Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение Платона о душе



2015-11-10 2856 Обсуждений (0)
Учение Платона о душе 4.67 из 5.00 3 оценки




Платон родился в 428/427 г. до н.э. в Афинах. Он принадлежал к древнему аристократическому роду. В юности Платон писал трагедии и стихи. Однако в силу своего происхождения он мечтал посвятить себя политической деятельности. Как и многие юноши он искал ответы на вопросы о справедливости и благе и наткнулся на фигуру Сократа. Несправедливый приговор, казнь отвращают Платона от политики. После своих странствий (Дионисий Старший, а затем и Младший; в том числе побывав в рабстве), Платон возвращается в Афины и создает Академию.

Любой человек имеет душу, в которой заключена полнота знания.

Учение о душе - один из смысловых центров платоновской философии. По Платону, от души зависит как теоретическая, так и практическая деятельность человека. Главный тезис о душе - ее бессмертие. О том, что душа переживает тело и может воплощаться в различные тела, говорили до Платона орфики и пифагорейцы. Однако Платон дает наиболее поную трактовку этого учения. Бессмертие души необходимо.

Единство платоников было не в учении, а в образе жизни. Все они занимались музыкой и математикой, подготовкой к философии. Нужно 50 лет учиниться, прежде, чем стать философом. Философия – подготовка к смерти, отрешение от тела (сама это сема). Об этом говорится в Федоне.

Федон (о Душе): Эхекрат и Федон. Из первой тетралогии.

Четыре доказательства бессмертия души.

1. Аргумент первый: взаимопереход противоположностей: всё возникает таким образом - противоположное из противоположного. Лучшее прежде было худшим. Большое –малым. Возможен переход и в обратную сторону. Поэтому жизнь рождается из смерти, а смерть – из жизни. Если переход из живого в мертвое очевиден, то должен быть очевиден и переход обратный. Так Сократ говорит о перерождениях как пифагореец

2. Аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека: Знание есть на самом деле припоминание того, что человек знал уж давно, то есть до рождения, значит душа бессмертна.

3. Аргумент третий: самотождество идеи (эйдоса) души: Сократ говорит, что вещи разрушаются тогда и только тогда, когда они составные. Потом он разделяет предметы на зримые и незримые (сущности, обнаружимые лишь разумом). Зримое меняется, незримое неизменно. Т.е. зримое составное, незримое целое. Душа незрима, значит не разрушается. Души людей, близких к телу, перейдут в другие тела. Душа философа рождается богом.

Три аргумента доказывают бытие души до рождения, но не после смерти. Ему возражают, что душа типа гармонии в лире. Но гармония не рождается до лиры, а душа –да.

4. Аргумент четвертый: теория души как эйдоса жизни: Душа приносит жизнь. Все, с чем имеет дело душа, становится частью жизни. Но душа не может быть причастна к смерти, так как это противоположно жизни. То, что не принимает смерть бессмертно. Противоположности исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым.

Этические выводы из учения о душе . Нужно заботится о душе, ибо она бессмертна, те, кто ближе к телу будут болтаться возле него призраками. Общая теория души содержится в «Федре» «Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно». Платон здесь создает миф о душе, которая представляется в образе колесницы (тело) с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный— страсти, желания и инстинктивное началою Возница изображает здесь разум, добрый конь — волевую часть души, а дурной конь — страстную или эмоциональную часть души. Боги и возничие, и кони имеют благородное происхождение, у остальных – смешанное. Эта колесница (душа) парит в небе, пока не натолкнется на что-нибудь твердое - она вселяется туда и получает земное тело. Душа может потерять свои крылья, если она вскармливается чем-то дурным и безобразным. Но, равно как и потерять крылья она их может заново обрести - только это будет намного сложнее. В течение 10000 лет душа не может окрылиться, за исключением той, которая действительно будет стремиться к мудрости. Душа может обрести свои крылья, только в том случае, если она приобщится к божественному, прекрасному и мудрому. Когда человек влюбляется, у него режутся крылья, и поэтому ему больно.

Во второй части диалога Платон раскрывает теорию красноречия. Оратор, по мнению Сократа, должен знать предмет, о котором он говорит. «Так вот, когда оратор, не знающий, что такое добро, а что - зло, выступит перед такими же несведущими гражданами с целью их убедить, <…> то какие плоды принесет впоследствии посев его красноречия?» Сократ рассуждает и о составляющих речи. Он сравнивает сочинение с живым существом, у которого должны быть голова, туловище и конечности, которые непременно должны подходить друг к другу и соответствовать целому. Так, на первом месте должно быть вступление, на втором - изложения и свидетельства, на третьем- доказательства, на четвертом - правдоподобные выводы.

Поскольку суть выступления оратора заключается в воздействии на душу человека, то оратору необходимо знать сколько видов имеет душа. В зависимости от ее видов оратор может воздействовать на ту или иную группу людей. В уста Сократа , Платон вкладывает отрицательное отношение к письменности. Находясь в обращении, сочинение могут читать люди несведущие, а значит, может быть не понято ими. Сочинение « нуждается в помощи своего отца, само же оно не способно ни защититься, ни помочь себе.»

В завершении диалога, Сократ желает Лисию и остальным ораторам составлять свои произведения руководствуясь целью, которую они преследуют. Он предлагает называть таких людей - мудрецами, а следовательно и философами, так как философ и есть «любитель мудрости».

В диалоге «Государство» Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человека. Так, он уподобляет разумную часть души — пастырю стада, волевую или яростную часть души — сопутствующим пастырю собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам.

Таким образом, Платон выделяет три начала души:

1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.

2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых вожделений и даже зачастую спорят с ними: «мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нем насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идет словно лишь между двумя сторонами». Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, «когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо добиться своего, либо умереть, разве что его смирят доводы собственного рассудка».

3. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. В диалоге Платона «Государство» говорится, что начало, «из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений».

В "законах" Платон пытается обосновать первичность искусства, что материальные элементы следуют за ним. Первичным оказывается разум, а не материя. И тогда любое человеческое деяние является божественным занятием. Доказательство аналогично Федру. В "Законах" всего два вида души: зорошая и плохая. Если Платон - это еще литература. Это обусловлено разными задачами: Платон показывает идеи, идеи блага, что превышает наш мира, он заворожен своей теорией и не может выразить ее в понятиях.



2015-11-10 2856 Обсуждений (0)
Учение Платона о душе 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Учение Платона о душе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2856)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)