Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Знания, умения, навыки тренера



2015-11-10 4700 Обсуждений (0)
Знания, умения, навыки тренера 5.00 из 5.00 6 оценок




Перечислить специальные знания, умения и навыки тренера просто не­возможно — так их много. Представление об этом можно составить, если идти путем перечисления наиболее весомых и явных функций тренера. Функции тренера — это основные проявления его профессиональных обя­занностей. Перечислим их:

Учебно-тренировочная функция предполагает умение преподавать гим­настические упражнения. В основе лежат знания о технике упражнений, о методах обучения, вспомогательных приемах. Сюда же относятся многочисленные способы организации занятий различного типа, умение лично провести разминку, продемонстрировать или имитировать основные и подводящие упражнения, применить средства ОФП и СФП, оказать по­мощь и страховку, определить нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Данная функция подкрепляет­ся системой знаний смежных научных дисциплин: анатомией и биомехани­кой (техника упражнений), физиологией, педагогикой, психологией (обуче­ние упражнениям).

Воспитательная функция осуществляется в процессе общения тренера с учениками и проявляется в различных формах контакта: беседе, диалоге, вну­шении, мерах поощрения и порицания. Воспитание в итоге ставит целью раз­витие способностей учеников, развитие волевых и нравственных качеств, в целом совершенствование индивидуальных черт личности. Особенностью вос­питательной работы в гимнастике является то, что наряду с традиционны­ми для «педагогики общения» ментальными методами тренер применяет ме­тод решения практических задач. Преодолевая в учебно-тренировочной работе трудности, предлагаемые тренером, гимнаст воспитывает в себе ценные качества личности: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, сознатель­ную дисциплину, активность. Знание соответствующих разделов пе­дагогики, психологии в данном случае является хорошим подспорьем.

Функция планирования сводится к стратегии и тактике подготовки, к знанию о процессе в целом. На этой основе определяются более частные задачи, программа работы распределяется во времени, подбираются основ­ные средства и методы по периодам и этапам. В современных формах планирование может осуществляться с использованием технических средств, компьютеров. Специальные навыки взаимодействия с компьютером становятся все более актуальными. Тренер в связи с этим должен быть зна­ком с навыками научной организации труда, оргтехникой.

Функция контроля, учета и коррекции подготовки является одной из повседневных и обширных видов деятельности тренера. Предполагается, что тренер должен владеть всем диапазоном методов: от визуальных методов оценки качества выполнения заданий (попыток, подходов), до методов кон­троля уровня тренированности, уровня готовности гимнастов к соревнова­ниям.

Контролируется успеваемость гимнастов в освоении отдельных элемен­тов программы, комбинаций в целом, контролируются и учитываются тре­нировочные нагрузки, а также результаты вспомогательных и основных со­ревнований. Тренер должен владеть методами диагностики состоя­ний гимнастов: определять уровень их функциональной готовности, психической напряженности, видеть признаки утомления, особенно пере­утомления, ведущего к перетренировке, травмам.

Подспорьем тренеру в этом случае могут быть знания в области спортив­ной медицины, гигиены, физиологии, метрологии.

Функция подготовки и участия в соревнованиях раскрывается не в на­выках судьи, что также немаловажно для тренера, который всегда должен быть готовым выступить в этой роли, но, прежде всего, в специальных уме­ниях организовать предсоревновательную подготовку своих учеников или порученной ему команды, смоделировать тренировочную работу в соответ­ствии с особенностями предстоящих соревнований и, наконец, выступить в роли выводящего тренера или его ассистента непосредственно на соревно­ваниях.

Функция отбора для занятий спортивной гимнастикой также лежит на тренерах. Выявление способных и одаренных детей, организация отбора, методы и специальные упражнения, диагностика перспективности учеников на начальном этапе подготовки — вот неполный перечень проблем, где от тренера требуются специальные знания, умения и навыки. Помимо знания гимнастики в этой сфере деятельности потребуются знания возраст­ной физиологии и психологии, антропологии и морфологии, спортивной метрологии.

Функция материально-технического обеспечения тренировочного про­цесса во многом лежит также на плечах тренера. В лучшем случае он «за­казчик», который определяет администрации, какие снаряды, тренажеры, маты нужно приобрести, какая нужна магнезия, что необходимо иметь каж­дому гимнасту помимо тренировочной формы и костюма для соревнований. Требуются знания стандартов оборудования, фирм-производителей, стоимо­сти .

