.00 из 5.00 0 оценок




Наше исследование проводилось в три этапа в МБОУ СОШ №12, с подростками в количестве 10 человек, возраст которых 12-13 лет.

Для исследования агрессивного поведения у подростков на втором этапе мы в своем исследовании опирались на факторы, обуславливающие проявление агрессивности В. В. Ковалева, который выделяет: индивидуальный, психолого-педагогический, социально-психологический, личностный и личностный факторы.

В ходе первичной диагностики мы использовали такие методики как:

- опросник А.Басса–А.Дарки, «диагностика агрессивных и враждебных реакций»;

- тест К. Томаса, «определение стиля поведения в конфликтной ситуации»;

- опросник «Вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов».

Обработав результаты видно, что у большинства подростков склонность к агрессивному поведению. Они всегда агрессивно настроены и провоцируют других на проявление агрессии.

На втором этапе нами был составлен и проведен комплекс занятий по профилактике агрессивного поведения у подростков. Целью занятий было снижение агрессивности подростков, развитие коммуникативных навыков, развитие способности подростков понимать друг друга.

Для работы социальному педагогу по профилактике агрессивного поведения у подростков необходимо знать методы и формы и использовать их в социально-педагогической деятельности. В процессе занятий нами применялись такие методы как: групповая дискуссия, упражнения, игры, методы саморегуляции.

Для проверки эффективности наших занятий на третьем этапе мы провели повторную диагностику. После чего сделали сравнительный анализ. Из результатов видно, что

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходимо, чтобы работа носила не эпизодический, а системный комплексный характер.

Таким образом, в ходе исследования наша гипотеза подтвердилась. Это говорит о том, что нам удалось выявить теоретические основы агрессивного поведения; определить особенности агрессивного поведения у подростков;
разработать и осуществить работу социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков.

 

Заключение

На современном этапе развития общества перед социальным педагогом появляется ряд задач, связанных с воспитанием подростков с агрессивным поведением. В условиях изменения жизненных ценностей особенно трудно приходится подросткам с ещё не устоявшимися нравственными понятиями. Специфика этого возраста делает подростков чувствительными к различным социальным деформациям и ошибкам в воспитании.

Анализ литературы показал, что существуют различные теоретические подходы к определению понятия и сущности "агрессии" и "агрессивного поведения". Среди форм агрессивных и враждебных реакций, А. Басс и А. Дарки выделяют: физическую, косвенную, вербальную, склонность к раздражению, негативизм, обиду, подозрительность, угрызения совести и чувство вины. В данной связи следует отметить, что исследователи разделяют понятия "агрессия" и "агрессивность", определяя "агрессивность" как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, различают агрессию как форму поведения человека и агрессивность как психическое свойство личности [22,С.89].

Подростковый возраст является кризисным возрастом. Если на подростка воздействуют неблагоприятные факторы, то может развиться агрессивное поведение. В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление агрессивности у подростков, можно выделить такие как: индивидуальный фактор, психолого-педагогический, социально-психологический, личностный, социальный.

Таким детям необходимо специально организованная профилактическая работа. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения у подростков: работа с подростками, работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей. Реализация данных направлений позволяет изменить позицию ребёнка в семье и в школе; нейтрализовать негативные факторы, идущие от внешней среды. Теория и практика свидетельствуют, что специально организованная программа профилактических занятий позволяет ослабить и преодолеть нарушения поведения у подростков.

Практическая часть работы проводилась в МБОУ СОШ №12 г. Волжского. В рамках данной работы исследование проводилось по направлению: работа с подростками. По другим направлениям: работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей в соответствии с планом деятельности школы работу осуществляли педагогические работники школы.

Работа проводилась с учениками 6 класса.

