Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Руководитель в системе управления



2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Руководитель в системе управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Стили управления

Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем. Стиль руководства - это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным. Выделяют следующие стили управления:

Авторитарный (директивный, диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по не психологическим критериям: прибыль, производительность и т.д.), но недостатков больше, чем достоинств:

·   высокая вероятность ошибочных решений;

·   подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;

·   неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;

·   неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обуславливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях.

Демократический (коллегиальный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологическим климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимум демократии», а с другой стороны «минимум контроля», вследствие чего результаты работы обычно низкие. Люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный. Нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в предсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т.д.), что обуславливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.

 

Уровень развития сотрудника, коллектива Форма управленческого поведения
Низкий уровень: Не хотят работать, не умеют работать (низкая квалификация, недобросовестные работники) Авторитарное указание 1. четкие указания, что и как делать, инструктаж 2. постоянный контроль работ 3. когда необходимо - наказывайте, отмечайте ошибки и хорошую работу, поощряйте хорошие результаты работы
Средний уровень: Хотят работать, но еще не умеют работать (недостаточно опыта, хотя обладают определенными базовыми навыками и старательны, добросовестны) Популяризация: 1. указания, инструктаж в популярной форме (наставничество, совет, рекомендации, дает возможность и самостоятельность) 2. регулярный контроль работы 3. уважительное, доброжелательное отношение 4. интенсивное общение (оцениваются индивидуальные характеры, выявляются общие интересы) 5. когда необходимо - приказывайте 6. вознаграждайте позитивное поведение, когда необходимо - наказывайте
Хороший уровень: Хотят и умеют работать (имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для большинства аспектов работы). Дальнейшее развитие такой группы сотрудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности и чтобы их моральное состояние оставалось хорошим. Участие в управлении: 1. проводите консультации с сотрудниками по отдельным проблемам, советуйтесь с ними 2. поощряйте инициативу подчиненных, высказывание ими своих замечаний и предложений 3. предоставляйте больше ответственности 4. ограничивайте прямые указания и контроль 5. создавайте системы самоконтроля сотрудников 6. ставьте цели, не уточняя способ их достижения 7. широко общайтесь 8. вознаграждайте активность, инициативу, хорошую работу
Высокий уровень: Хотят и умеют работать творчески (экстра специалисты, достигшие высокой квалификации, ответственные, инициативные работники) Передача полномочий: 1. ставьте проблему, проясняйте цели, достигайте согласия по отношению к ним 2. предоставьте необходимые права, полномочия сотруднику, для самостоятельно решения проблемы 3. избегайте вмешательства в дела 4. самоуправление и самоконтроль у сотрудников 5. если вас просят, оказывайте поддержку 6. серьезно реагируйте на просьбы

 

Херси и Бландед обосновывают, что степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом, связанным с уровнем профессиональной зрелости сотрудника, т.е. по мере роста его профессионализма руководитель все меньше управляет и все больше поддерживает сотрудника, вселяя в него уверенность в своих силах. Вместе с тем с достижением среднего уровня зрелости и выше руководитель не только меньше руководит, но и меньше эмоционально поддерживает его, поскольку такой подчиненный уже в состоянии сам контролировать себя, и в этой ситуации сокращение опеки расценивается как доверие со стороны шефа.

Такой подход к проблеме позволяет использовать четыре вида отношений в системе «руководитель - подчиненный»:

·   приказание оптимально в случае низкого профессионализма, когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя - инструктировать сотрудника, много руководить и мало доверять;

·   внушение рекомендуется использовать на уровнях зрелости от сотрудника среднего до высокого: подчиненные не способны, но готовы уже взять на себя ответственность. Здесь особенно важны как руководство, так и поддержка, которые помогут добиться выполнения поставленной задачи;

·   участие наиболее эффективно на уровне зрелости от среднего до высокого. Сотрудник уже способен к самостоятельному выполнению задания и в такой ситуации требуется не столько руководство, сколько психологическая поддержка, совместное обсуждение проблемы и совместное принятие решений;

·   делегирование - высокий уровень профессиональной зрелости предполагает передачу полномочий исполнителю, что означает слабое управление и малую степень эмоциональной поддержки.

 



2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Руководитель в системе управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Руководитель в системе управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)