Обеспечение безопасности занятий является также одной из основных функций тренера по гимнастике. Ситуации риска и опасности получения травмы присущи виду спорта. Помимо владения педагогическими методами профилактики травм и перегрузки (приемы страховки, оказания помощи, регулирования состояний), тренеру необходимо уметь грамотно организовать пространство в зале: соблюсти нормы расстановки снарядов, укладки матов и т.п. Необходимы при этом знания из области гиги­ены о нормах освещенности, температуре воздуха и т.д.

Деловые и личностные контакты тренера. В своей работе тренер вступает во взаимоотношения, относящиеся к его профессиональной сфере деятельности. Конечно, на первом месте надо рас­сматривать его контакты со спортсменом. Схематично уровень этих взаимоотношений можно выразить в трех вариантах: 1) тренер _спортсмен;2) тренер — спортсмен; 3) тренер —спортсмен (по Михееву). Первый вариант характерен более высокой подготовленностью тренера, полностью ру­ководящей его ролью, что типично для этапов начальной подготовки. С рос­том мастерства спортсмена уровни владения специальными знаниями, уме­ниями, навыками постепенно у тренера и гимнаста уравниваются. Постепенно функции ведущего и ведомого перестраиваются на более высокий уровень. Спортсмен уже не нуждается в мелкой опеке, многое умеет в части само­обучения, самотренировки, самообеспечения. Все это и есть накопление опыта. Нежелателен третий вариант, когда спортсмен поднимается в знании своего дела выше тренера. Это случается тогда, когда тренер не стремится к новым знаниям, живет старой славой и устаревшими представлениями о системе подготовки. Такая ситуация чревата конфликтами, спортсмен может расстаться с тренером, не поспевающим за своим учеником.

Контакты с коллегами важны не только для обмена опытом. Необходимость совместной работы в одном зале, в одном коллективе требует от каж­дого тренера терпимости, доброжелательности, коммуникабельности.

Взаимоотношения тренеров чутко улавливаются гимнастами.

Общий позитивный психологический климат в команде, спортшколе в основном зависит от тренерской солидарности, их общительности, интеллигентности, взаимовыручки.

Взаимоотношения с администрацией, руководством неизбежны. Тренер в определенной мере зависим, чаще всего материально, от федерации, директора, менеджера. В системе нормальных взаимоотношений на первом плане должны быть вопросы улучшения условий труда тренера, тренировки спортсменов, но не личные предпочтения и интересы.

Тем не менее в системе руководитель — подчиненный действуют законы и механизмы, о которых так полно сказал Дейл Карнеги. Все его советы полностью переносимы и в сферу спорта.

Контакты с врачом строятся на профессиональном уровне. Врач — первый помощник и советчик тренера. В то же время врач легче распознает причину недомогания гимнаста, если в диагностике и анамнезе учтет мне­ние тренера о личности и особенностях подготовки спортсмена. Лучший вариант, когда врач постоянно находится с командой. Его функции много­образны. Тренеру необходимо на своем уровне достаточно глубо­ко разбираться в вопросах медицины, особенно в гигиенических основах спортивной деятельности. В этом случае общий язык с врачом найти не со­ставит труда.

Взаимоотношения с семьей спортсмена в гимнастике отличаются доста­точно регулярными и прочными контактами, если учесть, что начинают ею заниматься с 5—6 лет. Часто родители приводят и уводят детей с занятий, присутствуют на тренировке. В этом случае контакты облегчаются.

Сфера интересов родителей велика. У тренера просят советов по орга­низации режима дня, питанию и т.п.

Тренер обсуждает с родителями вопросы взаимоотношений семьи и ребенка, лучше познает черты его характера. Одним словом, общение с се­мьей является взаимно полезным.

Контакт с учителями и преподавателями учебных заведений, в которых учится гимнаст, в конечном итоге сводится к заботе тренера о судьбе учени­ка. Чрезмерное увлечение гимнастикой может привести к неуспеваемости в школе, постоянным конфликтам по поводу учебы и т.д. Все это скажется отрицательно и на занятиях гимнастикой. Профилактическая работа трене­ра заключается в основном в своевременной информированности об успе­хах гимнастов в школе, принятии мер по упорядочению режима дня, помо­щи учителям в воспитательной работе. Желательно показать успехи гимнас­та по месту учебы, организовать показательные выступления.

Взаимоотношения с представителями средств массовой информации так­же важны в тренерской работе, так как освещение вопросов гимнастики в прессе, на телевидении, радио должно быть профессионально точным, направ­ленным в конечном итоге на пропаганду вида спорта, рекламу достижений гимнастов и тренеров. Не следует уклоняться от интервью, подготовки мате­риалов.



2015-11-10 4700 Обсуждений (0)
Знания, умения, навыки тренера 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Знания, умения, навыки тренера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4700)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)