Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогические способности тренера



2015-11-10 2035 Обсуждений (0)
Педагогические способности тренера 4.67 из 5.00 3 оценки




1.4.1. Проблема таланта тренера.Проблемы способностей в гимнасти­ке изучались большей частью относительно спортсменов, особенно в связи с отбором талантливых и одаренных детей. Однако не меньшее значение в воспитании гимнастов высокой квалификации и процессе формирования личности спортсмена имеет талантливый тренер.

В модельные характеристики преуспевающего тренера входят и его способности.

Способности определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности.

В теории способностей различают три признака: индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способ­ности, относящиеся именно к данным видам деятельности; не сводимость способностей только к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Способности «создаются» в деятельности. Врожденными являются анатомо-физиологические и психические задатки. Сами же способности могут быть только результатом развития. Это важно учесть как необходимость по­стоянного совершенствования в избранной деятельности. Таким образом, спо­собности тренера не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и на­выкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения спосо­бами и приемами деятельности.

Подобно тому, как у гимнастов важнейшей способностью считается свойство обучаемости, чувствительность к новой координации движений, так и в оценке способностей тренера огромное значение имеет педагогическая чувствительность, т.е. способность находить и создавать наиболее продуктивные, экономные по времени и энергии способы достижения искомого результа­та. Это, в конечном итоге, талант тренера. Формулу профессионального ма­стерства теперь можно отразить следующим образом: знания — умения — навыки — опыт — талант.

1.4.2. Основные категории способностей тренера. В спортивной педа­гогике и психологии педагогические способности тренера принято подраз­делять на следующие наиболее значимые категории.

Дидактические способности как восприимчивость к нахождению опти­мальных путей в обучении новому материалу реализуются в приемах, дела­ющих упражнения доступными, безопасными, в приемах, побуждающих учеников к сотворчеству, к самообучению.

Коммуникативные способности проявляются в установлении с ученика­ми взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия.

Гностические (познавательные) способности тренера определяются сте­пенью исследования собственной деятельности: ее результатов, путей пере­стройки.

Организаторские способности проявляются в упорядочении собствен­ной работы, в побуждении гимнастов к деятельности.

Психомоторные способности тренера заключаются в возможности до­ходчиво продемонстрировать детали техники. Это особенно важно в работе с начинающими гимнастами.

К числу важных педагогических способностей можно также отнести еще целый ряд других, как то содержательность и яркость речи, наблюдательность, требовательность, педагогический такт, экспрессивность — способность «заря­жать» своей энергией учеников, критичность (способность анализировать не­достатки учеников) и самокритичность, самостоятельность в отличие от внуша­емости и простой подражательности, самообладание, общительность, терпимость, активность, настойчивость. Перечень можно продолжить. И все важно. Непов­торимость личности каждого человека зависит от соотношения тех или иных способностей. О значении педагогических способностей свидетельствуют такие факты. По данным Н.В. Кузьминой, нет полной зависимости между результатив­ностью педагогического труда и знанием предмета (корреляционная зависимость не равна единице — 0,587), а также между результатами труда и отношением к делу (0,589). Правда, эти исследования относятся к труду учителя общеобразо­вательной школы. Однако примеры из гимнастики убеждают в правомерности перенесения их смысла на деятельность тренера. Поэтому дело не только в зна­нии им технологии гимнастической практики и в добросовестной работе. Не­обходимо еще проявление педагогических способностей, педагогического чутья, интуиции. Этим обладают ведущие тренеры.

Степень одаренности тренера определяется по результатам его труда. В соответствии с поставленными целями, адаптированными к уровню занимающихся, можно оценить конечный итог.

1.4.3. Уровни результативности работы тренера. По результативности тренеры могут быть отнесены к нескольким категориям:

• Репродуктивный уровень, характерный тем, что тренер может научить тому, что знает сам. Это отличает молодых тренеров, закончивших спортив­ную карьеру гимнастов.

• Адаптивный уровень, состоящий в том, что тренер способен согласо­вать свои знания с особенностями учеников.

• Моделирующий уровень, свойственный тренерам, владеющим страте­гией обучения, превращения своего предмета в средство формирования лич­ности учеников.

По первому и второму уровням деятельности еще нельзя определить наличие у тренера специальных педагогических способностей. Характеризуя учителей школ, Н.В. Кузьмина (1985 г.) считает, что деятельность педагогов первых двух уровней внешне может быть очень привлекательной и вызывать положительный эмоциональный отклик у учащихся. Здесь может проявляться общая одаренность человека: качество речи, эрудиция, артистичность поведения, темперамент, эмоциональность. Результативность такой работы может быть тогда, когда ученики сами будут искать дополнительные знания, самостоятельно работать. Так часто и бывает в спортзале, когда гимнасты широко обмениваются опытом, заимствуют друг у друга всевозможные приемы.

Педагогические способности обнаруживаются у тренера при переходе на третий — моделирующий — уровень деятельности. В этом случае доминанта с себя перемещается на ученика. Вместо формулы: «как я объяс­няю, как действую», тренер переходит на формулу: «что и в какой последовательности должен сделать гимнаст, чтобы учебный материал стал его достоянием».

На первых двух уровнях проявляются общие способности, а на третьем уровне — специальные педагогические способности, что предполагает взаимодействие с другими способностями.

Тренер третьего уровня готов на определенное самоотречение в пользу ученика, готов подчинить свои способности созданию оригинальных систем подготовки гимнастов, представляющих ценность не только для своих кол­лег, но и для профессионалов национальной школы в целом.



2015-11-10 2035 Обсуждений (0)
Педагогические способности тренера 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Педагогические способности тренера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2035)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)