Классификация методов обучения. Классификация методов обучения – это выделение их групп
Классификация методов обучения – это выделение их групп, на основе какого-то признака. Они существуют изолированно друг от друга и по своей природе они также объединяются в какие-то группы. Существуют различные классификации методов обучения. (На экзамене отвечать одну любую) 1) Голант, Перовский (одна из самых старых 1940-е г.). Выделяются 3 группы методов обучения по источнику информации - словесные (рассказ, лекция, дискуссия) - наглядные (как педагог ту самую наглядность представляет) - иллюстрация (статичное представление) и демонстрация (динамичное) - практические (источником информации выступает «делание») – опыт, показ 2) Лернер, Скаткин (основанием является способ усвоения материала в соответствии с характером познавательной деятельности). Она своеобразна тем, что на срабатывает не только для школьной системы образования, но и для вузовской. - объяснительно-иллюстративный метод (учитель передают информацию в готовом виде, а ученик ее воспроизводит) - репродуктивный (похож на предыдущий, ученик воспринимает и воспроизводит не только теоретическую информацию, но и практическую) - проблемного изложения (учитель в процессе обучения ставит какую-либо учебную проблему и вслух ставит ее решение, считается, что это стимулирует учеников) - частично-поисковый (учитель ставит проблему, а какую-ту часть ее решения оставляет за учениками) - исследовательский (предполагает, что учащийся самостоятельно без учителя и формирует проблему и решает); редко встречается на практике 3) Бабанский Ю.К. (в конце прошлого века только его учебники были типовыми). В основе положена характеристика учебно-познавательной деятельности (УПД) ученика. I) Методы организации осуществления УПД - по источнику информации (рассказ, сообщение, объяснение) - по логике передачи информации (дедуктивные и индуктивные) - по степени самостоятельности обучающихся (продуктивные и редуктивные) - по характеру управления учебной работой (под руководством и без руководства учителя) II) Методы стимулирования и мотивация учебно-познавательной деятельности - методы стимулирования интересов к учению (познавательные игры, дискуссии, конференции; подстегивающие личный интерес) - методы стимулирования долга и ответственности III) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью УПД - методы устного контроля и самоконтроля (опросы) - методы письменного контроля и самоконтроля - лабораторно-практического контроля и самоконтроля за эффективностью УПД С одной стороны в многообразии классификаций одни видят хорошее, однако другие говорят о том, что качественной классификации не существует, и в педагогике наступил кризис жанра. Средства обучения и их типология Это источники получения учебной информации, формирования умений, это предметы материального мира или ситуации, которые педагог преднамеренно включает в учебный процесс. Основными функциями средств обучения являются: - удовлетворения познавательных интересов учащихся - повышение наглядности обучения (что делает его более доступным) - увеличение доли самостоятельности в обучении Типология средств обучения включает (Оконь): - объекты окружающей среды, взятые в натуральном или специально препарированном для целей обучения виде - действующие модели (агрегаты) - макеты и муляжи - приборы и приспособления для учебных экспериментов - графические средства (карты, картины, диаграммы, таблицы) - технические средства обучения (механические; аудиальные; аудиовизуальные; средства автоматизирующие процесс обучения) - учебники и учебные пособия (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, словари) - устройства для индивидуального контроля знаний учащихся (перфокарты ) Формы организации процесса обучения План: 1) Понятие формы организации процесса обучения 2) Характеристика классно-урочной системы, ее историческое развитие 3) Характеристика лекционно-семинарской системы Понятие формы организации процесса обучения Формы организации процесса в современной педагогике трактуются по-разному: - как внешнее очертание - как способ существования и выражения содержания - как внутренне устройство чего-либо В теории педагогики форма обучения понимается как конструирование, композиция какого-то содержания обучения в определенных условиях. Таким образом, форма соединяет в себе ответы на вопросы «Когда, Где, и Кто обучается?». Традиционно формы обучения разделяются в зависимости от количества обучающихся и называя индивидуальные, групповые и массовые. В настоящее время в типологии форм обучения учитывают не только количество обучающихся, но и степень самостоятельности в учебном процессе, а также соотношение индивидуальных и групповых видов деятельности. В связи с этим выделяются 3 основные формы процесса обучения: - Индивидуальное обучение - Классно-урочное обучения - Лекционно-семинарское обучение
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1008)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |