Обоснование эффективности транспортного процесса за счет повышения эксплуатационных свойств технических средств
УДК 656.1/.5:657.471.62
Т. Е. Воронцова, магистрант; О. В. Нечаева, магистрант А. Н. Баранов, кандидат технических наук, доцент Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнёва, Красноярск tanyavorontsov@mail.ru, nehaeva1998@icloud.com aleksandr-baranov-55@mail.ru
Выполнено обоснование эффективности транспортного процесса за счет повышения эксплуатационных свойств технических средств в сравнении с базовым вариантом транспортного процесса. Ключевые слова: транспортный процесс, путь, подвижной состав, прочность, эффективность.
Введение Успешная работа лесозаготовительных предприятий возможна при ритмичном поступлении древесины на склад предприятия. Этого можно достичь, если лесозаготовительный процесс осуществляется круглый год и базируется на лесотранспортной системе, которая включает в себя технологию работы, технические средства и систему управления. Самым финансово затратным элементом лесотранспортной системы являются технические средства, которые подразделяются на подвижной состав и транспортную сеть [1]. Эффективность транспортного процесса будет обеспечена, если технические средства будут отвечать требованиям, предъявляемым к ним, а именно: путь должен иметь прочностные показатели, соответствующие подвижному составу, ровность должна обеспечивать расчетные скорости движения и шероховатость, достаточную для обеспечения безопасности транспортного процесса. Основой обеспечения транспортного процесса лесных предприятий являются лесовозные дороги. Их конструкция и прочностные свойства должны соответствовать типу подвижного состава и объемам перевозимой продукции. Основные запасы лесов находятся во второй дорожно-климатической зоне избыточного увлажнения, поэтому необходимы новые дорожные конструкции, которые бы обладали достаточной прочностью и длительным сроком эксплуатации. Кроме того, сооружение дорожных конструкций позволит обеспечить доступность лесных массивов в течение всего года [2]. Для обеспечения эксплуатационных свойств дорог (прочности достаточной для движения подвижного состава c номинальной нагрузкой круглый год) на переувлажненных грунтах предлагается дорожная конструкция, основание которой выполнено из прочного непроницаемого эластичного материала в виде закрытых цилиндрических емкостей – «сигар», наполненных сухим грунтом. Поверх основания укладывается нетканый перфорированный материал и отсыпается подстилающий слой из дренирующего материала, который уплотняется пневмокатком. На поверхности дренирующего материала сооружается общая однослойная дорожная одежда из гравийной смеси [3]. Для получения объективных данных об эффективности транспортного процесса нами будут рассчитаны затраты на путь и эксплуатационные затраты на транспорт леса, а эффективность процесса будет подтверждена, если удельные суммарные затраты будут меньше по сравнению с базовым. Результаты расчетов по определению затрат на путь представим в табл. 1.
Таблица 1. Затраты на строительство дорожной конструкции
При таком объеме транспортных работ встречается несколько участков дороги на переувлажненных грунтах, которые находятся непосредственно в лесном массиве. Для строительства 2 таких участков будет затрачено 44964 руб. Удельные затраты на строительство составят 44,9 руб/м3. Для обеспечения эффективного транспортного процесса автопоезд должен отвечать следующим критериям: 1) полное использование номинальной грузоподъемности; 2) реализация тяговых возможностей; 3) надежность крепления перевозимого груза; 4) соответствие допустимым габаритам; 5) обеспечение ритмичной поставки. На сегодняшний день важна тенденция организации транспортного процесса, работая по схеме со сменными прицепными комплектами. Объективный вывод об эффективности транспортного процесса можно получить только, рассчитав эксплуатационные затраты, капиталовложения и соотнести их на единицу вывозимого объема [4]. В таблице 2 представлены результаты расчета удельных эксплуатационных затрат для лесовозного автопарка на основании схем автопоездов «автомобиль + прицеп-роспуск + прицеп».
Таблица 2. Результаты расчетов затрат на вывозку
* А – автомобиль, Р – прицеп-роспуск, П – прицеп.
Из таблицы 2 следует, что минимальные удельные эксплуатационные затраты достигаются при использовании автопоезда А + Р + П на дорогах при расширении сезона вывозки. Так, затраты для годового объема в 100 тыс. м3 составят 309,9 руб./м3, что показывает снижение затрат на 17,2 % при перевозках на существующем пути. Вывод Использование предлагаемой дорожной конструкции и подвижного состава на базе автопоездов «автомобиль + прицеп-роспуск + прицеп» позволит расширить срок вывозки лесоматериалов с 180 дней до 240, при этом удельные приведенные затраты снизятся с 374,3 до 354,8 руб./м3. Эффективность транспортного процесса обеспечена за счет повышения эксплуатационных свойств технических средств. Список использованных источников 1. Транспорт леса : учебник для вузов : в 2 т. – Т. 1: Сухопутный транспорт / Э. О. Салминен [и др.] ; под ред. Э. О. Салминена. – 2009. – 368 с. – (Высшее профессиональное образование. Лесное хозяйство). 2. Нечаева, О. В. Эффективные дорожные технологии для лесного комплекса Красноярского края // Транспорт: проблемы, цели, перспективы (TRANSPORT 2021) : в рамках фестиваля «Неделя науки – 2021» : материалы Всерос. науч.-тех. конф. (Пермь, 12 февраля 2021 г.). – Пермь, 2021. 3. Патент на изобретение № 2726709, РФ. Технологическая лесовозная дорога / Баранов А. Н., Еналеева-Бандура И. М., Филиппов Н. А. 4. Воронцова, Т. Е. Обоснование эффективности лесотранспортной системы в зависимости от схемы подвижного состава и объема вывозки // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Красноярск, 22–23 апреля 2021 г.). – СибГУ им. М. Ф. Решетнёва. – Красноярск, 2021.
© Анисимов А. А., Бровкин С. А., Еналеева-Бандура И. М., 2021 © Анисимов А. А., Шувалова В. А., Еналеева-Бандура И. М., 2021 © Ахметьянов И. Р., Гусев Д. А., Ибрагимов Р. Р., 2021 © Барыкин А. Ю., 2021 © Байбакова А. А., Блинов Е. А., 2021 © Баязитов Р. Б., Фасхиев Х. А., 2021 © Баязитов Р. Б., Фасхиев Х. А., 2021 © Боровик А. В., Морозов С. А., 2021 © Винокурова А. Н., Торохов И. А., Перминова И. С., Филькин Н. М., 2021 © Винокурова А. Н., Филькин Н. М., 2021 © Витвицкий Е. Е., Шипицына Р. Е., 2021 © Володькин П. П., Рыжова А. С., 2021 © Волощенко Г. П., 2021 © Волощенко Г. П., 2021 © Воробьева И. В., Перминова И. С., Зорин И. А., Филькин Н. М., 2021 © Воронцова Т. Е., Нечаева О. В., Баранов А. Н., 2021 Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |