Результаты эффективности системы сопровождения младших школьников по сохранению психологического здоровья
Диагностическая работа Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение учащихся начальной школы. Для изучения я подобрала методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире: v тесты цветового выбора М. Люшер; v тесты Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен; v проективные методики: «Рисунок семьи», «Дерево»; v методика А.П. Венгера; v анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой; v тест школьной тревожности Филлипса; v АСВ; v шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина; v «Карта наблюдений», предложенная и адаптированная Л.М. Ковалевой. Представленные методики позволяют проводить диагностику как в групповой форме, так и индивидуально. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей. Данные эмпирического исследования Последние четыре года, проводя набор детей в 1-е классы, я обратила внимание, что ежегодно в МОУ «ООШ №2» поступают дети уже с высоким уровнем тревожности. Причем, по тестам интеллектуального развития эти дети показывают высокий и хороший уровень. Результаты диагностики, проводимой в период адаптации обуч-ся 1 классов к школьному обучению (в октябре – ноябре месяце), также заставляют задуматься. Наиболее стабильными показателем остается «преобладание отрицательных эмоций». Фактор «хроническое переутомление» имеет тенденцию к снижению. А по фактору «перевозбуждение» показатели не стабильны и зависят от года набора (возможные причины – стиль общения педагога). По полученным данным с учителями по каждому ученику, составляющими «группу риска», проводится собеседование, где определяется дальнейший путь их педагогического сопровождения. На консультацию приглашаются родители, где индивидуально выясняется стиль семейного воспитания, родителям объясняется, к каким последствиям – отклонениям в развитии ребенка может привести их воспитательная неуверенность. Даются рекомендации. С детьми данной «группы риска» проводятся занятия на снятие напряжения, формирование эмоциональной устойчивости. В конце первого класса вновь проводятся исследования эмоционального фона. Снижение количества учащихся, имеющих отрицательный фон настроения, незначительно. Показатели хронического переутомления и перевозбуждения стабильны. Причем в «группу риска» по эмоциональному состоянию попадают в разные периоды разные дети. Все эти выводы привели меня к мысли, что психологическое сопровождение учащихся начальной школы ради сохранения их психологического здоровья должно строиться по принципам: Ø Есть множество факторов, влияющих на формирование высокой тревожности у ребенка. Из них есть те, которые мы изменить не в силах, например, состояние развития общества, экологическая обстановка и т.д., а есть такие, как семейные отношения, стиль педагогического общения, эмоциональное развитие ребенка, оказывая влияние на которые, при определенных стечениях обстоятельств мы можем изменять общую картину. Ø На психодиагностическом этапе необходимо не только выявлять детей, для которых характерна повышенная тревожность, но и проводить исследования стиля семейного воспитания. Ø По результатам фронтальной диагностики определяются учащиеся «группы риска», с которыми должны проводиться индивидуальные занятия по определенной для каждого программе. Ø С учащимися, не попавшими в «группу риска», следует проводить психолого профилактические мероприятия. Ø Для родителей необходимо разработать систему работы, направленную на просвещение и психопрофилактику тревожности у детей. Ø Проводить психопрофилактические мероприятия с педагогами. Строя систему сопровождения младших школьников по этим принципам с 2009–2010 учебного года я смогла сравнить: у большего количества учащихся наблюдается улучшение эмоционального состояния. Снижается количество учащихся, у которых преобладают отрицательные эмоции (на 6–8% – в 2008–2009 и 2009–2010 учебных годах набора) по сравнению: на 1% в 2007–2008 учебном году набора или на 0% к концу первого класса, а затем стабильно высокие показатели в 2006–2007 годах набора. Конечно, процент учащихся, у которых улучшилось эмоциональное состояние, не слишком высок, но за каждой цифрой – живой человек, которому стало легче учиться, общаться со сверстниками. И хочется отметить, что в 2009–2010 учебном году к концу 1-го класса: улучшение эмоционального состояния наблюдалось у 12 человек (13%); Таким образом, диагностическое отслеживание уровня эмоционального развития показало эффективность проводимой работы по психологическому сопровождению младших школьников как фактора сохранения психологического здоровья. Развивающая работа Развивающая деятельность педагога - психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников. Развивающая работа в большей степени ориентирована на «психологически благополучных» школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяет им решать достаточно сложные психологические задачи. Коррекционная форма позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии школьников. Она ориентирована на индивидуальную работу педагога-психолога с ребенком. Коррекционно-развивающая работа рассматривается мною как основное направление работы школьного психолога с детьми. Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений. Развитие рефлексии в период младшего школьного возраста, по моему мнению, изучается в тесной связи со становлением ребенка как субъекта учебной деятельности. Субъект учебной деятельности осуществляет особые действия по развитию целостной учебной деятельности, направленные на воспроизводство ее ориентировочно-смысловой основы. В начале младшего школьного возраста эти действия осуществляют стихийно, но к концу периода они приобретают для детей личностный смысл. Так, рефлексия трактуется как характеристика внутреннего мира человека, состояний его души, психики и сознания (Г. Лейбниц); как критическая активность человека, направленная им на свое познание (Д. Локк, В.А. Лекторский, А.П. Огурцов); как рассмотрение человеком оснований собственных действий точки зрения соответствия требуемому задачей результату (В.В. Давыдов, А.З. Зак, П.В. Новиков); как характеристика семиотической функции, осознание отношения обозначаемого и обозначающего (Н.Г. Салмина); как самосознание личности в проблемной ситуации и осмысление принципов осуществления деятельности (В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов); как исследовательский акт, направленный человеком на себя как субъекта жизнедеятельности (Н.И. Гуткина). Для проведения коррекционно-развивающей работы мной на основе нескольких программ и разработок (Т.В. Азарова «Психологическая работа с детьми на этапе адаптации и при решении различных трудностей»; Н.В. Самоукина «Психокоррекционные упражнения и программы» и другие) была составлена программа психологической коррекционно-развивающей работы на этапе первичной адаптации первоклассников. Осуществление которой велось психологическими средствами - формирование и развитие определённых психических процессов и навыков в ходе специально организованной деятельности. Цель данной программы: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения при решении различных трудностей, связанных с психологической неготовностью к школе. Программа состоит из четырёх блоков, каждый из которых направлен на решение конкретных задач. Блок 1. Освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска активного стиля общения. Блок 2. Устранение страха, неловкости, негативизма во время общения с членами ученического коллектива, развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение. Блок 3. Преодоление барьеров контакта и устранение «помех» в установлении эмоциональных контактов, повышение стрессоустойчивости, улучшение памяти и внимания, улучшение мыслительной деятельности. Блок 4. Развитие мелкой моторики, синхронизации работы полушарий, облегчение процесса чтения и письма. Целенаправленная работа над темой позволила достичь следующих результатов: В эмоционально-волевой сфере дети научились: - определять и сравнивать эмоциональные ощущения, различать их характер; направлять своё внимание на мышечные ощущения; - повысить стрессоустойчивость. В двигательной активности первоклассники овладели следующими умениями: - различать и сравнивать мышечные ощущения; - частично снимать мышечные зажимы; - произвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в двигательном напряжении. В сфере общения приобрели следующие умения: - эмоциональной саморегуляции; - сопереживание, т.е. принятие позиции партнёра по общению и проживание его эмоционального состояния; - навыки взаимодействия и сотрудничества. В направлении развития теоретического мышления: - определять конкретную цель своих поступков; - выбирать из нескольких вариантов один конструктивный способ поведения; - предполагать конечный результат своих целей и поступков; - планировать свою поисковую деятельность; - рефлексировать свои способы решения задач. Итак, подводя итоги проделанной работы, я могу с уверенностью говорить о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в настроении, доминирующем у личности. Именно для младшего школьного возраста очень значимы факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья. Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата. Акинина Л.Н., учитель обществоведческих дисциплин МОУ «ООШ№2», руководитель творческой группы
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |