Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы исследования агрессивного поведения у подростков



2020-03-17 259 Обсуждений (0)
Методы исследования агрессивного поведения у подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




Наше исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 12 г. Волжского с детьми подросткового возраста 12-13 лет в количестве 10 человек (Список детей Приложение 1).

Для исследования агрессивного поведения у подростков на первом этапе мы в своем исследовании опирались на факторы, обуславливающие проявление агрессивности В. В. Ковалева, который выделяет:

· индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

· психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

· социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением;

· личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

· личностный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества [2,С.19].

И поэтому нами были поставлены следующие задачи:

­ определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения;

­ определить стили поведения в конфликтных ситуациях;

­ выявить уровень самооценки личности.

Для определения типичных для испытуемых форм агрессивного поведения мы использовали опросник А.Басса–А.Дарки, «диагностика агрессивных и враждебных реакций» (Приложение 2).

Опросник был разработан американским психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957г. Методика А.Басса—А.Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения.  А. Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

- физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица;

- косвенная агрессия — под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо, так и агрессию, которая ни на кого не направлена;

- склонность к раздражению — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, резкость, грубость);

- негативизм — оппозиционная мера в поведении, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;

- обида— зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

- подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

- вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань);

- угрызения совести, чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести [22,С.89].

Опросник состоит из 75 утверждений. Подросткам предлагалось ответить «Да» или «Нет» на приведенные утверждения, определяя способ решения проблем, которые возникают в сложных и трудных ситуациях, вызывающих напряженность, прежде всего в конфликтных ситуациях. Результаты представлены в таблице 1 (Приложение 3).

Полученные результаты позволили нам составить диаграмму. Рис.1.

Рис.1 Виды агрессивных и враждебных реакций у подростков по опроснику А. Басса – А. Дарки.

Читая диаграмму видно, что:

­ у 50% (5 человек) преобладает физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

­ у 30% (3 человека) имеют склонность к раздражению - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, резкость, грубость);

­ у 30% (3 человека) преобладает обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

­ у 60% (6 человек) преобладает подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

­ у 30% (3 человека) – вербальная агрессия  — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань);

­ у 10% (1 человек) – угрызения совести, чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести;

­ косвенная агрессия и негативизм составляют 0% - никто из подростков не обладает такими видами реакций.

Только у одного подростка, Дианы Б., не были выявлены виды агрессивных и враждебных реакций, превышающие норму.

Таким образом, мы выявили, что преобладающими видами агрессивных и враждебных реакций у большинства подростков являются   физическая агрессия и подозрительность.

Для определения стиля поведения в конфликтных ситуациях мы использовали тест К. Томаса, «определение стиля поведения в конфликтной ситуации», разработанный К. Томасом [10,С.150] (Приложение 4).

В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса лежат два стиля поведения - это кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Tомас выделяет следующие стили поведения в конфликтных ситуациях:

· доминирование - позиция силового и подавляющего поведения своих интересов. Стремление навязать собственную иерархию и занять в ней позицию «сверху»;

· сотрудничество - позиция, направленная на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

· компромисс - позиция урегулирования разногласий через взаимные уступки;

· избегание - поведение, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

· приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

Тест состоит из 30 пунктов, в каждом их которых имеется два суждения. Подросткам предлагалось выбрать по каждому пункту то суждение, которое являлось более типичным для их поведения. Результаты представлены в таблице 2 (Приложение 5).

Полученные результаты позволили нам составить диаграмму. Рис.2.

Рис.2 Стили поведения в конфликтных ситуациях по тесту К. Томаса, «определение стиля поведения в конфликтной ситуации».

Читая диаграмму, можно сказать, что:

­ у 20% (2 человека) преобладает стиль сотрудничество - позиция, направленная на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

­ у 30% (3 человека) выражен стиль доминирования - позиция силового и подавляющего поведения своих интересов;

­ у 10% (1 человек) преобладает стиль компромисс - позиция урегулирования разногласий через взаимные уступки;

­ у 30% (3 человека) продемонстрирован стиль избегания - поведение, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее;

­ у 10% (1 человек) выражен стиль приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

Большая часть подростков демонстрирует такие стили как, доминирование, избегание, что говорит о наличии склонности к агрессивному поведению.

Для выявления уровня самооценки мы использовали опросник «Вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов» [26,С.48] (Приложение 6).

Данный опросник состоит из 32 высказываний. Подросткам предлагается дать по каждому из суждений опросника ответ «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько каждое выражение им подходит. Результаты представлены в таблице 3 (Приложение 7).

Полученные данные помогли нам построить диаграмму. Рис.3.

Рис.3 Уровни самооценки подростков по опроснику «вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов»

Читая диаграмму видно, что:

­ у 50% (5 человек) наблюдается высокий уровень самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе;

­ у 20% (2 человека) выявлен средний уровень самооценки - человек редко страдает комплексом неполноценности;

­ у 30% (3 человека) – низкий уровень самооценки - человек не уверен в себе.

Результаты первого этапа исследования показали, что у многих подростков прослеживается склонность к агрессивному поведению, в связи с трудностями этого возраста, поэтому социальному педагогу необходимо проводить профилактическую работу.

 



2020-03-17 259 Обсуждений (0)
Методы исследования агрессивного поведения у подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы исследования агрессивного поведения у подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)