Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе в различных сферах жизни, экологическое и экономическое неблагополучие, социальная нестабильность, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей, особенно болезненно отразились на преобладающей части подростков. В этих условиях возникают серьёзные предпосылки для зарождения у подростков агрессивного поведения, причинами возникновения которого, являются разнообразные факторы: от психобиологических до социальных. Поэтому в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы социального педагога с подростками для предотвращения формирования агрессивного поведения – профилактическая. На втором этапе исследования нами был составлен и проведен комплекс занятий по профилактике агрессивного поведения у подростков. Занятия составлены с учетом ведущего типа деятельности подростков – интимно-личностное общение. Занятия направлены на развитие коммуникативной культуры подростков, формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, снижение агрессивных реакций. В процессе занятий нами применялись такие методы как: групповая дискуссия, упражнения, игры, методы саморегуляции. Социальному педагогу важно при работе с агрессивными детьми занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний, поскольку такие замечания не способствуют установлению контакта с ребенком. В целях проведения успешной профилактики агрессивного поведения у подростков применялись следующие принципы: - контакт с подростком; - уважительное отношение к личности подростка; - положительное внимание к внутреннему миру подростка; - безоценочное восприятие личности подростка, принятие его в целом. Первое занятие проводилось на знакомство с коллективом, установление контакта и положительного настроя на работу у подростков. Во время занятия подростки учились искусству невербального общения, умению находить выход из различных жизненных ситуаций. Второе занятие ставило своей целью снижение агрессии и напряжения. Одно из упражнений предполагало освоить способ самоконтроля в ситуациях напряжения и агрессии. Третье занятие было направлено на ознакомление подростков с понятием «конфликт» и способами поведения в конфликте. Подросткам очень понравилось рассуждать на эту тему. Затем четвертое занятие было несколько сложнее, в процессе выполнения упражнений нужно было действовать в микрогруппах. При выполнении этих упражнений подростки учились навыкам сотрудничества и считаться друг с другом. Активное участие принимали Александр В., Диана Б. и Роман Д. В своих микрогруппах они были лидерами, они смогли организовать группу, распределить задания и прийти к общему мнению. В своей работе социальный педагог должен знать, как работать с подростками, проявляющими агрессивные реакции. Правила, которые должен знать социальный педагог в работе с подростками, склонными к агрессивным проявлениям (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина): · быть внимательным к потребностям и нуждам подростка; · демонстрировать модель неагрессивного поведения; · обучать подростка приемлемым способам выражения гнева; · обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей [17,С.289]. Пятое занятие было итоговым. Цель занятия было подведение итогов комплексных занятий. Каждому подростку предлагалось высказаться по поводу занятий и о том, изменился он сам или нет. Подростки стали доброжелательнее относится друг к другу (Приложение 8). Систематизировав основные игры и упражнения для снятия агрессивного поведения подростков в комплексные занятия, мы можем сказать о том, что они могут оказать помощь педагогам, психологам в работе с агрессивными подростками, использоваться во внеклассное время, на уроках, воспитательных часах. Помогут в решении проблем поведения подростков в коллективе, в общении друг с другом и взрослыми, а также позволят снизить уровень подростковой агрессивности. Рассмотрев условия профилактики агрессивного поведения подростков, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическое взаимодействие с агрессивными подростками в образовательном учреждении может быть эффективно организовано на основе целенаправленной работы и комплексной программы профилактики. После работы по профилактике агрессивного поведения подростки мы провели третий этап нашего исследования, еще раз диагностировали подростков по тем же методикам. Полученные результаты по диагностике агрессивных и враждебных реакций, опросник А.Басса-А.Дарки, в сравнении с первичной диагностикой отражены в диаграмме. Рис.4.
Рис.1 Виды агрессивных и враждебных реакций у подростков по опроснику А.Басса-А.Дарки – констатирующий и контрольный этапы. Читая диаграмму видно, что: у 40% (4 человека) преобладает физическая агрессия - использование физической силы против другого лица; у 30% (3 человека) имеют склонность к раздражению - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, резкость, грубость); у 30% (3 человека) преобладает обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания; у 40% (4 человека) преобладает подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред; у 20% (2 человека) – вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань); у 10% (1 человек) – угрызения совести, чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести. - косвенная агрессия - агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо, и агрессия, которая ни на кого не направлена; и негативизм - оппозиционная мера в поведении, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев - составляют 0% - никто из подростков не обладает такими видами реакций. Сравнивая полученные данные с результатами констатирующего этапа, можно сказать, что: показатели физической и вербальной агрессии снизились на 10%, подозрительность – на 20%, показатели косвенной агрессии, склонности к раздражению, негативизма, угрызений совести и чувства вины остались на прежнем уровне. При проведении повторной диагностики с использованием теста К. Томаса для определения стиля поведения в конфликтной ситуации, были выявлены следующие результаты: у 30% (3 человека) преобладает стиль сотрудничество; у 20% (2 человека) выражен стиль доминирования; у 20% (2 человек) преобладает стиль компромисс; у 20% (2 человека) продемонстрирован стиль избегания; у 10% (1 человек) выражен стиль приспособление. Результаты представлены в таблице 5 (Приложение 10). Полученные результаты диагностики по тесту К. Томаса, в сравнении с первичной диагностикой отражены в диаграмме. Рис.5. Рис.5 Стили поведения в конфликтных ситуациях по тесту К. Томаса, «определение стиля поведения в конфликтной ситуации» - констатирующий и контрольный этапы. Сравнивая данные констатирующего и контрольного этапов получаем, что показатели стилей сотрудничества и компромисса увеличились на 10%, показатели стилей доминирования и избегания снизились на 10%, а показатель приспособления остался неизменным. Для выявления уровня самооценки мы повторно использовали опросник «Вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов». Результаты представлены в таблице 6 (Приложение 11). Полученные результаты диагностики по опроснику «Вербальная диагностика самооценки личности, в сравнении с первичной диагностикой представлены в диаграмме. Рис.6. Рис.6 Уровни самооценки подростков по опроснику «вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов» - констатирующий и контрольный эксперимент. Сравнивая данные констатирующего и контрольного этапов получаем, что показатель среднего уровня самооценки увеличился на 20%, показатели высокого и низкого уровня самооценки снизились 10%. Таким образом, в результате проведения профилактической работы мы добились снижения уровня агрессивного поведения у подростков, что свидетельствует об эффективности нашей работы.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |