Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критика Дильтеем объяснительной психологии и его проект описательной психологии



2015-11-10 876 Обсуждений (0)
Критика Дильтеем объяснительной психологии и его проект описательной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Вильгельм Дильтей (нем. Wilhelm Dilthey, 19 ноября 1833, Бибрих-на-Рейне — 1 октября 1911, Зейс) — немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни, литературовед, введший впервые понятие так называемых наук о духе (Geisteswissenschaft), оказавших огромное влияние как на современные исторические науки в Германии (Риккерт, Виндельбанд, Шпрангер и другие), так и на литературоведение (Унгер, Вальцель, Гундольф и другие).

Учение. В своем главном сочинении «Введение в науки о духе» (нем. Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1880), а также в «Построении исторического метода в науках о духе» (нем. Der Aufbau der geschichtlichen Methode in den Geisteswissenschaften, 1910) Дильтей резко противопоставляет науки о духе наукам естественным (к которым Дильтей относит и эмпирическую психологию), изучающим явления путем эмпирического анализа, между тем как наука о духе имеет дело с непосредственной психической деятельностью — переживанием — и поэтому должна отстаивать свой, специфически соответствующий ей метод. Психическая жизнь признается единым непрерывным потоком, сущность её заключается, якобы, в иррациональности, подсознательности и телеологической направленности; методологически Дильтей противопоставляет «предметному» или «естествоведческому» объяснению явлений свой метод «понимания» или «толкования» жизни — описательную психологию.

 

Жизнь, по Дильтею, — в этом пункте он почти целиком примыкает к Бергсону, — ничем не ограничена и неопределима, она течет из тайных источников и стремится к неизвестным целям; она доступна нашему познанию лишь частично: доступны индивидуальные жизненные явления и психологическое их толкование и понимание. Путем наблюдений над их повторением и закономерностями создается некоторая общая классификация, дающая возможность включения того или иного индивидуального явления в относительно постоянные общие типы и законы; они служат исследователю вспомогательным средством при его весьма приблизительном объяснении истории, представляющей собою смешение и срастание таких типовых явлений.

 

История как целое не имеет своего смысла; им обладают лишь отдельные её эпохи, замкнутые в себе «культурные системы» индивидуальной структуры. Методологически «наука о духе» Дильтея есть попытка соединения двух систем: каузально-генетического объяснения английского позитивизма и интуитивного понимания немецкого идеализма. Дильтей хотел возродить немецкий идеализм на более научном базисе. Но из этого соединения идеализма с позитивизмом не получилось ни цельного мировоззрения, ни цельного метода; элементы этих систем всегда распадаются там, где Дильтей применяет их на практике; он склоняется то к одной, то к другой системе: в первый период своих многочисленных исторических работ он ближе к позитивизму, во второй — особенно после критики его трудов Риккертом и Гуссерлем — к идеализму. Теории Дильтея больше всего недоставало идеи исторической динамики; изучение исторического процесса он заменял изучением (описанием) психического развития личности: почти все его исследования — биографии или биографические очерки. Чтобы сделать свою науку способной к «созидающему синтезу», он вернулся к Гегелю, но заимствовал лишь метафизические элементы его метода, игнорируя диалектику; стержень исторического развития он видел в «метафизическом переживании» гениев-художников, открыто сделав таким образом основным понятием развития — метафизику.

Однако Дильтей, мировоззрение которого сложилось во времена грюндерства и начала германского империализма, понял невозможность возрождения классического идеализма в ту эпоху и впал в скептицизм. Он представляет звено в длинной цепи развития Ницше — Шпенглер.

Применяя свое мировоззрение, страдающее[источник не указан 546 дней] дуализмом, к литературоведению, Дильтей прежде всего противопоставил свой метод историко-филологической школе Шерера-Шмидта; если эта школа под влиянием позитивизма Конта, Тэна и других стремилась свести изучение литературных явлений к точности естественных наук и рассматривала человека как социальное существо, слагающееся под влиянием окружающей его среды, то Дильтей, наоборот, восстал против исследования внешних условий, определяющих художественное произведение, перенеся свое внимание непосредственно на мировоззрение писателя и на значение переживания для поэзии. Мир художника отличается, по Дильтею, от мира других людей: он, во-первых, питается поэтической фантазией, à priori входящей в его душевную конструкцию, и во-вторых, художнику свойственно стремление освободиться от давления действительности при помощи присущего ему одному сильного, непроизвольного стремления к созиданию (Bautrieb); таким образом каждое художественное произведение есть оформление питаемого жизненными переживаниями отдельного события. Задачи литературоведения — установить связь между поэзией и переживанием писателя.

Дильтей очень много писал на литературоведческие темы; главные его произведения: серия биографий немецких романтиков, начиная от Новалиса (1865) и кончая Гёльдерлином (1905). Основные темы его работ: «Фантазия и психология в поэзии» («Ч. Диккенс и гений повествовательной литературы» — «Charles Dickens und das Genie der erzählenden Dichtung», 1876—1877; «Воображение поэта» — «Die Einbildungskraft des Dichters», 1877; «Поэтическое воображение и безумие» — «Dichterische Einbildungskraft und Wahnsinn», 1886; «Материал для построения поэтики» — «Bausteine für eine Poetik», 1887; «Три эпохи в развитии современной эстетики и ее современные задачи» — «Die drei Epochen der modernen Aesthetik und ihre heutige Aufgabe», 1892; «Переживание и творчество» — «Erlebnis und Dichtung», 1905). Последнее сочинение оказало особенно заметное влияние на современную духовно-историческую школу. Но так как метод Дильтея в целом страдает дуализмом, выражающимся в постоянном колебании между позитивизмом и метафизикой, то и его литературоведческий метод дал право ссылаться на него как формалистически-эстетической школе (Вальцель, Штрих и другие), так и многочисленным течениям внутри духовно-исторической школы (Унгер, Майнк, Гундольф, Цизарц, Бертрам, Корф, Эрматингер и другие). Однако все они исходят из того идеалистического положения Дильтея, что «история духа», или «наука о духе», должна строиться на рассмотрении каждой отдельной области культуры как выявления саморазвития единого духа идей эпохи.

1.1. Психоанализ З.Фрейда. Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Связанно с психоаналитической линии, Родоначальник Фрейд, когда ему было 4 года, семья пережила финансовые трудности, переехали в Вену, где он прожил до того, как он бежал от нацистов в Англию, где и умер. Он был старшим и очень способным, имел свою комнатку, в гимназии был лучшим учеником, легко все сдавал. Он был евреем, у него был только 2 выбора: медицина или право. Поступил в Венский университет по медицине, там увлекался физиологическими исследования. Потом занимался физиологией в лаборатории Брюкке. Занимается червями. В 26 лет защищается. Наука не приносит денег, он собирается жениться и он с неохотой становится хирургом, потом как общий медик. Потом его начинает интересовать психиатрия. Потом 1885 году начинает преподавать в Венском. Брюкке выбил ему грант в Париж и Фрейд едет в Париж к Шарко, которые гипнозом изучал неврастению. Там он понял, что объяснения поступков людей не сходится с реальными целями. Считал бессознательные влечения основной детерминантой психической жизни человека. Создал структурную модель психики, включающую в себя три «инстанции»: Эго, Супер-эго и Оно, теорию психосексуального развития личности. В учении 3. Фрейда феномен бессознательного стал основным предметом психологического исследования. Фрейд создал динамическую концепцию психики человека, на формирование которой большое влияние оказала физическая картина мира, господствовавшая на рубеже XIX—XX вв. (учения об энергиях). Предполагалось, что главную роль в психической жизни человека играют не ощущения или формы восприятия, а мотивы, которые, преломляясь в аффектах, определяют психологический строй жизни личности. Исследовал истерии, рабатывает психологическую концепцию, новые категории новых заболеваний. Ф. разработал метод свободных ассоциаций, а также тему мотивов поеведения. Работая с пациентами, Ф. разрабатывает следующие..... В таких событиях имеют место недопустимые для осознания мотива факторы. Мотивы делятся на агрессивные сексуального плана. Ф. разрабатывает новый жанр - сознание как такоковое тесно связано с речью человека. Речь идет об определенных фантазиях, связанных с желаниями. Стадии психосексуального развтития:1). Оральная (удовлетворение, связанное с питанием грудью), сосание. (у ребенка, грудь матери его удовлетворяет). Начинается с момента рождения. Губы, язык, потом зубы. Основной стимул – ослабить напряжение от голода и жажды. Эротическая зона - рот. Рот – первая зона, которую человек может контролировать, там у младенца либидо больше всего. У человека возникает особое отношение миру – он требует постоянной подпитки, возможно развитие орального садизма. Потребительское отношение к миру. 2). Анальное – ребенка приучают ходить на горшок. Удовлетворение связанно с испражнением, он это воспринимает как дар взрослым и его за это хвалят. Если есть травма. Если есть фиксация на анальной стадии, человек аккуратен, скуп, упрям. 3). Фаллическая фаза. До 6 лет. Либидо уходит в гениталии. Ребенок начинает испытывать влечение к родителю противоположного пола, отец – конкурент. Эдипов / Элекстра комплекс. Этот комплекс должен символично разрешиться. Ребенок должен индефицировать себя с отцом и символически овладеть матерью. Так получают знание своей половой роли. Если были проблемы, то, являясь физически мужчины, вырастая человек психологически бесполым. Он конкурирует со старшими мужчинами и любит девочек постарше, в процессе психоанализа происходит перенос: аналитик будет мыслиться как отец и будет вечная агрессия. Эрогенные зоны - половые органы. Предмет анализа: отношение между психоаналитиком и пациентом. Идентифицируется с родителем своего пола, узнает каково быть мужчиной или женщиной, т.е. понимает сущность мужественности или женственности.4) Генетальная, где он может жить половой жизнью. Задача человека работать и любить. Три структуры психики:Сознательное – то, что человек сейчас осознание. ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.Предсознательное – этот тот материал, который человек может осмыслить определенным образом. Не осознавая таблицу умножения, мы можем легко, если нас спросить, сосчитать. Не отделено от сознания. Безсознательное – отделено от сознания цензурой. Цензура не пускает в сознание неприемлемый материал. Он не вспоминается, но не оказывается потерянным. Они проявляются в ошибках, оговорках, в перебоях последовательной работы сознания, сны, симптомы неврастении. 3 инстанции психоанализа, динамически связанные. Оно – исходная сущность (служит исходным моментом), биологическое, примитивное, неорганизованно, тут не действует логика, не находится в контакте с миром, его принцип – удовольствие, то, что человек чувствует в результате разрядки напряжения. Младенец – голод, сразу плач. Не развивается в течение времени. В ряде случаев, человек не может прямо удовлетворять, если есть система наказаний, то влечет новые напряжения. И становится экономически невыгодно прямо удовлетворять. Нужно соотносить с реальностью. Пытается формироваться структура.Я – эго, которое руководствуется принципом желаний, оценивает все через реальность. Оно пытается контролировать инстинкты, должен контролировать уровень напряжения. Его способы – внешне приемлемые, социально верные. Сверхя - суперэго - ориентируется на принцип должного и недолжного, запреты для личности. Связано с усвоением неких моральных запретов. Ребенок узнает не только реальные, но и моральные ограничения. Функции суперэго - совесть, самонаблюдение (самоанализ), формирование идеалов. Анна Фрейд пошла по стопам своего отца. Она разрабатывала концепцию защитного механизма. 1) Вытеснение – с помощью этого неприятный материал изгоняется из сознания, хотя этот материал сохранят активность. В. Не носит единовременного характера, В. нужно всегда поддерживать, оно всегда ищет выход. Часто выражается в симптомах болезни. П-р. если человек любит отца и одновременно желает ему смерти, но Я и сверхЯ выкинуть эту идею из сознания. 2) Отрицание. Нежелание принимать события. «Забывать» события, не обращать внимание. Человек отрицает некие реальные события. Пр. соседка взяли вазу у соседки и повредила. В суде обвиняемая привела 3 ар: я не брала вазу, она была с трещиной, я вернула ее целой. 3) Рационализация. – поиск допустимых причин для недопустимых действий. Цель оправдать поведение. П-р. человек желает быть господином этого человека, и объясняет есть этак: я делаю это ради вас. Это скрывает властные мотивы. Способ вынести давление сверхЯ. 4) Реактивные образования – заменяет мотив на противоположный. Когда человек не может удовлетворить сексуальный порывы, он придумывает себе мораль.5) Проекция – приписывание чего-то из своих черт другому человеку. П-р. человек секс.озабоченный заявляет, что все хотят секса. Мы не видим в себе чего-то, то кажется нам ярким в других. 6) Изоляция – Ситуация отрывается от своего эмоционального состояния, переживание отдаляется от личности, от события. Это помогает преодолеть трудности. Ребенок играет игрушкой, приписывая ей злобу и т.д., То,что запрещено. 7) Регрессия – возврат к более ранней стадии развития, возвращение на более примитивный уровень. Это снимает ответственность.8) Сублимация - Единственный, что способен не только отгородить от неприятного, но и способен преобразовать и направить в иное русло. П-р. первичная сексуальная энергия уходит в творчество. Энергия идет по соц. Доп. Каналам. Она снимает и устраняет напряжение. Цивилизация формирует альтернативные цели, достижение которых тоже доставляет удовольствие. Человек может изменять цель, не уменьшая интенсивность. 2.2. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Одина из крупнейших фигур и самых спорных. Фокус на установление связи между сознательным и бессознательным. Без этой связи личность Юнг немного младше Фрейда, до 9 лет, когда родилась его сестра, был единственным ребенком в семье. Любил играть в одиночестве, имел богатый внутренний мир, его отец был пастором реформаторской церкви и прекрасно знал восточные языки.В возрасте между 2 и 4 годами он видел сон: чудовище на троне, этот сон шел за ним всю жизнь. Потом он отнесет это к архетипу Подземного бога.Ему быстро надоела школа, но он страстно читал. Он осознавал в себе 2 личности: личность мудрого старика и сын священника, маленький и неуверенный. Он решил быть медиком – это было компромиссом между научным складом и любви к гуманитариям. Он считал, что психиатрия должна использовать гуманитарные методы. Диссертация по анализу местного медиума, по оккультизму. Учился в интернатуре Цуриха, центре психиатрии того времени. Там он разработал словесно-ассоциатиный тест: слово->ассоциация. Задержка говорит об эмоциональной заряженности слова. В 30 лет он начинает читать лекцию в Цурихе, он уже познакомился с первыми работами Фрейда, которых было принято критиковать. Но Юнгу Фрейд понрвился (книга про шизофрению). Они первый раз говорили 12 часов, потом переписывались.Разногласия1). Юнг не принимал, что не считал либидо энергией полового влечения, а сексуальность – одно из проявлений2). Фрейду не нравилось увлечение Юнга мифами и магией. «Символы трансформациия» книга Юнга критиковала Фрейда, Юнг месяцами не занимался наукой, начал работать над собой и анализировать себя. Потом она начал разработку своей теории.СознаниеЛичное бессознательное – оно Фрейда.Коллективное бессознательное – то, что формируется не из-за вытеснения, а наследуется от предков. Общее не всех людей, атмосфера в которой мы живем. Мы рождены с псих. Наследием. Как тело есть музей органов, так и психика есть результат эволюции, там есть результат долгой эволюции, пришедшие от животных предков. Архетипы даны до опыта. Они отражают готовность вечно повторять основные патарны поведения. П-р. с А. Мать связана не только мама, но и все женщины, церковь, община..Он вывел ее из рассказов своих пациентов. Он не могу найти в снах их корни в их жизни, зато видел параллели с мифами. Психика структурирована своими Архипами.Типы Архетипы:Эго – центр сознания Персона (с лат. маска) – все те социальные роли, которые человек обращает во вне. Она собирает и выводит в мир Эго. Соц. Роли, одежда. Может отчудить человека от глубоких слоев личности. Тень – это то желания и опыты, которые отсекаются от персоны, животные черты. Тень – фигура подчиненная. Если некоторые элементы тени возвращаются в сознание, то тень становится неопасной. Но невозможно полностью ее осознать и тем самым ее уничтожить. Личность без тени - карикатура на человека без недостатков. Анимус – Анима – половые характеристики противоположного пола. Ориентирован на внутренние процессы. Самость – наиболее важный, А. центрированности сознания, определяет целостность психики, согласно Юнгу сознание и бессознательное дополняют друг друга и рождают самость. Это королевская чета, божественный ребенок, круг, кристалл. Самость центр всего, как эго центр сознание. Многие люди не осознают всю самость. Чем больше символ соответствует материалу, те сильнее отрыв.2 вида символов: индивидуальные и коллективные (религия, мифы). Всегда есть дополнительные значения, мы никогда не поймем их полностью. Теория типов Юнга4 функции: восприятие, Мышление, чувства, интуиция, Интроверсия, экстраверсия по превосходящей функции Крест Юнга (см. псих. Я поз. Мир. ) Восприятие и чувства приносят информацию, мышление и чувства способы принимать решение. В. и Ч. Альтернативные способы принять решение, М и И. – альтернативный способ принять решение. Мышление – строители планов. Чувства…..Ощущение – что именно я воспринимаю. Крайне устойчив, работает с материалом, не теряет контакта с реальностью. Интуиция – что могло бы случиться? – люди не могут отделять свою идею от сенсорную информацию. Озарение и ограничение. Дом. Ф. – превосходящая. Низшая – наиболее слабая. Если у человека главное мышление, то слабы будет чувства. 8 различных типов: 4 функции и у каждой 2 варианта: экстровертная и интровертная. Низшая функция развивается в критической ситуации.

 

2.3. Индивидуальная психология А. Адлера. Связан с психоанализом, но не был напрямую его учеником, он был несколько младше Фрейда.Родился в музыкальной семье купца средней руки. Долго и тяжело болел в детстве. Страдал от постоянного соперничества со старшим братом, который был физически сильным. Он завел себе много друзей, где нашел понимание и ощущение равенства. Его стремление к равенству и компенсации своей недостаточности видна во всех его работах. Он всегда много читал: литература, философия, Библия, психология. Позднее он много преподавал и такое знакомство с культурой помогло ему ясно читать лекции студентам. Когда ему было 3 года, умер младший брат Адлера. Он был много раз близок к смерти, 2 чуть не был убить в уличной драке. В 18 лет А поступает в Венский университет, чтобы стать офтальмологом, чтобы лечить людей, он там участвует в политических собраниях, интересуется социализмом. Постепенно ему становится интересна психиатрия. Когда Фрейд опубликовал первую книгу, Адлер был один из не многих, кто поддержал его. ФРЕЙД писал ему благодарности и пригласил войти в его группу. Он никогда не подвергался тренировочному психоанализу, он не был собственно учеником Фрейда, он вошел в группу уже сложившимся ученым. Но он стал президентом психоаналитического общества. 1). Главный мотив – не секс, а стремление к власти2). Оказывал особое внимание социальным проблемамВ психоаналитическом обществе остается 14 человек, Адлер уводит к себе 7 человек и основывает общество индивидуальной психологии. Это общество открывает в школах кабинеты психологии, где бы дети и родители могли получать помощь. При этом он был практикующим психотерапевтом, был известным лектором. Был интересным человеком: когда он останавливался в отели, в его комнату набивался весь стафф отеля слушать. Теория А основана на нескольких источниках, которые он критически осмыслил.1). Дарвин 2). Психоанализ Фрейда 3). Ницше (воля к власти) 4). Ханс Вайхингер 5). Философия холизма (от гр. целый) Жан Сматс 1) Адаптация к окружающей среде основа психологии. Адлер занимается динамикой не внутри психики, а занимается анализом окружающего мира. Он преломляет Дарвина к медицинской практике. Но он был против социла-дарвинизма (выживает сильнейший) – органическая неполноценность может подтолкнуть к достижениям. И это приведет к успешной адаптации человека. 2) У него уже были свои работы по психологии, он никогда не был согласен с теорией либидо. Но он так же придавал большое значение сновидением и неврастенические синдромы. Фрейд до того как пути Ф и А разошлись считал А своим учеником, но А всегда это отвергал. А занимался своими научными поисками. Фрейд занимался анализом частей, частностей и мелочей, а А, что нужно двигаться от познания целостной картины. a. Сексуальность выражение личных свойств человека, не фундамент. Основа не секс, а стремление к властиb. Считал, что психоанализ ведет в формированию эгоистических личностей и считает, что он не уделяет внимание социуму. Его концепция лучше подчеркивает социальную человека.3) Сильно влияние в ранних работах. Но А не просто перенес идею Ницше в психологию, он расширил: не к ВЛАСТИ, а к ПРЕВОСХОДСТВУ. Кроме того, он преодолел индивидуализм, введя понятие о социальном интересе.4) Вайхингер полагал, что люди создают систему из свох переживаний, а потом применяют их в жизни. На людей больше воздействуют их ожидание, а не реальный мир – такой подход он называл функционализм. Влияние видно в работе «Неврастническая конституция»5. Были в переписки, Адлер помогал Сматсу печатать ему работы. Был полит. лидером Африки.Он считал, что человек в процессе развития стремиться к усложнению своей системы. Адлер: нужно не только знать, как бацилла воздействует на организм, но и как тело на бациллу. Важно знать как целая психика реагирует на мир. Основные понятия Адлера:1. Комплекс неполноценности, компенсация – монографии 1907 года - у каждого индивида его слабые органы, которые можно развить упражнениями так, чтобы он стал ведущим. Все великие люди имели такой комплекс. На детей глубоко воздействует его неполноценность – он не имеет власти и меньше всех. Детские впечатления самого Адлера также во многом определили такую теорию. Жизненный опыт ребенка заставляет его чувствовать свою слабость, он стремится к власти чтобы компенсировать, это само по себе не плохо – это движет историю. Чрезвычайно чувство неполноценности препятствует росту и развитию. Чтобы компенсировать нужно, ставить реальные цели, иначе он уйдет в мечты и у него не появится социальный интерес. Собственно для Адлера прогресс - есть результат этого.2. Агрессия, борьба за превосходство. Но это не стремление к разрушению, а позитивная сила, необходимая для выживания. Агрессия – форма стремления к власти – идея Ницше, которую Адлер украл. Это может принимать как + так и – направления. + э это цель стать полезным окружающим, - это стремления к личному превосходству. Все виды – Дарвин: должны развиваться, чтобы сохраниться. Это расово верное врожденное чувство – жить значит развиваться. В процессе развития не нужно бояться делать ошибки. Метафора обучение плаванию: Как только ты сделаешь все возможные ошибки, ты научишься плавать. В жизни также. 3. Жизненные цели. На цель влияет опыт и личные свойства. Это не ясная цель, которую можно достигнуть рядом шагов, это далекая, размытая, идеальная цель, которую человек создает в ранние годы жизни и редко ее достигает. Но основе этого формируется свой жизненный стиль. Цель – защита от чувства бессилия. Цель чаще всего скрыта от сознания. П-р.: многие врачи, выбирая карьеру в детстве, пытаются совладеть со страхом смерти. Цель нереальна, но к ней всегда приближаются путем реальных шагов. Неврастенические цели – это те, к которым не ведет последовательность реальных шагов. Невротик всегда занят фантазиями о своим превосходстве. Адлер спрашивал пациента: а чтобы ты делал без этой болезни. И по ответу судил по цели. Цели позволяют объяснить поведение. Черты характера не врожденные и не неизменные, а вырабатывается стремлением к превосходству4. Стиль жизни – уникальный способ достижения своих целей. Комплекс средств, позволяющий приспособиться к миру. Цель психологии – выявить такой стиль. В первые 4 года человек формирует свою целостность и приспосабливает ее к стремлению к превосходству. При терапии нужно искать единый жизненный стиль, а не как Фрейд частности. Это ученики разобрали жизненный стиль:a. Я- концепция – представления человека о себеb. Идеал себя – то, как человек хочет себя знать и видеть. c. Образ мираd. Этические убеждения – личный этический кодекс. Схема апперцепции (восприятие, включающее в себя активность субъекта) – активная интерпретация того, что мы получаем от мира. Это личная картина мира, это определяет поведение человека. Если человек убежден, что моток веревок – змея, то не важно, что это не змея, страх будет такой же. Если человек боится мир, то он и видит в мире угрозу. В терапии он старался показать, что твой способ видеть мир не единственный. Когда к нему пришел чел. и сказал, что он неудачник, А предложил ему проиграть – тогда то он точно выиграет.5. Творческая энергия личности – человек это не инертный объект, но существо, который активно ищет и систематизирует ощущения. Инд. Психология возникла как наука, которая пытается понять творческую энергию. Творческая энергия направляет стремление к власти. Основа любого лечения не в силе болезни, но в силе самого человека. Т. Э. л. – творческий акт, идентичное я. Человек – единство качеств, этого не понимал Фрейд. Человек сам делает свою личности. 6. Социальный интерес. – в поздних работах самое важное, чувство солидарности человека к человеку, чувство товарищества, Неудачники – результат недостаточного развития соц. Интереса. Наша жизнь проходит в обществе. Благодаря своей работе, человек становиться полезным. Всё поведение человека социально и мы развиваемся только в обществе. Соц. Интерес э то не забота об обществе, это забота о всем человечестве, движущая сила эволюция. Важно формирование способности сотрудничать. А считал, что только вместе мы можем преодолеть свою неполноценность. Великие люди всегда хотели принести пользу обществу и они были людьми кооперативными. Три цели в жизни: РАБОТА (не только заработок, но и самореализация)ДРУЖБА (мы живем в обществе, нам нужно быть вместе)ЛЮБОВЬ (мы двуполые и будущее зависит от взаимоотношения полов)Нельзя быть привязанным к обществу абстрактно. Три цели взаимосвязаны в ответе на вопрос – как жизнь конструктивно в этом мире? Если молодец в одном, успеешь во всех. Органическая неполноценность (сильная болезненность, развивается эгоизм, так как за них все делают), избалованность (не любят родителей и умеют лишь повелевать) и заброшенность (они не видят любви в доме) мешают сформироваться соц. Ин. Эти пороки породили всех великих врагов человечества. Основные пункты о неврозе. Попытка преодолеть чувство неполноценности, невротик оторван от реальности, поэтому болезнь и страдание заменяют попытки добиться превосходства. Это вынужденный ответ реальности: сны, сонливость. Так он отходит от общества и создает себе иной мир, снимая таким образом ответственность. Невротик всегда ищет личной власти, у него не развит соц инт. Врач должен изменить его мир так, чтобы включить его в общество. 2.4. Бихевиоризм — направление в психологии, определившее облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название — от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней. Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874—1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «connection» — связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма. Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». [2] Термины Торндайк употреблял традиционные — «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым. То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями. Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале поведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роль «проб и ошибок», это понятие несомненно составляло одну из предпосылок его эволюционного учения. Поскольку возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе. Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе способами. Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость. Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден её построить собственными усилиями. Итак, связь «ситуация — реакция» в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт — проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается методом упражнения. Прогрессивность подхода Торндайка по сравнению с подходом Дьюи и других чикагцев очевидна, ибо сознательное стремление к цели принималось ими не за феномен, который нуждается в объяснении, а за причинное начало. Но Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде. Итак, Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в «тайниках души». Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой. Прежняя психология утверждала, что связи образуются между феноменами сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Они назывались рефлексами. По Торндайку, коннексия — связь между реакцией и ситуацией. Очевидно, что это новый элемент. Говоря языком последующей психологии, коннексия — элемент поведения. Правда, термином «поведение» Торндайк не пользовался. Он говорил об интеллекте, о научении. Но ведь и Декарт не называл открытый им рефлекс рефлексом, а Гоббс, будучи родоначальником ассоциативного направления, ещё не употребил словосочетание «ассоциация идей», изобретенное через полстолетия после него Локком. Понятие созревает раньше термина. Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее отчетливо выступает у него ограниченность бихевиористских схем в плане объяснения человеческого поведения. Регуляция человеческого поведения совершается по иному типу, чем это представляли Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие за коны научения едиными для человека и остальных живых существ. Такой подход породил новую форму редукционизма. Присущие человеку закономерности поведения, имеющие общественно-исторические основания, сводились к биологическому уровню детерминации, и тем самым утрачивалась возможность исследовать эти закономерности в адекватных научных понятиях. Торндайк больше чем кто бы то ни было подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в её традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворенности и дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам. Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878—1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом. После защиты диссертации по психологии в университете Чикаго Уотсон стал профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе (с 1908 года), где заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. В 1913 году он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу «Поведение: введение в сравнительную психологию», в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание. Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путем внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно ра


2015-11-10 876 Обсуждений (0)
Критика Дильтеем объяснительной психологии и его проект описательной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критика Дильтеем объяснительной психологии и его проект описательной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (876)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)