В начале работы были собраны диагностические материалы, которые позволили выявить уровень агрессивного поведения у подростков. Мы воспользовались такими методиками, как:

- опросник А. Басса – А. Дарки, «диагностика агрессивных и враждебных реакций» (А. Басс – А. Дарки);

- тест К. Томаса, «определение стиля поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас);

- опросник «вербальная диагностика самооценки личности» (авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

После проведения диагностики мы получили следующие результаты: у большинства подростков преобладают такие виды агрессивных и враждебных реакций, как физическая агрессия и подозрительность; большая часть подростков демонстрирует такие стили как, доминирование, избегание, что говорит о наличии склонности к агрессивному поведению; у половины подростков выражен высокий уровень самооценки.

Для снижения уровня агрессивности у подростков был разработан и реализован комплекс занятий по профилактике агрессивного поведения у  подростков. Данный комплекс занятий был направлен на решение следующих задач: обучить подростков приёмам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры; сформировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; сформировать мотивацию к саморазвитию и самовоспитанию.

После реализации комплекса занятий  была проведена повторная диагностика, которая показала, что удалось добиться снижения уровня агрессивности, улучшение самочувствия и настроения, повышения активности подростков. Подростки стали менее реагировать на раздражители, проявляют спокойствие, нежелание участвовать в конфликтах.

В результате данной работы можно сделать вывод о том, что наша гипотеза исследования подтвердилась. Это говорит о том, что нам удалось выявить теоретические основы агрессивного поведения; определить особенности агрессивного поведения у подростков; разработать и реализовать работу социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков.

 

Список литературы

1. Антонян, Ю. М Криминальная патопсихология [Текст] / Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан. – М.: Логос, 2001. - с. 83.

2. Бабаева, М. М. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М. М. Бабаева. – М. : Просвещение, 1978. – с. 145.

3. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. :Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – с. 29.

4. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева.–М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России»,1994. – с. 22.

5. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей [Текст] / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. – с.116.

6. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2001. – 373 с.

7. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – с. 215.

8. Галагузова, М. А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др. / под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

9. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева / под ред. В. А. Слестенина. – 2-е изд. перераб. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

10. Громова, О. Н. Конфликтология [Текст] / курс лекций / О. Н. Громова. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКСМОС, 2000. – с. 150.

11. Еникололов, С. Н. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков [Текст] / С. Н. Еникололов, Л. В. Ерофеева, И. И. Соковня. – М. : Просвещение, 2002. – с. 32.

12. Загвязинский, В. И. Основы социальной педагогики [Текст] / учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев, Г. Н. Кудашев, О. А. Селиванова, Ю. П. Строков / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. Общество России, 2002. – с. 7.

13. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская . – 4-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.

14. Ковалев, В. В. Социально-психиатрический аспект девиантного поведения у детей и подростков [Текст] / В. В. Ковалев // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2003 (3). - №1. – с. 15-20.

15. Крысин, Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов [Текст] / Л. П. Крысин. – М. : ЭКСМО, 2008. – с. 251.

16. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю. Б. Можгинский. – СПб.: Когито-Центр, 2008. – с. 38.

17. Монина, Г. Б. Работа с «особым» ребенком [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова // Первое сентября . – 2000. - №10. – 289 с.

18. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / А. В. Мудрик, В. А. Слестенин. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – с. 27-32.

19. Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.

20. Овчарова, Г. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Г. В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – с. 43.

21. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка. – М. : АЗЪ, 2003. – с. 373.

22. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков [Текст] / учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. – СПб. : Речь, 2006. – с. 89.

23. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / пер. с англ. / общ. ред. / М. Раттер. – М. : ЭКСМО, 2009. – с. 275.

24. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л. М. Семенюк. – М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006. — с. 49.

25. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников [Текст] / В. Г. Степанов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – с. 13.

26. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.- с. 48-49.

27. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2004. – с. 160.

28. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – 4-е изд. стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

29. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина / под ред. В. А. Сластенина. – М. : 

30. Школа без наркотиков [Текст] / книга для педагогов и родителей / под науч. ред. Л. М. Шипициной, Е. И. Казаковой / СПб.: Издательство «Образование-Культура»,2001. – с.5.



2020-03-17 288 Обсуждений (0)
Выводы по второй главе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выводы по второй главе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)