Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогическая характеристика подростка с агрессивным поведением



2020-03-17 416 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическая характеристика подростка с агрессивным поведением 0.00 из 5.00 0 оценок




Подростковый, отроческий возраст охватывает период от 10-12 до 14-15 лет и является переходным в биологическом смысле, как фаза полового созревания, в социальном плане он характеризуется продолжением учебной деятельности, в психологическом — появлением большого количества новообразований, касающихся самосознания и эмоциональной сферы. Чувство взрослости, развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как к личности и, с другой стороны, невозможность фактически изменить социальную ситуацию являются источником негативных тенденций.

Чтобы понять мотивы поведения подростков, необходимо знать его психологические механизмы. Достигнув подросткового возраста, дети переживают сложный и иногда противоречивый период. Этот период характеризуется возрастными изменениями и кризисами. Переходность данного периода заключается в том, что подросток начинает осознавать себя как личность, как равноправного члена семьи, класса, общества. Это важная психическая особенность молодых людей в этом периоде.

Кризис подросткового возраста заключается в преодолении пути вхождения ребёнка в общество. Это кризисы общения с товарищами и родителями, кризис самосознания - когда человек начинает приобретать чувство индивидуальности. Успешность и лёгкость этого пути зависит от того, на сколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, и насколько его личные моральные ценности близки к общественным. В этом возрасте подросток ещё не взрослый, но и ребёнком быть уже не хочет. Поэтому подростку особенно нужен тесный контакт и взаимопонимание взрослых, они должны готовить ребенка к самостоятельной жизни [18,С.32].

Характерные черты личности подростка в этом периоде:

· эмоциональная неустойчивость;

· застенчивость;

· агрессивность;

· юношеский максимализм;

· отсутствие чувства адекватной реальности;

· повышенная тревожность;

· стремление к самостоятельности, не подкреплённое   соответствующими физическими и психологическими способностями.

Основной вид деятельности в этом возрасте - интимно-личностное общение со сверстниками, поэтому у некоторой части подростков может наблюдаться снижение успеваемости. Становится очень значимым для ребёнка мнение о нём класса, других значимых людей.

Подростковому возрасту присущи различные виды отклоняющегося поведения. Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа [4,С.22].

В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект [24,С.49].

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Агрессивное поведение - это действие индивида (либо предрасположенность к определенным действиям), в результате которых наносится моральный или физический ущерб другому человеку. В большинстве современных психологических словарей агрессия определяется через целенаправленные действия. Различают агрессию как форму поведения человека и агрессивность как психическое свойство личности.

Э. Фромм считает, что существуют два вида агрессии "доброкачественная" и "злокачественная". Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности [27,С.160].

В числе факторов, обуславливающих проявление агрессивности, В. В. Ковалевым выделяются такие как:

· индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

· психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

· социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением;

· личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

· социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества [2,С.19].

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых [13,С.89].

Если оценивать влияние другого - полового (гендерного) фактора, - то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а женщины (девочки) - косвенной и вербальной. В целом, мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту. Одно из ведущих значений в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности. Одним из наиболее спорных вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния средств массовой информации исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего, наблюдая за чужой агрессией. В то время как влияние средств массовой информации на поведение личности остается не вполне понятным, неблагополучная семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Психологическое или физическое насилие отнюдь не редкость для некоторых неблагополучных семей. Формы проявления агрессии в таких семьях разнообразны. Это могут быть прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, эмоциональное непринятие ребенка, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком и др. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка, например, выражая гордость его победой в драке. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка - но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, в результате чего, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.

Агрессивное поведение достаточно обычное явление для подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.  В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих [13,С.89].

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [24,С.49]. Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчеркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении [5,С.116].

Можно отметить, что единой точки зрения на определение агрессии, ее природы так и не найдено, что заметно усложняет понимание этой проблемы. Кроме того, обзор литературы показал, что такой параметр агрессивности как устойчивость не разработан. В становлении агрессивного поведения могут играть заметную роль возрастные особенности подростка и социальные факторы, но их не стоит переоценивать.



2020-03-17 416 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическая характеристика подростка с агрессивным поведением 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогическая характеристика подростка с агрессивным поведением

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)