Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация деятельности творческой группы «Школа и здоровье» по сохранению и укреплению здоровья обучающихся



2020-03-17 267 Обсуждений (0)
Организация деятельности творческой группы «Школа и здоровье» по сохранению и укреплению здоровья обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок




здоровье обучающийся образование технология

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья.

Что такое здоровье?

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и физическое.

Физическое здоровье предполагает отказ человека от вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков и др.). Чтобы достигнуть высокого уровня такого здоровья, человек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необходимый объем двигательной активности.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.

Физическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга.

Проблема здоровья сейчас у всех наслуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно использовать здоровьесберегающие образовательные технологии, позволяющие работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на уроках, и в общей программе работы школы

В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

В 2010-2011 учебном году в нашем образовательном учреждении создана творческая группа учителей «Школа и здоровье».

В начале своей деятельности мы проводили психолого-педагогическое исследование по теме: «Что влияет на здоровье школьников?» Проанализировав результаты, мы выделили следующие факторы:

1. Организация занятий:

- виды учебной деятельности;

- технологии;

- стиль преподавания;

- отметка, оценка знания;

- объём домашних заданий.

2. Режим функционирования школы:

- расписание учебных занятий;

- питание;

-санитарно-гигиенические условия;

- режим перемен.

3. Уроки физической культуры и наличие спортивных секций и кружков

4.Межличностные отношения:

- взаимоотношения с одноклассниками;

- отношение учителей;

- здоровье учителей.

5. Учебная деятельность:

- учебный план;

- выбор УМК;

- выбор программ.

Кроме того, на здоровье оказывает значительное влияние досуговая деятельность.

Исходя из этого, были поставлены цели и выбраны направления деятельности.

Цель: создание методических и технологических оснований для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе

Содержание деятельности творческой группы представлено по следующим направлениям:

1. Создание и развитие здоровьесберегающей образовательной среды в школе:

- материально-техническое оснащение учебных помещений с учетом санитарно-гигиенических норм для различных возрастных контингентов обучающихся;

-материально-техническое переоснащение медицинского кабинета;

-материально-техническое и методическое оснащение спортивного зала, спортивной площадки;

-техническое и методическое оснащение валеологической работы (ТСО, методическая литература).

2. Диагностика здоровья учащихся и учителей:

- мониторинг состояния здоровья обучающихся и педагогов;

- психологическое обследование обучающихся 9-х классов;

- психологическое обследование уровня активного развития и особенности адаптации обучающихся 1-х классов;

-психологическое обследование активного состояния и особенности адаптации обучающихся 5-х классов;

-деятельность медико-психолого – педагогического консилиума.

3.Создание и развитие системы учебно-воспитательной деятельности здоровьеориентированной направленности:

- осуществление постоянного контроля за выполнением санитарно-гигиенического режима в школе;

-организация горячего питания школьников;

- реализация областных целевых программ «Школьное молоко», «Школьный мёд»;

- организация работы спортивных секций и кружков: по футболу, легкой атлетике, спортивному ориентированию, баскетболу, гимнастике;

- организация и проведение общешкольных дней здоровья;

- посещение уроков в классно-обобщающем режиме и контроль дозировки домашних заданий.

4. Обучение детей культуре здоровья:

- уроки, которые можно отнести к предметному блоку «Человек и его здоровье» базисного учебного плана: физкультура, биология, ОБЖ, естествознание;

- внеклассные занятия в рамках классных часов и неаудиторной занятости;

- внеклассная воспитательная работа по предмету (викторины, олимпиады по валеологии).

Методические объединения нашей школы активно используют здоровьесберегающие технологии на уроках и внеклассной деятельности.

Методическое объединение учителей физики и математики работают над темой «Практическая реализация валеологических принципов обучения на уроках естественно-математических дисциплин»..

Свою главную задачу учителя видят не только в том, чтобы дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока.

Учителя данного методического объединения на своих уроках максимально используют игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

На уроках математики активно используются различные задания, например, математическое домино – состоит из 12-30 карточек, каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию.

Карточки обратной связи – состоят из пяти-шести планшетов из прозрачной плёнки, соединённые вместе в «книжку», куда вставляются карточки с ответом. У каждого уч-ся имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, учащиеся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал.

На уроках физики учащиеся выполняют краткосрочные проекты:

- составление паспорта физического явления;

- написание опорного конспекта;

-демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов;

-написание сказок с физическими вопросами;

-подобрать вопросы по сериям (механика, тепловые явления, световые явления, звуковые явления, электричество, экология, молекулярная физика и т.д.) к следующим разделам:

 1.Физика в походе (поход по временам года; во время движения по дороге, горной тропе или в лесу; физика на лугу, у ручья, озера и реки; физика палатки; физика для поваров, медиков и дежурных по лагерю; физика у костра; физика за обедом; встреча с флорой и фауной).

2. Физика дома (консервирование, приготовление пищи, обустройство дома и т.д.).

3. Физика и транспорт.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. На уроках биологии учащиеся знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. На заседаниях методического объединения рассматривался вопрос о более активном внедрении «физкультминуток» в структуру урока. Учителя следят за правильностью осанки учеников. На уроках вводится система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.

На уроках биологии и химии дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. Этому способствует привлечение литературных источников, шутливых детских стихотворений, карикатур.

Большое внимание в нашем методическом объединении уделяется строгому нормированию домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок. Учителя обращают особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Учителя нашего методического объединения не имеют вредных привычек, стараются разнообразить свой пищевой рацион, планируют свой рабочий день и отдых для того, чтобы не допускать перегрузок организма.

Методическое объединение учителей филологического цикла работает над проблемой «Формирование валеологической культуры учащихся через содержание уроков русского и иностранного языков».

На уроках русского языка учителями широко используются для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт.

Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

Ещё А. Сухомлинский отмечал, что одной из главных причин неуспеваемости учащихся является плохое состояние здоровья. Поэтому очень важно владение учителем валеологической грамотностью.

На уроках русского, английского языка валеологическое воспитание осуществляется с включением в урок валеологических вставок.

Валеологическая вставка – это важная, интересная информация, которая связана с оздоровлением, служит поводом для размышления и может пригодиться ему в жизни.

Над формированием духовно-нравственного здоровья учащихся через предметы гуманитарно-эстетического цикла работают учителя обществоведческих дисциплин, музыки и изобразительного искусства.

На уроках обществознания используется технология мозгового штурма.

Мозговой штурм- это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Правила проведения «мозгового штурма».

-все высказываются и все слушают;

-все имеют равные права;

-называя идеи, нельзя повторяться;

-чем больше список идей, тем лучше;

-разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;

-идеи не оцениваются и не критикуются.

Подобные технологии не являются психотравмирующими для личности школьника, позволяют ему чувствовать уверенно на уроке.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Поэтому этой теме большое внимание уделяют учителя изобразительного искусства.

На своих уроках они знакомят детей с народной росписью, показывая ее красоту – ту всемогущую любовь к жизни, которая заложена в ней. А если ты и сам без остатка, до самого донышка своей души влюблен и предан нашему русскому декоративно-прикладному искусству, то, наверное, можно представить, какой огромный энергетический потенциал получают дети на таких уроках.

Комплекс мероприятий в рамках уроков физической культуры в школе включает в себя следующие виды деятельности:

- проведения комплексной диагностики физического здоровья учащихся;

- организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

- пропаганда здорового образа жизни;

- применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

- применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевании.

Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной физкультуры.

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную.

Основными в подготовительной части являются:

- упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, по канату, по гимнастической скамейке и др.);

- беговые упражнения не высокой интенсивности.

- дыхательная гимнастика (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

Таким образом, сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным. Надо широко использовать здоровьесберегающие технологии для того, чтобы учителя, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ученик школы был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения.

Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.

В.А. Сухомлинский писал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, учителя и врача.


Загуляева

Елена Михайловна,

учитель географии

МОУ «ООШ №2»



2020-03-17 267 Обсуждений (0)
Организация деятельности творческой группы «Школа и здоровье» по сохранению и укреплению здоровья обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация деятельности творческой группы «Школа и здоровье» по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)