Билет 5. Ретроспективный анализ педагогических идей и воспитательных практик
Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса. В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Структура целостного педагогического процесса: Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные части: - общие основы; - теория воспитания; - дидактика – теория обучения; - школоведение. Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга. Структура– это расположение элементов в системе. Только зная, что и с чем связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования. Этапы целостного педагогического подхода В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный. Рассмотрим их подробнее. На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели, диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса. Сущность первой, состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса. Этап осуществления педагогического процесса – основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: - постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; - взаимодействие педагогов и учеников; - использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; - создание благоприятных условий; - осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; - обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Завершается цикл педагогического процесса этапоманализа достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Билет 11. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Цель образования как социокультурного феномена – формирование индивидуального стиля жизнедеятельности. Социальные функции образования: воспроизводство культуры и развитие личности. Ценность образования в личностном аспекте: свобода личности, жизненные перспективы (чувство времени и пространства), неудовлетворенность, самореализация, статус личности и ее удовлетворенность жизнью, мировоззрение личности Компетентности Ценность образования в социальном аспекте: Единое культурное пространство соц.потенциала благосостояния общества духовности Статус государства в мире Регулирует статусные отношения и роли Нормы поведения и деятельности Образовательные парадигмы: Знаниевая (знать, можно не понимать) – культурологическая (знать, где можно найти) Технократическая (развитие науки) – гуманистическая (развитие личности) Педагогоцентрическая - детоцентрическая
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2368)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |