Организация деятельности по укреплению здоровья обучающихся как фактор повышения эффективности качества образования
Обновление школы связано с созданием новой практики образования и управления учебно-воспитательным процессом. Создание нового педагогического опыта Проектом «Наша новая школа», разработанным Министерством образования и науки РФ, одним из ключевых направлений которого определяется работа общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. В связи с этим в новых федеральных государственных стандартах начального общего образования формированию культуры здорового и безопасного образа жизни отводится особая роль как фактору, способствующему познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения программы. Таким образом, определяющим моментом в развитии современных общеобразовательных учреждений является деятельность, направленная на обеспечение усвоения обучающимися определённой суммы знаний, выработку установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, а также работа по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Педагогический коллектив муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2» осознает, что эффективность обучения детей во многом зависит от состояния здоровья как учителей, так и школьников, наличие его позволяет быть человеку творчески активным, самостоятельным, работоспособным. Здоровьесберегающая среда в школе представляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении этого условия адаптивные возможности организма ребенка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе. В школе работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогических работников осуществляется при комплексной реализации следующих видов деятельности: - образование в области здоровья на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования в тесном взаимодействии с семьями обучающихся, общественностью; - осуществление физического воспитания и организация деятельности по повышению двигательной активности школьников; - совершенствование уровня психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса; - реализация целевых программ: «Чистая вода», «Школьное молоко», «Школьное здоровое питание», «Здоровье», «Комплексные меры по предотвращению злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту», «Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам, психоактивным веществам, алкоголю, табакокурению»; - формирование здоровьесберегающей образовательной среды. В школе реализуется программа «Здоровье» ( 2010-2013 годы), которая призвана способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья обучающихся. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни, формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе. Под понятием здоровье мы подразумеваем единство трех его составляющих, каковыми являются физическое, психическое(душевное) и социальное здоровье. В конечном итоге сформированность всех трех составляющих здоровья дает человеку возможность стать личностью автономной, способной к позитивному самоопределению, самореализации и самоконтролю. Программа «Здоровье» состоит из 7 блоков: 1. Организационная работа 2.Воспитательная работа 3.Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа 4.Профилактика девиантного поведения 5.Профилактика школьного травматизма 6.Инструктивно-методическая работа 7.Медицинская профилактика Учитывая актуальность поставленных задач, Программа реализуется в течение всего срока обучения детей в школе. Работает творческая группа, обеспечивающая общее руководство реализацией данной программы. В состав группы входят участники общеобразовательного процесса, которые осуществляют методическое сопровождение мониторинговой деятельности, профилактической работы и работы по пропаганде здорового образа жизни. В 2007 году опыт работы школы в данном направлении был представлен на городском семинаре-практикуме «Здоровьесберегающие технологии как необходимый аспект в обучении и воспитании школьников». В 2007 году мы завершили научно-исследовательскую работу «Мониторинг состояния здоровья школьников под руководством начальника отдела координации и прогнозирования повышения квалификации педагогических кадров МОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ» Куропаткиной А.Н. В ходе исследования разработаны: · проект мониторинга состояния здоровья школьников · организационно -деятельностный проект Собран банк данных по результатам мониторингового исследования «Оценка состояния здоровья учащихся» по теме «Влияние учебной и внеучебной нагрузки на состояние здоровья школьников». Учителя школы 1 ступени на муниципальной и региональной ярмарках инновационных идей по данному направлению представили печатную продукцию: Сборник конспектов «Уроки здоровья в начальной школ» с рецензией профессора кафедры стоматологии БелГУ д.м.н. И.П.Рыжовой. Учителя школы приняли участие в региональном обучающем семинаре (в рамках сетевого взаимодействия) по теме «Воспитание культуры здоровья: организация, содержание, мониторинг». Инновационная составляющая деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников связана с реализацией методической темы школы «Повышение качества образования на основе внедрения инновационных технологий, методов и приёмов обучения и воспитания школьников». В связи с этим первоочередной задачей является разработка системы отслеживания изменений, происходящих на фоне введения инновационных технологий, использования инновационных методов и приёмов образования. Особую роль в формировании культуры здоровья у обучающихся мы отводим интеграции здоровьесберегающего компонента в базовые образовательные дисциплины. Большое внимание уделяем рационализации учебной деятельности обучающихся, направленной на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. В связи с этим обязательно будет осуществлён мониторинг влияния вышеобозначенных факторов организации образовательного процесса на состояние здоровья обучающихся. Также продолжаем работу по осуществлению мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Необходимость и важность организации системы здоровьесберегающей деятельности прежде всего в том, что она ориентирована на решение проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект не только в оздоровлении обучающихся и педагогов, но и реализации основной цели – повышении качества образования. Работа по сохранению и укреплению здоровья органично вошла в общую систему работы школы, стала важной составляющей всех разделов плана учебно-воспитательной работы. Мы изменили план работы общеобразовательного учреждения, исходя из того, что: – во-первых, миссия школы заключается в том, чтобы стать источником просвещения в области культуры здоровья и здорового образа жизни; – во-вторых, в современных условиях в государстве и обществе сформировалась потребность в создании эффективной педагогической системы школы гуманистической направленности, одним из стратегических направлений деятельности которой является деятельность по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей школьного возраста. В качестве одной из главной цели школы мы определили уже на текущий учебный год (наряду с обучением, воспитанием и развитием учащихся) сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание, обучение и развитие здорового человека, создание условий для реализации ребенком своего социального и биологического потенциала, для успешной его адаптации в обществе. В спектр задач на текущий учебный год (наряду с образовательными) включены следующие задачи: 1) создание системы учебно-воспитательной деятельности здоровьеориентированной направленности; 2) создание здоровьесберегающей образовательной среды в школе. Решение этих задач в текущем учебном году позволит нам решить главную задачу работы экспериментальной площадки: создать и запустить в последующие годы целостную систему здоровьсозидающей деятельности школы, отвечающую базовым потребностям учебного заведения, интересам родителей и педагогической общественности, а, в конечном итоге, мы должны «выйти» на позитивное решение определенной нами генеральной цели работы общеобразовательного учреждения. Названные задачи на текущий учебный год вписываются в задачи экспериментальной площадки: · Создание необходимых условий для обучения и воспитания, основанных на принципах здоровьесозидания. · апробация системы мониторинга здоровья обучающихся, происходящих на фоне внедрения инновационных технологий, использования инновационных методов и приёмов образования; · формирование опыта работы по обучению школьников культуре здоровья, через интеграцию здоровьесберегающего компонента в базовые образовательные дисциплины, рационализацию учебной деятельности обучающихся; · формирование ресурса инновационных педагогических кадров; · стимулирование заинтересованности педагогической общественности в профессиональной инновационной деятельности. Для реализации поставленных задач творческая группа разработала план работы, в котором были конкретизированы в соответствии с выявленным проблемным полем и выстроенными направлениями деятельностипо здоровьесбережению и предполагаемые изменения, призванные решить проблему. Содержание деятельности творческой группы представлено по следующим направлениям:
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |