Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование культуры здоровья обучающихся 8-9 классов в процессе преподавания химии



2020-03-17 235 Обсуждений (0)
Формирование культуры здоровья обучающихся 8-9 классов в процессе преподавания химии 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель современной школы - не только дать ученикам прочные знания, но и помочь им сохранить здоровье в процессе получения этих знаний. В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье детей – это труд воспитателя». Я убеждена, если сами учителя, воспитатели не уяснили суть и содержание понятия здорового образа жизни, деятельность наша по воспитанию детей бесполезна. Из всех ценностей, с которыми мы обязаны познакомить детей – это здоровый образ жизни – это корректные отношения к себе; своему здоровью, т.е. формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека.

В течение последних лет я провожу исследовательскую работу по теме «Формирование культуры здоровья обучающихся 8-9 классов в процессе преподавания химии».

Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидна:

проблема воспитания здоровой и гармоничной личности стоит на первом месте в любом обществе, тем более, что социальные условия усложняются и требуют от сегодняшних школьников активности, инициативы, предприимчивости, самостоятельности и просто энергии для того, чтобы трудиться.

Здоровье - это интегративная характеристика личности, охватывающая как ее внутренний мир, так и все своеобразие взаимоотношений с постоянно меняющими условиями среды. Соответственно, культура здоровья представляет собой совокупность следующих составляющих: мотивации здоровья и здорового образа жизни, специальных знаний и умений, принципов здорового образа жизни. Именно поэтому ведущая педагогическая идея моей работы заключается в организации здоровьесберегающей деятельности для совершенствования интеллектуальных, физических, духовно-нравственных качеств каждого обучающегося.

Наблюдая за работой моих коллег, анализируя результаты мониторинга показателей здоровья обучающихся, я пришла к выводу, что очень часто урок как основная форма учебных знаний в школе характеризуется:

-информационной перегрузкой обучающихся;

-высокой интенсивностью

-чрезмерным нервно-психическим напряжением;

-стрессовой средой (страх получить плохую отметку, боязнь отвечать у доски, быть наказанным);

-недостаточной двигательной активностью школьников;

-недостаточным вниманием учителя к психофизиологическим особенностям обучающихся.

Отсюда я столкнулась с проблемами:

-как разрешить противоречие между существующей организацией обучения на уроке, наносящий ущерб здоровью школьников, и острой необходимостью формирования культуры здоровья обучающихся;

-как помочь ребенку получить необходимые знания с наименьшей потерей здоровья

Целью моей работы я считаю создание оптимальных условий для развития разносторонней, нравственной, активной, творческой личности, ориентированной на здоровый образ жизни. Для достижения данной цели определены следующие задачи:

-создание необходимых условий для практической реализации здоровьесберегающего подхода к обучению и воспитанию на уроках химии;

-совершенствование психосоциальной компетенции обучающихся (жизненных навыков и умений);

-формирование культуры здоровья обучающихся.

Организационно-исполнительская функция учителя предполагает формирование и регулирование системы взаимодействий учителя и обучающихся посредством совокупности способов и средств, направленных на достижение целей урока без ущерба здоровья школьников. Её содержание следующее:

-организация усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;

-создание на уроке ситуаций успеха;

-создание положительного эмоционального настроя, благоприятного психологического климата в классе;

-соблюдение педагогической техники учителя, обеспечивающей охрану психологического здоровья обучающихся.

Сущность профилактико - коррекционной функции учителя на уроке заключается в принятии специальных мер по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у обучающихся отклонений от нормы в психофизиологическом и нравственном состоянии. В ходе реализации профилактической функции решаются задачи:

-мобилизация обучающихся (музыкотерапия, психогимнастика, психоэмоциональный настрой);

-снятие психоэмоционального и статического напряжения;

-профилактика зрительного и умственного утомления обучающихся;

-формирование и коррекция духовно-нравственного аспекта развития личности.

Процесс создания условий для реализации здоровьесберегающего подхода к обучению и воспитанию раскрывается в следующих пяти функциях учителя на уроке (по В.Н.Ирхину, И.В. Ирхиной): аналитической, конструктивной, организационно-исполнительской, профилактико-коррекционной и рефлексивно-оценочной.

Аналитическая функция включает в себя:

-изучение индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, их самочувствие на уроке;

-анализ реальных учебных возможностей обучающихся;

-определение способов воздействия на обучающихся.

Предварительная аналитическая деятельность позволяет определить оптимальный уровень сложности и трудности урока для данного класса, сформировать реально достижимые цели и задачи урока.

Конструктивная функция учителя играет важную роль при подготовке к уроку, в нее входит:

-постановка целей и задач урока, определение содержания урока;

-отбор здоровьесберегающих приемов, методов, технологий и средств обучения;

-отбор средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

-отбор средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Проанализировав содержание учебной литературы по химии в рамках школьной программы, я убедилась, что оно недостаточно ориентировано на формирование культуры здоровья обучающихся. Поэтом в своей работе я дополняю содержание учебной деятельности материалом, направленным на здоровьесберегающую деятельность.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе, я стараюсь обеспечить комфортные бесконфликтные и безопасные условия в процессе преподавания химии. Моя работа характеризуется гуманистической направленностью и имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Как показала практика, формировать в школе ответственное отношение к своему здоровью, природе, окружающей среде на прямую - процесс малоэффективный. Добиться воспитания этих качеств реальнее путем объединения обучающихся в группы, используя потребность старших школьников в самопознании. Такой способ обучения основывается на применении различных видов общения и дает положительный эффект: совершенствуются навыки сотрудничества в достижении поставленных задач. Чаще я создаю гомогенные группы, то есть группы обучающихся примерно с одинаковым темпом работы, уровнем знаний, навыков и умений. Для таких групп даю дифференцированные по объему и степени трудности задания. Таким образом, пребывая в состоянии сотворчества, мы достигаем цели.

Кроме того, я считаю, что в процессе преподавания для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо применять индивидуально-дифференцированный подход. Существование индивидуальных различий между людьми - факт очевидный. Такой подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков.

Индивидуально-дифференцированный подход к детям и подросткам я осуществляю с учетом их возрастных морфофункциональных и психофизиологических особенностей (временных характеристик, моторных, сенсомоторных и интеллектуальных навыков), а также отклонений в состоянии здоровья.

Изучая темперамент обучающихся, я установила, что дети сенсорновосприимчивого типа нуждаются в осязаемом восприятии учебного материала через музыку, конструирование. Они склонны к быстрой смене видов деятельности на уроке, так как быстро теряют интерес к занятиям. Для обучающихся этого типа я использую ролевые и дидактические игры.

Интуитивно-чувствительный тип учеников больше интересует общее представление о предмете, а не детали. Такие дети предпочитают работать в малой группе, любят дискуссии, диалог. Школьники интуитивно-мыслительного типа, напротив, откликаются на лекционный метод обучения. Характер деятельности на уроке для них должен быть исследовательским или частично-поисковым, а методы обучения - проблемные вопросы и ситуации. А вот репродуктивный способ деятельности ближе сенсорно-оценивающему типу обучающихся. Они более комфортно себя чувствуют на таких этапах урока, как опрос, повторение пройденного материала.

Большое внимание в индивидуальном подходе я уделяю «медлительным» детям, при этом:

-снижаю темп опроса или провожу его индивидуально после уроков;

-даю больше времени на продумывание вопроса и ответа;

-при организации самостоятельной работы даю задание, одинаковое по сложности с другими обучающимися, но меньше по объему.

Часто для медлительных и ослабленных хроническими заболеваниями обучающихся я использую оправдавшую себя практику выполнения письменных контрольных работ не на уроке, а дома.

Обучающиеся, перенесшие кратковременные заболевания, также требуют индивидуального подхода. В течение первых дней возвращения в школу работоспособность у них оказывается сниженной. Поэтому я организую для них индивидуальные консультации по предмету, не травмирую возможной плохой оценки при опросе. А учебный материал стараюсь преподавать обучающимся эмоционально и максимально наглядно. В процессе его изложения широко использую показ иллюстраций, проведение опытов. Такие уроки не только более доходчивы, но и менее утомительны, потому что при этом раздражается не только слуховой анализатор, как при словесном изложении материала, но и зрительный.

Учитывая, что среди школьников до 50% и более детей и подростков имеют сниженную остроту зрения, в основном за счет близорукости, моя деятельность направлена на профилактику этих нарушений. В комплекс профилактических мероприятий, которые я провожу, входят: гимнастика для мышц глаз, создание оптимальной освещенности рабочих мест, организации урока так, чтобы зрительная работа чередовалась с отдыхом для глаз.

Не следует забывать и о важности гигиенически правильной организации учебно-воспитательного процесса (освещенность помещений, их воздушно-тепловой режим, проветривание, маркировка мебели и правила посадки учащихся), обеспечение отдыха и необходимого объема двигательной активности.

Огромное значение для поддержания работоспособности обучающихся при формировании культуры здоровья, а, следовательно, улучшения усвоения знаний и умений имеют методы преподавания. В своей работе я использую активные методы и приемы. Это мозговой штурм, интеллектуальные игры, групповые обсуждения, диспуты, семинары, обсуждение сообщений, докладов, защита рефератов, исследовательской работы; конференции, викторины, аукцион знаний, брейн-ринги, задания-эстафеты.

Существенное значение для реализации организационно-исполнительской функции учителя на уроке по формированию культуры здоровья, имеют средства обучения. Они помогают поддерживать на высоком уровне познавательные интересы обучающихся, делают учебный материал более доступным, интенсифицируют самостоятельную работу обучающихся и позволяют ее вести в индивидуальном темпе. С позиции здоровьесберегающего подхода в обучении важным является то обстоятельство, что, при использовании современных средств, у учащихся повышается уровень функционирования центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, улучшается регуляция основных систем, непосредственно обеспечивающих учебную деятельность. Однако, учитывая рекомендации гигиенистов и физиологов Научного Центра Охраны здоровья детей, я не применяю технические средства обучения на нескольких уроках подряд, не стараюсь ими чрезмерно насыщать урок.

Заключительным этапом педагогического процесса является контроль знаний обучающихся. В своей практике применяю и текущий, и периодический, и итоговый контроль, при этом использую различные методы проверки знаний: наблюдение, устный и письменный контроль, тесты, практические работы. При оценке знаний, навыков, умений, особого внимания заслуживают меры по воспитанию психологического комфорта. Обучающийся должен уяснить причины своего состояния и поверить, что его тревожность вполне обратима, поэтому я учу ребят переводить отрицательные эмоции в положительные, не поддаваться страху, преодолевать его. В качестве психопрофилактического мероприятия я применяю тестовую форму контроля знаний (тесты с многовариантным выбором ответа).

 Вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов воспитанников, уважительное отношение к ним формируют благоприятный психологический климат в классе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья.

 

Львова О.Н.

Бессарабов А.П.

учителя физической культуры

МОУ «ООШ№2»

Деятельность учителяфизической культуры в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

 

Одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, предполагающих комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников.

Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, на наш взгляд, должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.

В первую очередь:

1.Создание условий для заинтересованного отношения к учебе.

На каждом уроке создавать ситуации успеха, способствующие формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

На уроках физической культуры мы уделяем особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Так, контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то мы вносим в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Иначе сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.

Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.

2. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха

Мы используем элементы физической культуры, помимо самого урока физкультур, на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

· Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;

· устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;

· устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

Мы, учителя физической культуры, в отличие от других учителей, проводим с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому можем найти в ученике то, что остается скрытым от других. Личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка. На наш взгляд, учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Наш долг — раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома — над развитием своих физических и морально-волевых качеств.

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Цель может быть достигнута с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса.

Мы отдаём предпочтение физкультурно-оздоровительной направленности (отдаётся приоритет занятиям физкультурой).

Опираясь на знания об оздоровительной физкультурной деятельности, мы учим школьников тем упражнениям, которые реально позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному развитию. Как известно, основными бедами младших школьников являются простудные заболевания, стрессы, связанные с незнакомой обстановкой в начале школьного обучения, предпосылки для нарушения осанки, недостаточная двигательная активность.

Здоровье – ценность не только для каждого человека, но и для общества в целом. Однако далеко не все школьники считают своё здоровье ценностью.

Причины этого - и незнание реальных угроз здоровью, и излишняя уверенность в неистощимости ресурсов организма, и надежда лишь на возможности медицины.

С ранней весны и до поздней осени занятия физической культуры проводим на свежем воздухе, на спортивной площадке. Широко используем различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключение, успокоение временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функции организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.

В ходе каждого урока решаются оздоровительные задачи, используются разнообразные упражнения с различной дозировкой нагрузки, в т.ч. по профилактике плоскостопия, специальные игры для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мышечных групп. А также упражнения, способствующие развитию женственности у девочек.

Хорошей успеваемости стараемся добиться благодаря использованию домашних заданий. Задавая учащимся выполнение упражнения на дом, даём последовательность выполнения элементов и дозировки. В школе систематически ведется спортивно-массовая работа с учащимися.

Хорошей традицией нашей школы стало ежегодное участие в акции «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам». В рамках этой акции проходит месячник «Самый спортивный класс». В школе проводятся Дни здоровья, походы, спортивные праздники. Школьники участвуют в спортивных соревнованиях школьного, муниципального уровней. Участие школьников в спортивных соревнованиях - это прекрасная возможность для их самовыражения, самореализации, самоутверждения.

Большая работа ведется работа по профилактике курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, формированию гигиенических навыков и ЗОЖ школьников. Начиная с первых уроков много внимания уделяем работе с родителями, побуждаем их к приобретению спортивного инвентаря, спортивной формы для детей, контролю над ходом выполнения домашних заданий, повышению двигательной активности учащихся.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников. Одной из причин сложившейся ситуации стала система школьного образования, ориентированная на интеллектуализацию и интенсификацию учебного процесса. Информационная перегруженность, психоэмоциональная напряженность учебного процесса, его нерациональная с гигиенической точки зрения организация приводят к потерям здоровья школьников. В этих условиях повышается роль учителя физической культуры в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся.

Важной проблемой в осуществлении физического воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом. Решение этой задачи возможно только при участии тех ведущих потребностей, которые определяют жизнедеятельность человека. Только воздействуя на все человеческие потребности: биологические, социальные, духовные и удовлетворение их можно построить целесообразную систему физического воспитания, где занятия физическими упражнениями станут жизненно важными для социума, в котором живет человек.

Исходя из существующей на сегодняшний день проблематики и далеко не всех обозначенных противоречий, я вижу необходимость раздельного дифференцированного обучения учащихся физической культуре, что позволит нам сократить и укрепить здоровье школьников и повысить мотивацию учащихся к дополнительным занятиям физической культурой и спортом в дополнительных образовательных учреждениях.

Физическая культура в школе - это не только уроки, это целый мир, в котором школьники могут себя проявить. Именно спортивные праздники, соревнования и конкурсы остаются в памяти наших учеников после окончания школы. Поэтому организация внеклассной и внешкольной физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися требует большого внимания. Под внеклассной работой по физическому воспитанию подразумевается не только участие в календарных спортивных мероприятиях школы, района, но и организация в школах эффективной системы физкультурно-спортивной работы.

Сегодня урок физической культуры должен не только сохранять и укреплять здоровье учащихся, но и побуждать ребят к интеллектуальной деятельности через создание проблемных ситуаций, решение которых требует привлечения знаний из других предметов.

Ориентиром в нашей работе стали слова Мишеля де Монтень – французского философа – гуманиста: «Здоровье – это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть время, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нетерпимой и унизительной».

 

 Куличенко Татьяна Васильевна

 Швец Ирина Николаевна

 учителя начальной школы

 МОУ «ООШ№2»,

 г. Старый Оскол

«ФОРМЫ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Здоровье – это ничто,

Но без него мы никто

Сократ



2020-03-17 235 Обсуждений (0)
Формирование культуры здоровья обучающихся 8-9 классов в процессе преподавания химии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование культуры здоровья обучающихся 8-9 классов в процессе преподавания химии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)